Дело 2-1031/2018 16 мая 2018 года г.Котлас
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Жироховой А.А.,
при секретаре Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 мая 2018 года в г.Котласе гражданское дело по иску публичного акционерного общества страховая компания «Росгосстрах» к Коносовой Т. Д. о взыскании в порядке суброгации произведенной страховой выплаты,
установил:
публичное акционерное общество страховая компания «Росгосстрах» (далее - ПАО СК «Росгосстрах») обратилось в суд с иском к Коносовой Т.Д, о взыскании в порядке суброгации произведенной страховой выплаты.
В обоснование требований указано, что 17 апреля 2017 года в результате пожара, возникшего в .... г. Котласа Архангельской области, по вине ответчика, нанимателю .... Максимовой О.В. причинен материальный ущерб, который составил 88 755 рублей. ПАО СК «Росгосстрах» выплатило страховое возмещение потерпевшему в указанном размере. Просили взыскать с ответчика в порядке суброгации произведенную страховую выплату в размере 88 755 рублей, уплаченную государственную пошлину.
Истец ПАО СК «Росгосстрах», извещенное о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом своего представителя в суд не направило, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебное заседание ответчик Коносова Т.Д. не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом, возражений по иску не представила.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев исковое заявление, обозрев уголовное дело № 1-92/2017, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 965 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (суброгация).
При суброгации происходит перемена лица в обязательстве на основании ст. 387 ГК РФ, поэтому перешедшее к страховщику право осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и ответственным за убытки лицом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под реальным ущербом понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Как установлено судом и это следует из материалов дела, 17 января 2017 года между Максимовой О.В. (страхователь) и ПАО СК «Росгосстрах» (страховщик) заключен договор добровольного страхования имущества - квартиры по адресу: Архангельская область, г. Котлас, .... сроком действия с 18 января 2017 года по 17 января 2018 года (страховой полис №).
Страховая сумма внутренней отделки и инженерного оборудования квартиры определена сторонами в размере 161 400 рублей, домашнего имущества - 300 000 рублей.
Вступившим в законную силу приговором мирового судьи судебного участка № 3 Котласского судебного района Архангельской области от 10 октября 2017 года Коносова Т.Д. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 168 УК РФ, - в уничтожении чужого имущества в крупном размере путем неосторожного обращения с огнем.
Приговором суда установлено, что преступление совершено ею в городе Котласе Архангельской области при следующих обстоятельствах.
Коносова Т.Д. 16 апреля 2017 года в 23 часа 30 минут, находясь в квартире, расположенной по адресу: Архангельская область, г. Котлас, ...., в помещении туалета, проявив неосторожность в виде небрежности, не имея умысла на уничтожение чужого имущества, не осознавая и не предвидя возможности наступления общественно - опасных последствий своих действий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должна и могла их предвидеть, бросила непотушенный окурок сигареты на пол, слева от унитаза, где располагалось пластиковое ведро с половой шваброй. В результате неосторожных действий Коносовой Т.Д. с непотушенным тлеющим окурком от сигареты и дальнейшего контакта тлеющего окурка с хлопчатобумажным материалом половой швабры произошло возгорание в помещении туалета, вследствие чего возник пожар, который распространился на конструкции и помещения дома.
В результате неосторожного обращения Коносовой Т.Д. с огнем (тлеющим окурком от сигареты) и возникшего в результате ее неосторожных действий пожара, огнем уничтожено и повреждено в том числе имущество, принадлежащее Максимовой О.В.
В соответствии с ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Как разъяснил в своем постановлении Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела не вправе входить в обсуждение вины ответчика, а может разрешать вопрос лишь о размере возмещения.
Таким образом, преюдициальное значение приговора суда для гражданского дела ограничено лишь вопросами о том, имело ли место соответствующее деяние и совершено ли оно данным лицом.
Приговором суда установлен как факт совершения ответчиком преступления при изложенных в данном судебном акте обстоятельствах, так и наличие причинной связи между вредом, причиненным потерпевшей по уголовному делу Максимовой О.В., и противоправным поведением ответчика.
Именно в результате указанных противоправных действий ответчика имущество Максимовой О.В. было повреждено и уничтожено.
В связи с наступлением данного страхового случая 19 апреля 2017 года Максимова О.В. обратилась к страховщику с заявлением о выплате страхового возмещения, представив необходимые документы.
Из материалов дела следует, что ПАО СК «Росгосстрах», признав повреждение имущества, произошедшее в результате пожара, страховым случаем на основании калькуляции ООО «Автоконсалтинг плюс» № 15153467 произвело выплату страхового возмещения потерпевшей Максимовой О.В. в размере 88 755 рублей, что подтверждается платежным поручением № от 13 июня 2017 года.
Таким образом, с учетом вышеназванного приговора требования ПАО СК «Росгосстрах» к Коносовой Т.Д. обоснованны и подлежат удовлетворению, поскольку к ПАО СК «Росгосстрах» как к лицу, понесшему убытки в результате нарушения прав страхователя, перешло право требования от ответчика причиненных убытков.
При таких обстоятельствах, с ответчика Коносовой Т.Д. подлежит взысканию в пользу ПАО СК «Росгосстрах» страховое возмещение в порядке суброгации в размере 88 755 рублей.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика Коносовой Т.Д. подлежит взысканию в пользу истца государственная пошлина в порядке возврата в размере 2 862 рублей 65 копеек.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск публичного акционерного общества страховая компания «Росгосстрах» к Коносовой Т. Д. о взыскании в порядке суброгации произведенной страховой выплаты удовлетворить.
Взыскать с Коносовой Т. Д. в пользу публичного акционерного общества страховая компания «Росгосстрах» в порядке суброгации произведенную страховую выплату в размере 88 755 рублей, государственную пошлину в порядке возврата в размере 2 862 рублей 65 копеек, всего взыскать 91 617 рублей 65 копеек.
На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Котласский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Жирохова