ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-5080/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 26 марта 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Раужина Е.Н., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1484/2023, УИД: 42RS0009-01-2023-000641-59 по иску Гордеевой Елены Витальевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу об оспаривании решения об отказе в назначении страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности,
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 мая 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 ноября 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гордеева Е.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании решения об отказе в назначении страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Требования мотивированы тем, что решением Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу от 10 декабря 2021 г. № Гордеевой Е. В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ: в наличии 21 года 04 мес. 20 дней, при требуемом - 30 лет.
Ответчиком не включены в специальный страховой стаж следующие периоды работы:
- с 1 июля 1992 г. по 16 декабря 1993 г. (1 год 5 месяцев 16 дней);
- с 1 декабря 1995 г. по 31 декабря 1997 г. (2 года 1 месяц 1 день) - фельдшер в МП ПО «Азот», т.к. медицинское предприятие не предусмотрено Списком № 781;
- с 1 января 1998г. по 31 декабря 2001г. (4 года 1 день);
- с 1 января 2002г. по 31 декабря 2003г. (2 года);
- с 1 августа 2013г. по 31 декабря 2013г. (5 месяцев 1 день);
- с 1 июля 2014г. по 31 июля 2014г. (1 месяц) - в КАО «Азот», т.к. сведения персонифицированного учета представлены работодателем без указания особых условий труда.
Кроме того, ответчиком не включен в специальный страховой стаж период отпуска за ребенком с 17 декабря 1993 г. по 22 августа 1995 г.
Истец не согласна с отказом в удовлетворении заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости, т. к. была принята на работу в ПО «Азот» фельдшером 4 апреля 1988 г., с этого времени продолжает работать в данной должности на данном предприятии. Несмотря на то, что с 1988 года ее место работы неоднократно переименовывалось, работодатель оставался всегда один - Кемеровское открытое акционерное общество «Азот».
Просила признать незаконным решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу от 10 декабря 2021г. № об отказе Гордеевой Елене Витальевне в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу включить в специальный стаж Гордеевой Елены Витальевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период работы в должности фельдшера
с 1 июля 1992 г. по 16 декабря 1993 г. (1 год 5 месяцев 16 дней);
с 1 декабря 1995 г. по 31 декабря 1997 г. (2 года 1 месяц 1 день) в должности фельдшера в МП ПО «Азот»;
с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2001 г. (4 года 1 день);
с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2003 г. (2 года);
с 1 августа 2013 г. по 31 декабря 2013 г. (5 месяцев 1 день);
с 1 июля 2014 г. по 31 июля 2014 г. (1 месяц) - в должности фельдшера КАО «Азот;
с 17 декабря 1993 г. по 30 ноября 1995 г. (1 год 11 месяцев 14 дней) период нахождения в отпуске по уходу за ребенком;
Назначить досрочную страховую пенсию по старости с 10 декабря 2021 г. Взыскать с Отделения Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Гордеевой Е. В. расходы по оплате госпошлины 300 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 18 мая 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 ноября 2023 г., постановлено:
«Требования Гордеевой Елены Витальевны удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу от 10 декабря 2021г. об отказе Гордеевой Елене Витальевне в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. «О страховых пенсиях» и в части не включения в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии периодов:
- с 1 июля 1992г. по 16 декабря 1993г.; с 1 декабря 1995г. по 31 декабря 1997г. в должности фельдшера здравпункта Медицинского предприятия ПО «АЗОТ»;
- с 1 января 1998г. по 31 декабря 2003г.; с 1 августа 2013г. по 31 июля 2014г. в должности фельдшера службе в Медико-санитарной части КОАО «Азот».
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области -Кузбассу включить Гордеевой Елене Витальевне периоды: с 1 июля 1992 г. по 16 декабря 1993 г.; с 1 декабря 1995 г. по 31 декабря 1997 г. в должности фельдшера Медицинского предприятия ПО «АЗОТ»; с 1 января 1998 г. по 31 декабря 2003 г.; с 1 августа 2013г. по 31 июля 2014г. в должности фельдшера в Медико-санитарной части КОАО «Азот» в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. «О страховых пенсиях» и назначить досрочную страховую пенсию с 24 сентября 2021г., в остальной части требований отказать».
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 7 сентября 2023 г. исправлена описка в части указания периода трудовой деятельности, подлежащей включению в стаж, судом верно указан период с 1 января 1998г. по 31 декабря 2003г.; с 1 августа 2013г. по 31 июля 2014г. - в должности фельдшера в Медико- санитарной части КОАО «Азот».
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу Циркова Е.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных Гордеевой Е.В. исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела (по сведениям Почты России направленное в адрес Гордеевой Е.В. судебное извещение возвращено по истечении срока хранения, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу получило судебное извещение 6 февраля 2024 г., АО «Азот» - 6 февраля 2024 г.), не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Гордеева Е.В. 2 сентября 2021 г. обратилась с заявлением в Пенсионный фонд Российской Федерации о назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением от 10 декабря 2021г. № истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ: в наличии 21 года 04 мес. 20 дней, при требуемом - 30 лет.
Ответчиком не включены в специальный страховой стаж следующие периоды работы:
- с 1 июля 1992г. по 16 декабря 1993г. (1 год 5 месяцев 16 дней);
- с 1 декабря 1995г. по 31 декабря 1997г. (2 года 1 месяц 1 день) - фельдшер в МП ПО «Азот», т.к. медицинское предприятие не предусмотрено Списком № 781;
- с 1 января 1998г. по 31 декабря 2001г. (4 года 1 день);
- с 1 января 2002г. по 31 декабря 2003г. (2 года);
- с 1 августа 2013г. по 31 декабря 2013г. (5 месяцев 1 день);
- с 1 июля 2014г. по 31 июля 2014г. (1 месяц) - в КАО «Азот», т.к. сведения персонифицированного учета представлены работодателем без указания особых условий труда.
Кроме того, ответчиком не включен в специальный страховой стаж период отпуска за ребенком с 17 декабря 1993г. по 22 августа 1995г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, исследовав представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованном отказе пенсионного органа в части не включения в стаж на соответствующих видах работ в связи с осуществлением лечебной деятельности периодов работы истца с 1 июля 1992г. по 16 декабря 1993г., с 1 декабря 1995г. по 31 декабря 1997г. в должности фельдшера здравпункта Медицинского предприятия ПО «Азот», с 1 января 1998г. по 31 декабря 2003г.; с 1 августа 2013 г. по 31 декабря 2013 г., с 1 июля 2014 г. по 31 июля 2014 г. - в должности фельдшера в Медико-санитарной части КО АО «Азот», а также в назначении пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту также Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список № 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список № 1066);
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев 4 и 5 пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список № 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на назначение досрочной страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 № 1920- О).
В пункте 1 Списка № 464 указаны врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Судом установлено, что Гордеева Е.В. 4 апреля 1988 г. принята фельдшером в здравпункт капролактана 1-2 очереди в МСЧ №.
1 июля 1992г. уволена в связи с ликвидацией МСЧ №12, в этот же день (1 июля 1992г.) принята в Медицинское предприятие КПО «Азот» на должность фельдшера на здравпункт капролактана.
Уволена 31 декабря 2007г. и принята в порядке перевода с 1 января 2008г. в поликлинику МСЧ фельдшером здравпункта химикатов.
1 сентября 2012г. переведена в службу заместителя генерального директора по персоналу и социальным вопросам в поликлинику МСЧ в здравпункт фельдшером. Уволена 31 июля 2014г.
В период с 1 июля 1992г. по 31 декабря 2007г. в трудовой книжке истца содержатся записи о переименовании и реорганизации работодателя.
Согласно справке выданной КАО «Азот» от 16 июля 2020г. на основании приказа управления здравоохранения администрации г. Кемерово от 30 июня 1992г. была ликвидирована медсанчасть №.
Приказом управления здравоохранения администрации г. Кемерово от 30 июня 1992г. образовано Медицинское предприятие КПО «Азот».
На основании приказа КОАО «Азот» от 16 января 2002г. № «Медицинское предприятие КОАО «Азот» переименовано в «Медико-санитарную часть КОАО «Азот», что также подтверждается записью от 16 января 2022г. № в трудовой книжке истца.
Медицинское предприятие как структурное подразделение КПО «Азот» образовано в связи с ликвидацией МСЧ № согласно постановлению администрации г. Кемерово о ликвидации медицинских учреждений на промышленных предприятиях от 30 июня 1992г. № и приказа управления здравоохранения о ликвидации МСЧ № от 30 июня 1992г. №.
Медсанчасть является правопреемником медицинского предприятия.
В соответствии со Списками утвержденными Постановлениями от 29 октября 2002г. №781 и от 6 сентября 1991г. №464 Медико-санитарная часть относится к лечебным учреждениям.
Суд первой инстанции установив, что истец непрерывно работала в должности фельдшера здравпункта Медицинского предприятия КПО «АЗОТ» на полную ставку, в течение полного рабочего дня, впоследствии в Медико- Санитарной части КОАО «Азот», учитывая включение ответчиком части работы истца в МСЧ КОАО «Азот» в ее стаж в качестве лечебной деятельности, неизменность трудовой функции, а также то, что характер выполняемой истцом работы, ее интенсивность и напряженность оставались такими же, обоснованно пришел к выводу, с правомерностью которого согласился суд апелляционной инстанции, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж.
Доводы представителя ответчика о том, что периоды работы с 1 июля 1992г. по 16 декабря 1993г., с 1 декабря 1995г. по 31 декабря 1997г. в должности фельдшера здравпункта Медицинского предприятия ПО «Азот» не подлежат включению в специальный стаж истца ввиду того, что организация, в которой работала истец не является учреждением, правомерно признаны несостоятельными.
Суды правильно исходили из того, что для определения права на льготную пенсию до 1 ноября 1999г. применялись Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464, а до 14 ноября 2002г. применялись Списки и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999г. № 1066.
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464.
Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации 27 августа 1992г. №634). Список (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 953 включает врачей и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологический учреждений всех форм собственности.
Согласно указанным Спискам в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, включается период работы врачами и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
В списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781, поименована должность, которую занимала истец в спорные периоды, однако, как правильно указали суды нижестоящих инстанций, наименование организации, в которой выполняла работу истец, списками не предусмотрено.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (абзац 2 пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Из материалов дела следует, что в период с 1 июля 1992г. по 16 декабря 1993г.; с 1 декабря 1995г. по 31 декабря 1997г. истец осуществляла медицинскую деятельность в должности фельдшера здравпункта Медицинского предприятия ПО «Азот», которое образовано 1 июля 1992г. на основании Приказа Управления здравоохранения Администрации г. Кемерово № от 30 июня 1992г., Приказа КПО «Азот» № от 21 июля 1992г.
16 января 2002г. Медицинское предприятие КПО «Азот» переименовано в Медико-санитарную часть КОАО «Азот» на основании Приказа КОАО «Азот» № от 16 января 2002г.
Также установлено, что в спорные периоды Гордеева Е.В. работала в течение полного рабочего дня, на полную ставку, в ее должностные обязанности как фельдшера входило осуществление деятельности по оказанию квалифицированной и специализированной медицинской помощи как трудящимся КПО «Азот», так и населению г. Кемерово, она выполняла обязанности и трудовые функции фельдшера, предусмотренного Списком, в отделениях Медицинского предприятия, осуществляющего лечебную деятельность.
Медицинское предприятие КПО «Азот» неоднократно реорганизовывалось и по своему типу изначально относилось к учреждениям здравоохранения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014г. № 869 предписано Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименования учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а с 1 января 2015г. - предусмотренных пунктами 19-21 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности устанавливать тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, в целях досрочного пенсионного обеспечения по старости.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств дела, правильным является вывод судов о признании незаконным решения ответчика об отказе во включении в специальный стаж периодов работы Гордеевой Е.В. с 1 июля 1992г. по 16 декабря 1993г., с 1 декабря 1995г. по 31 декабря 1997г. в должности фельдшера здравпункта Медицинского предприятия ПО «Азот».
Период работы истца с 1 января 1998г. по 31 декабря 2003г.; с 1 августа 2013г. по 31 июля 2014г. в должности фельдшера в Медико-санитарной части КОАО «Азот» также правомерно включены судом в специальный стаж истца по следующим основаниям.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 указанного Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 10 указанных Правил, в случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные данные о периодах работы либо отсутствуют информация об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Установив, что как до начала спорного периода, так и после его окончания истец осуществлял лечебную деятельность в одном и том же учреждении, суд обоснованно пришел к выводу, что предоставление работодателем сведений персонифицированного учета о его работе в спорный период без указания кода особых условий труда, не может являться основанием для возложения на истца неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения истца права на зачет спорных периодов работы в специальный стаж.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 18 мая 2023г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 2 ноября 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: