Судья Долматов А.О.
Дело № 22К-3178/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
5 мая 2016 года г.Пермь
Пермский краевой суд в составе председательствующего судьи Троянова А.В.,
с участием прокурора Сухаревой Л.А.,
защитника адвоката Николаевой Е.М.,
при секретаре Пеховкиной Л.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора Мотовилихинского района г.Перми Кисель А.Ю. на постановление судьи Мотовилихинского районного суда г.Перми от 28 апреля 2016 года, которым в отношении обвиняемого И., дата рождения, уроженца ****, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца. Срок заключения И. под стражей постановлено исчислять со дня его фактического задержания.
Изложив содержание судебного решения, мотивы апелляционного представления, заслушав выступление прокурора Сухаревой Л.А. в поддержку апелляционного представления, адвоката Николаевой Е.М., возражавшей против удовлетворения представления, суд апелляционной инстанции
установил:
12 апреля 2016 года следователем СЧ ГСУ ГУ МВД России по Пермскому краю К. возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц по ч.3 ст.30, п.«г» ч.4 ст.228.1 УК РФ, по факту изъятия из «закладок» наркотических средств, в состав которого входит производное N-метилэфедрона массой 4,822 г.
22 апреля 2016 года тем же следователем вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении данного преступления И.
23 апреля 2016 года И. был объявлен в розыск, а 26 апреля 2016 года - в международный розыск. В настоящее время, как следует из материалов дела, И. находится в Республике ***.
Следователь СЧ ГСУ ГУ МВД России по Пермскому краю К. с согласия руководителя следственного органа Ш. обратилась в суд с ходатайством об избрании в отношении И. меры пресечения в виде заключения под стражу на срок 2 месяца.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционном представлении прокурора указывается на нарушение уголовно-процессуального закона в части решения об исчислении срока заключения под стражей со дня фактического задержания обвиняемого.Прокурор просит постановление в этой части изменить, началом срока содержания обвиняемого И. под стражей считать момент его фактического задержания на территории РФ, либо момент его экстрадиции на территорию Российской Федерации и передачи конвойной службе ФСИН России.
Проверив материалы дела, изучив доводы, приведенные в апелляционном представлении, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст.108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше трех лет, при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет.
Согласно ст.99 УПК РФ при решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определения ее вида должны учитываться тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.
Суд первой инстанции исследовал все представленные органами предварительного следствия материалы, дал им надлежащую оценку и пришел к обоснованному выводу о необходимости избрания И. меры пресечения в виде заключения под стражу.
Ходатайство об избрании обвиняемому И. меры пресечения в виде заключения под стражу отвечает требованиям, предусмотренным ст.108 УПК РФ.
Судом было учтено, что И. обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет, официально не трудоустроен, не имеет законных источников дохода, не имеет определенного места жительства, в связи с чем, находясь на свободе, может продолжить заниматься преступной деятельностью и скрыться от следствия и суда. Будучи привлеченным к уголовной ответственности за преступление, предусмотренное ст.157 УК РФ, он выехал с территории России в Республику Беларусь, тем самым скрылся от российского правосудия. С учетом того, что И. в установленном законом порядке был объявлен в международный розыск, суд обоснованно рассмотрел ходатайство следователя в отсутствие обвиняемого, с учетом положений ч.5 ст.108 УПК РФ, при этом в судебном заседании было обеспечено участие защитника - адвоката Николаевой Е.М.
Вместе с тем, доводы апелляционного представления о неправильном исчислении судом срока исчисления избранной меры пресечения заслуживают внимания.
Согласно ст.460 УПК РФ, Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основании принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст.460 УПК РФ, ст.56, ч.2 ст.58 Минской конвенции "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" от 22 января 1993 года, ст.1, 2 Европейской Конвенции от 13 декабря 1957 года "О выдаче", направление в компетентные органы иностранного государства требования о выдаче гражданина Российской Федерации, обвиняемого в совершении преступления, возможно лишь при наличии постановления суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. Выдача лица может быть произведена в случае, если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования.
Данные требования уголовно-процессуального закона и международных норм выполнены судом не в должной мере.
Для привлечения И. к уголовной ответственности требуется его экстрадиция на территорию Российской Федерации. Сроки процедуры экстрадиции не определены уголовно-процессуальным законом, а именно главой 54 УПК РФ, регламентирующей выдачу лиц для уголовного преследования.
Согласно ч.2 ст.128 УПК РФ, сроки, предусмотренные УПК РФ, исчисляются часами, сутками, месяцами. В силу п.3 ст.128 УПК РФ при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания.
Таким образом, согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству, под юрисдикцией Российской Федерации И. В.В. может находиться с момента фактического задержания в России или пересечения государственной границы Российской Федерации и передачи конвойной службе ФСИН России. Именно с этого момента подлежит исчислению срок содержания его под стражей на территории Российской Федерации. До указанного времени И. может содержаться под стражей по нормам другого государства, международным нормам. Иной порядок законом не предусмотрен.
Таким образом, указание суда об исчислении срока содержания под стражей с момента фактического задержания обвиняемого И. может стать препятствием для его выдачи для уголовного преследования Российской Федерацией, а также препятствием для содержания И. под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы России после пересечения им государственной границы.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости изменения постановления суда в части исчисления начала срока содержания под стражей.
Руководствуясь ст.ст.389.13, 389.15, 389.17, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
постановление Мотовилихинского районного суда г.Перми от 28 апреля 2016 года в отношении И. изменить.
Исключить из указанного судебного решения указание об избрании обвиняемому И. меры пресечения в виде заключения под стражу на срок 2 месяца с исчислением его со дня фактического задержания.
Избрать обвиняемому И., дата рождения, уроженцу ****, меру пресечения в виде заключения под стражу на срок два месяца, исчисляя срок содержания под стражей с момента его экстрадиции на территорию Российской Федерации либо с момента задержания на территории Российской Федерации.
В остальном постановление в отношении И. оставить без изменения.
Судебное решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном Главой 47.1 УПК РФ.
Председательствующий подпись