Дело № 2а-457/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2020 г. г. Советская Гавань
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи: Недведской В.А.,
при секретаре: Тарасовой Ю.А.,
с участием представителя административного истца - старшего помощника Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края Булдаковой А.А.,
административного ответчика – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Советско-Гаванского городского прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении действия права управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец, Советско-Гаванский городской прокурор Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о прекращении действия права управления транспортными средствами, в обоснование административных исковых требований указав на то, что, Советско-Гаванской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения в части соблюдения законодательно установленных ограничений к водительской деятельности. Исходя из статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Статья 28 Закона № 196-ФЗ содержит основания прекращения действия права на управление транспортными средствами, в том числе ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании. В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона целью обязательного медицинского освидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности. Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» утверждён перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, в которой включен хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (утв. постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. №1604) установлены заболевания, препятствующие управлению транспортным средством: психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; <данные изъяты> В ходе проведённой проверки установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на диспансерном учёте в КГБУЗ «Советско-Гаванский психоневрологический диспансер» с диагнозом «<данные изъяты> заболевание психоактивным веществом, заболевание носит характер хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Вместе с тем, данное лицо имеет действующее водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ, на право управления транспортными средствами категории «В,С». Таким образом, управление источником повышенной опасности лицами, состоящими на учете с указанным диагнозом, является в соответствии с нормами действующего законодательства незаконным, а также создает реальную угрозу для жизни, здоровья и безопасности других участников дорожного движения: водителей, пассажиров транспортных средств и пешеходов. Указанный круг лиц невозможно точно установить и персонифицировать. С учетом изложенного, просят суд прекратить действие права ФИО1 на управление транспортным средством, обязать его незамедлительно после вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение в ОГИБДД для аннулирования.
Представитель административного истца – старший помощник Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края Булдакова А.А., административное исковое заявление поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила его удовлетворить.
Административный ответчик – ФИО1 в судебном заседании административные исковые требования не признал в полном объеме, пояснив, что действительно несколько дней употреблял психоактивные вещества и попал в больницу, не думал, что будут последствия, более никаких препаратов не принимал, женат, у него имеются несовершеннолетние дети. После выписки из больницы ему не разъяснили и не уведомили в письменном виде, что ему необходимо посещать врача и сдавать анализы. После поступления иска в суд, обратился в диспансер, где на приеме ему разъяснили, что нужно сдавать анализы, сейчас он сдал анализ, результат отрицательный. Указал, что после постановки на учет, врача-нарколога стал посещать только с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель заинтересованного лица ОМВД России по Советско-Гаванскому району в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, что не является препятствием к рассмотрению дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям.
В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 3 статьи 84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно положениям пункта 3 статьи 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 8 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года №5938-VIII, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Как следует из содержания статьи 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон), к основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения относятся приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Пунктами 1 и 2 статьи 24 Федерального закона установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Согласно абзаца 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В силу положений п.п.1, 4 ст. 23.1 Федерального закона, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством, перечень которых устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно раздела 2 пункта 7 Перечня медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. №1604, психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по Международной классификации болезней (МКБ-10) F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления), являются противопоказаниями для управления транспортным средством.
В соответствии с пунктом 12 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава Российской Федерации №1034н от 30 декабря 2015 года, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие у пациентов с диагнозом «синдром зависимости» (код заболевания по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр)<6> - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии: подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения выдано водительское удостоверение № ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району, категории В, С.
Из материалов дела следует, что ФИО1 состоит на учете в КГБУЗ «Советско-Гаванский психоневрологический диспансер» с диагнозом <данные изъяты> который отнесен к числу психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением других психоактивных веществ, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно заключения ВК № от ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Советско-Гаванский психоневрологический диспансер», ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на учёте у врача - нарколога с ДД.ММ.ГГГГ с диагнозом: «<данные изъяты> После этого ФИО1 врача нарколога не посещал до ДД.ММ.ГГГГ, после чего стал регулярно приходить на приём, фиксировать ремиссию. Противопоказания к управлению транспортным средством определяются Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. №1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством», где в разделе II перечисляются шифры <данные изъяты> куда входят шифр психического расстройства ФИО1 В Постановлении указано, что противопоказания сохраняются до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией. ФИО1 врача нарколога с целью наблюдения стал посещать с ДД.ММ.ГГГГ, в течении 3-х месяцев, в связи с чем невозможно квалифицировать его состояние как «стойкая ремиссия». Врачебная комиссия пришла к выводу, что ФИО1 к управлению транспортным средством не годен.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела представлены доказательства наличия у административного ответчика заболевания, являющегося противопоказанием для управления транспортным средством.
Вместе с тем, доказательств, опровергающих наличие у ФИО1 соответствующего диагноза, либо о прохождении лечения и подтверждении стойкой ремиссии не менее двух лет, в материалах дела не имеется.
Доказательств снятия ФИО5 с диспансерного учета на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией материалы дела также не содержат.
Вопреки доводам административного ответчика тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ он был на приеме у врача-накролога, получил отрицательные результаты анализов, не опровергает наличия у него конкретных противопоказаний к управлению транспортным средством, поскольку диспансерное наблюдение в отношении ФИО1 на момент рассмотрения дела прекращено не было.
Таким образом, наличие у административного ответчика указанного ограничения для осуществления данного вида деятельности препятствует безопасному управлению транспортными средствами, ставит под угрозу жизнь и здоровье других участников дорожного движения.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27 февраля 2020 №521-О, следует, что законоположением не исключается, что заболевание, включенное в Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, будет выявлено в ином, помимо обязательного медицинского освидетельствования, порядке. На основании таких сведений прокурор, обращаясь в суд в порядке, установленном статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, уполномочен поставить перед судом вопрос о прекращении действия права на управление транспортными средствами на основании любых сведений о здоровье водителя транспортного средства.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО1 поставлен диагноз заболевания, включенного в указанный Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, имеются основания для удовлетворения административного искового заявления прокурора и прекращения действия права административного ответчика на управление транспортными средствами.
На основании изложенного,
руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении действия права управления транспортными средствами, удовлетворить.
Прекратить действие права ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГ, категории В, С.
Обязать ФИО1 в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу сдать водительское удостоверение в ОГИБДД ОМВД России по Советско-Гаванскому району, для аннулирования.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края.
Копия верна
Судья В.А. Недведская
Мотивированное решение суда составлено 09.09.2020 (в связи с нахождением судьи в отпуске с 03.08.2020).