К делу № 2а-201/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2021 года п. Тульский
Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Юрченко Н.И.
при секретаре Ходовой Е.К.,
с участием прокурора Беретаря А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Майкопского района Республики в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ,
у с т а н о в и л :
Прокурор Майкопского района Республики Адыгея обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению.
В заявлении указал, что прокуратурой Майкопского района в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны и использования водных биологических ресурсов.
В ходе проведенной проверки установлено, что в сети «Интернет» на сайте с URL - адресом: https<данные изъяты>, размещены материалы, содержащие информацию о способах добычи рыбы вида «<данные изъяты>», занесенной в Красную книгу России.
Положениями ч. 1, 6 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон) закреплено, что, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 Закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» определено, что не допускается использование средств массовой информации, информационно-телекоммуникационных сетей в целях совершения уголовно наказуемых деяний, а также распространение материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона, передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии со ст. 15.1 Закона, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр доменных имен).
В реестр включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона об информации).
В соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу субъекта Российской Федерации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов добыча (вылов) таких видов водных биоресурсов запрещена.
Из содержания п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 № 158 «О Красной книге Российской Федерации» следует, что объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Российской Федерации, подлежат особой охране.
Водные биологические ресурсы – рыбы вида «Ленок» пунктами 173, 174 Приказа включены в Красную книгу Российской Федерации, в связи с их нахождением под угрозой исчезновения.
Добыча рыб указанного вида запрещена действующим федеральным законодательством.
Статьей 258.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.
Административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействия), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешение или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, предусмотрено ст. 8.35 КоАП РФ
Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствует, как и отсутствует решение уполномоченных федеральных органов о внесении адреса сайта в реестр доменных имен.
Обеспечение свободного доступа к информации, содержащей сведения способа добычи рыбы вида «Ленок», вылов которого на территории Российской Федерации запрещен, создает условия для оказания негативного влияния на правосознание граждан, формирует искаженное представление о возможности добычи объектов аквакультуры, занесенных в Красную книгу России, культивирует противоправное поведение и способствует совершению преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 258.1 УК РФ, а также административных правонарушений по ст. 8.35 КоАП РФ.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Поэтому прокурор просил суд признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: https<данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Майкопского района Беретарь А.З. поддержал заявленное требование и просил суд его удовлетворить.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу по доверенности Ченцов А.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии по усмотрению суда.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Так, из материалов дела следует, что на сайте с адресом: https<данные изъяты>, содержится информация о способах добычи рыбы вида «<данные изъяты>», занесенной в Красную книгу России.
Вход на сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствует, как и отсутствует решение уполномоченных федеральных органов о внесении адреса сайта в реестр доменных имен.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр вышеуказанных сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона об информации).
Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть запрещен.
В соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» вцелях сохранения занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу субъекта Российской Федерации редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов добыча (вылов) таких видов водных биоресурсов запрещена.
В соответствии с приказом Госкомэкологии РФ от 19.12.1997 №569 «Об утверждении перечней (списков) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации» вид рыбы «Ленок» включен в перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу России. Вылов указанного вида рыб на территории Российской Федерации запрещен.
Распространение на сайте с URL – адресом: https<данные изъяты> указанной выше информации противоречит действующему законодательству о водных биологических ресурсах.
В соответствии с п. 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, суд полагает обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление прокурора Майкопского района о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с URL – адресом: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Удовлетворить административное исковое заявление прокурора Майкопского района Республики Адыгея.
Признать информацию, содержащуюся в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте с URL – адресом: https<данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: подпись
Копия верна: Судья Н.И.Юрченко