ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
УИД 04RS0018-01-2016-005767-77
номер дела № 33-3407/2022 поступило <...> года
судья Кузубова Н.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 октября 2022 года город Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., при секретаре Цыденжаповой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Республики Бурятия, Республиканскому агентству лесного хозяйства об организации ликвидации несанкционированной свалки по частной жалобе заявителя Республиканского агентства лесного хозяйства на определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21 июля 2022 года, которым в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда отказано, и по частной жалобе заявителя Правительства Республики Бурятия на определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 3 августа 2022 года, которым в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда отказано,
Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы частных жалоб, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь с заявлениями о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 30 января 2017 года, Республиканское агентство лесного хозяйства и Правительство Республики Бурятия просили предоставить отсрочку – Республиканское агентство лесного хозяйства до 31 декабря 2023 года, Правительство Республики Бурятия до 31 декабря 2022 года, ссылаясь на то, что в соответствии с Законом Республики Бурятия от 23.12.2021 № 1932-У1 «О республиканцем бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (в редакции Закона Республики Бурятия от 28.04.2022 № 2077-У1) на ликвидацию свалки Агентству из республиканского бюджета выделено 5 000 000 рублей. В связи с чем на электронной площадке было размещено извещение № <...> о проведении электронного аукциона для закупки услуг по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов производства и потребления. Протоколом № <...> от 15 июня 2022 года аукционная комиссия отклонила все заявки, признала аукцион несостоявшимся. Далее агентством на электронной площадке размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № <...> с установлением даты подачи предложений о цене контракта – 7 июля 2022 года, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 11 июля 2022 года. В рамках оказания услуг с места несанкционированной свалки планируется к вывозке 1 637,02 куб.м., срок оказания услуг - с даты подписания контракта и до 30 октября 2022 года. При этом агентством на постоянной основе осуществляется патрулирование лесного массива в рамках осуществления федерального лесного надзора.
Определениями Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21 июля 2022 года и 3 августа 2022 года Республиканскому агентству лесного хозяйства и Правительству Республики Бурятия отказано в предоставлении отсрочки в исполнении судебного акта.
Республиканским агентством лесного хозяйства подана частная жалоба на определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21 июля 2022 года с просьбой об его отмене и принятии нового определения об удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки. Представитель агентства указывает, что в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 11 июля 2022 № <...> определен победитель закупки, и 22 июля 2022 года заключен государственный контракт № <...>. При таких обстоятельствах выполнение работ необходимо будет продолжить в 2023 году с учетом того, что в 2022 году цены на товары, работы и услуги практически выросли на 50%, а в зимнее время из-за смерзания грунта и отходов работы проводить невозможно.
Правительством Республики Бурятия подана частная жалоба на определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 3 августа 2022 года, в которой также содержится просьба об отмене определения суда первой инстанции и принятии нового определения об удовлетворении отсрочки исполнения решения суда сроком до 31 декабря 2022 года со ссылкой на доводы, аналогичные приведенным в частной жалобе Республиканского агентства лесного хозяйства.
В отзыве на частные жалобы Республиканского агентства лесного хозяйства и Правительства Республики Бурятия межрайонный природоохранный прокурор Кошелев А.Е. полагал, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявлений Республиканского агентства лесного хозяйства и Правительства Республики Бурятия о предоставлении отсрочек исполнения решения суда.
В соответствии с правилом абзаца 2 части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ с учетом характера и сложности разрешаемого процессуального вопроса, доводов частных жалоб, частные жалобы рассмотрены с извещением лиц, участвующих в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя Республиканского агентства лесного хозяйства по доверенности Кривобокова В.В. поддержала доводы частной жалобы.
Представитель заявителя Правительства Республики Бурятия по доверенности Романова О.С. поддержала доводы частной жалобы.
Представители Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, Управления Росприроднадзора по Республике Бурятия, администрации МО «Прибайкальский район» Республики Бурятия, администрации МО СП «Туркинское» Республики Бурятия, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представители Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора, администрации МО СП «Туркинское» Республики Бурятия просили о рассмотрении частных жалоб в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом надлежащего извещения сторон посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев доводы частных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 года исковые требования Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены, постановлено обязать Правительство Республики Бурятия, Республиканское агентство лесного хозяйства устранить нарушения законодательства об охране лесов от пожаров, об отходах производства и потребления путем организации ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства и потребления, расположенной на землях лесного фонда в квартале № <...>, части кварталов №№ <...> Байкальского лесничества, площадью около 30000 кв.м., объемом около 210 000 куб. м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 26 апреля 2017 года решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 30 января 2017 года оставлено без изменения.
Определением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 11 декабря 2017 года Республиканскому агентству лесного хозяйства предоставлена отсрочка исполнения вышеуказанного решения сроком до 1 июня 2019 года.
Определениями Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 26 июня 2019 года и от 7 октября 2019 года Республиканскому агентству лесного хозяйства отказано в предоставлении рассрочки по исполнению вышеуказанного решения. По результатам апелляционного рассмотрения частных жалоб на указанные определения выводы районного суда об отсутствии оснований для предоставления Республиканскому агентству лесного хозяйства очередной отсрочки по исполнению решения суда признаны обоснованными.
Определением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 9 января 2020 года Правительству Республики Бурятия отказано в предоставлении рассрочки по исполнению вышеуказанного решения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 11 марта 2020 года определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 9 января 2020 года отменено, Правительству Республики Бурятия предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 30 сентября 2020 года.
Определением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 27 октября 2020 года заявление Правительства Республики Бурятия об отсрочке исполнения решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 года удовлетворено частично, постановлено предоставить Правительству Республики Бурятия отсрочку исполнения решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 года по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Республики Бурятия, Республиканскому агентству лесного хозяйства об организации ликвидации несанкционированной свалки на срок до 31 июня 2021 года.
Определением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 12 октября 2020 года заявление руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства Мартынова А.В. об отсрочке исполнения решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 года удовлетворено частично, постановлено предоставить Республиканскому агентству лесного хозяйства отсрочку исполнения решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 года по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Республики Бурятия, Республиканскому агентству лесного хозяйства об организации ликвидации несанкционированной свалки на срок до 31 июня 2021 года.
Определением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 июля 2021 года заявление руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства Мартынова А.В. об отсрочке исполнения решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 года удовлетворено частично, постановлено предоставить Республиканскому агентству лесного хозяйства отсрочку исполнения решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 года по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Республики Бурятия, Республиканскому агентству лесного хозяйства об организации ликвидации несанкционированной свалки на срок до 31 июня 2022 года.
Определением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 15 июля 2021 года заявление Правительства Республики Бурятия об отсрочке исполнения решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 года удовлетворено частично, постановлено предоставить Правительству Республики Бурятия отсрочку исполнения решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 года по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Республики Бурятия Республиканскому агентству лесного хозяйства об организации ликвидации несанкционированной свалки на срок до 31 июня 2022 года.
Несмотря не неоднократное предоставление ответчикам отсрочки, до настоящего времени решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 года не исполнено.
Разрешая заявленные Республиканским агентствам лесного хозяйства требования об отсрочке исполнения решения суда, суд первой инстанции исходил из того, что основаниями для предоставленных ранее отсрочек исполнения решения суда являлись одни и те же обстоятельства, каких-либо иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии уважительных причин невозможности исполнения решения суда, в настоящее время не заявлено, в связи с чем, пришел к выводу о том, что предоставление очередной отсрочки исполнения судебного решения не представляется возможным и обратное приведет к нарушению общеправовых принципов гражданского судопроизводства и повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Разрешая заявленные Правительством Республики Бурятия требования об отсрочке исполнения решения суда, суд первой инстанции исходил из того, что основаниями для предоставленных ранее отсрочек исполнения решения суда являлись одни и те же обстоятельства, каких-либо иных обстоятельств, свидетельствующих о наличии уважительных причин невозможности исполнения решения суда, в настоящее время не заявлено, в связи с чем, пришел к выводу о том, что предоставление очередной отсрочки исполнения судебного решения не представляется возможным и обратное приведет к нарушению общеправовых принципов гражданского судопроизводства и повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.
Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Исходя из разъяснений Верховного Суда РФ, содержащихся в постановлении Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18.04.2006 № 104-О, основания для отсрочки должны носить исключительный характер, применение отсрочки должно обеспечить баланс прав и законных интересов взыскателей и должников, отвечать требованию справедливости и адекватности, не затрагивать существа конституционных прав участников исполнительного производства.
Таким образом, обстоятельства, которые суд может положить в основу для удовлетворения требований об отсрочке исполнения решения суда, должны носить исключительный характер и свидетельствовать о серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий в связи с тем, что отсрочка исполнения решения суда фактически отдаляет реальную защиту нарушенных прав и охраняемых законом интересов взыскателя. При этом суд обязан, во всяком случае, оценить все представленные должником доводы о наличии обстоятельств, действительно затрудняющих исполнение судебного решения, а также оценить действия ответчика, которые им предпринимались для исполнения судебного решения, возражения взыскателя и по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.
В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов как должника, так и взыскателя.
Как видно из представленных материалов, в целях исполнения решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 года Республиканским агентством лесного хозяйства и Правительством Республики Бурятия в лице Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия были приняты следующие меры.
По результатам проведенного 9 декабря 2019 года электронного аукциона Министерством природных ресурсов и экологии Республики Бурятия заключен контракт на организацию ликвидации несанкционированной свалки, указанной в судебном решении от 30 января 2017 года, сумма контракта 20 000 000 рублей.
В рамках данного контракта исполнителем вывезено около 37,0 тыс. м3. отходов.
12 августа 2020 года Республиканским агентством лесного хозяйства с участием подведомственных учреждений проведена экологическая акция, направленная на сбор несанкционированных отходов с территории свалки.
В результате указанной акции вывезено 500м3 твердых бытовых отходов, что подтверждается актами об оказании услуг № 1 от 14 августа 2020 года, № 2 от 21 августа 2020 года, подписанных в рамках договора от 12 августа 2020 года, заключенного между АУ РБ <...> и МУП <...>.
В соответствии с Законом Республики Бурятия от 30.04.2021 № 1491-VI «О республиканском бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» Республиканскому агентству лесного хозяйству из республиканского бюджета выделено 5 000 000 рублей.
28 июля 2021 года Республиканским агентством лесного хозяйства по результатам проведенного электронного аукциона в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с обществом с ограниченной ответственностью «БЭС» был заключен контракт № <...> на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов производства и потребления, расположенной по адресу: <...>. Срок оказания услуг с момента заключения контракта и до 30 ноября 2021, срок действия контракта – до 26 января 2022 года.
По результатам исполнения контракта согласно акту об оказании услуг № 3591 от 30 ноября 2021 исполнителем оказаны услуги по ликвидации несанкционированной свалки объемом 3 261 м3 на сумму 4 172 449,50 руб.
В соответствии с Законом Республики Бурятия от 23.12.2021 № 1932-VI «О республиканском бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годы» Республиканскому агентству лесного хозяйства из республиканского бюджета выделено 5 000 000 рублей.
Республиканским агентством было размещено на электронной площадке http://www.rts-tender.ru извещение о проведении электронного аукциона для закупки № <...>, наименование объекта закупки – оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов производства и потребления, расположенной по адресу: <...>.
Согласно протоколу № <...> от 15 июня 2022 года подведения итогов электронного аукциона по результатам рассмотрения заявок на участие в закупке комиссия по осуществлению закупки отклонила все заявки. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» электронный аукцион признан несостоявшимся.
29 июня 2022 года Республиканским агентством было размещено на электронной площадке http://www.rts-tender.ru извещение о проведении электронного аукциона для закупки № <...>, наименование объекта закупки – оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов производства и потребления, расположенной по адресу: <...>. Дата проведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 11 июля 2022 года. В рамках оказания услуг с места несанкционированной свалки планируется к вывозке 1 637,02 куб.м. Начальная цена закупки – 4 999 999,30 рублей. Согласно пункту 3.2 проекта контракта срок оказания услуг: с даты подписания контракта и до 30 октября 2022 года (включительно), срок действия контракта до 31 декабря 2022 года.
В соответствии с протоколом от 11 июля № <...> подведения итогов электронного аукциона определен победитель закупки, предложивший по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта.
22 июля 2022 заключен государственный контракт № <...> с исполнителем общество с ограниченной ответственностью <...>.
Согласно подпункту 3.2 пункта 3 государственного контракта № <...> от 22 июля 2022 года срок оказания услуг определен с даты подписания контракта и до 30 октября 2022 года (включительно).
В соответствии с подпунктом 5.2 пункта 5 государственного контракта № <...> от 22 июля 2022 года приемка оказанных услуг осуществляется в течение десяти календарных дней с даты предоставления исполнителем результатов, предусмотренных контрактом.
С учетом установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленные заявителями Республиканским агентством лесного хозяйства и Правительством Республики Бурятия документы свидетельствуют о том, что ответчики не бездействовали, ими приняты меры к частичной ликвидации свалки.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа заявителям в предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание, что заявители представили достаточно данных о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения, свидетельствующих о необходимости предоставления отсрочки его исполнения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для предоставления рассрочки исполнения решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 года до 31 декабря 2022 года, в связи с чем определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21 июля 2022 года, определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 3 августа 2022 года подлежат отмене.
Доводы Республиканского агентства лесного хозяйства в части предоставления отсрочки исполнения судебного акта сроком до 31 декабря 2023 года подлежат отклонению, поскольку доказательств тому, что выполнение работ будет продолжено в 2023 году при наличии государственного контракта № <...> от 22 июля 2022 года, срок исполнения которого определен датой 30 октября 2022 года, не представлено.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 21 июля 2022 года, определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 3 августа 2022 года отменить.
Заявление представителя Правительства Республики Бурятия удовлетворить.
Заявление руководителя Республиканского агентства лесного хозяйства удовлетворить частично.
Предоставить Правительству Республики Бурятия, Республиканскому агентству лесного хозяйства отсрочку исполнения решения Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 30 января 2017 года по иску Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора к Правительству Республики Бурятия, Республиканскому агентству лесного хозяйства об организации ликвидации несанкционированной свалки на срок до 31 декабря 2022 года.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев со дня вступления в законную силу в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ.
Председательствующий: В.А. Иванова