Решение по делу № 2-2113/2021 от 18.05.2021

Дело № 2-2113/2021     

48RS0003-01-2021-002466-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2021 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Москалевой И.В.,

при секретаре Чеботаревой Е.А.,

с участием помощника прокурора Липецкого района Липецкой области Ширяевой А.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ «Липецкая РБ» по доверенности Леоновой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску прокурора Липецкого района Липецкой области в интересах Будюкина Е.А. к Управлению здравоохранения Липецкой области, Министерству здравоохранения РФ, Управлению финансов Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Липецкого района Липецкой области обратился в суд в интересах Будюкина Е.А. с исковыми требованиями к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом. В обоснование исковых требований ссылался на то, что прокуратурой Липецкого района проведена проверка по обращению Будюкина Е.А. по вопросу льготного лекарственного обеспечения. Проведенной проверкой установлено, что Будюкин Е.А. наблюдается в поликлинике ГУЗ «Липецкая районная больница» с диагнозом бронхиальная астма, средней степени тяжести, частично контролируемая. Имеет <данные изъяты> группу инвалидности. Будюкин Е.А. имеет право на дополнительное лекарственное обеспечение. Указал, что Будюкин Е.А., являясь инвалидом, не лишается льготных лекарств в силу включения его в перечень групп населения, получающих льготное лекарственное обеспечение по медицинским показаниям при заболевании <данные изъяты> и имеет право на получение препарата <данные изъяты> бесплатно за счет средств областного бюджета. Однако вышеуказанный препарат Будюкин Е.А. не получает. Выявленные нарушения законодательства ущемляют право инвалида на получение социальной помощи, что является грубым нарушением требований действующего законодательства РФ в области социальной защиты инвалидов. Просит суд обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить Будюкина Е.А., инвалида <данные изъяты> группы, имеющего диагноз <данные изъяты> за счет средств бюджета Липецкой области лекарственными препаратами в натуральной форме по рецептам врача.

Впоследствии прокурор Липецкого района Липецкой области уточнил заявленные исковые требования, просил суд обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить Будюкина А.Е., инвалида <данные изъяты> группы, имеющего диагноз <данные изъяты> за счет средств бюджета Липецкой области лекарственным препаратом <данные изъяты> с торговым наименованием <данные изъяты> по рецептам врача до изменения состояния здоровья.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство здравоохранения РФ и Управление финансов Липецкой области.

В судебном заседании помощник прокурора Липецкого района Липецкой области Ширяева А.В. поддержала исковые требования с учетом их уточнения в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, настаивала на их удовлетворении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЗ «Липецкая РБ» по доверенности Леонова А.А. в судебном заседании полагала, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика Управления здравоохранения Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. В письменном заявлении заместитель начальника Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Голиков А.А. просил суд рассмотреть дело в их отсутствие.

В письменном заявлении начальник отдела лекарственного обеспечения Управления здравоохранения Липецкой области Родионова Н.А. указала, что в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 года № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» выписка рецептов должна осуществляться с указанием в рецепте МНН. Государственная закупка <данные изъяты> осуществлена в соответствии с Законом №44-ФЗ. В результате государственных закупок за счет государства лекарственного препарата с МНН <данные изъяты> аэрозоль для ингаляций дозированный 20 мкг+50 мкг/доза в соответствии с Законом №44-ФЗ в Липецкую область по государственным контрактам за счет средств областного и федерального бюджетов в 2021 году поставляется лекарственный препарат с соответствующим ТН <данные изъяты> аэрозоль для ингаляций дозированный, 20 мкг/доза + 50 мкг/доза (баллон) 200 доз х 1 (пачка картонная). По имеющимся в управлении здравоохранения сведениям, ДД.ММ.ГГГГ у Будюкина Е.А. была зарегистрирована неблагоприятная побочная реакция (НПР) на лекарственный препарат <данные изъяты> ТН <данные изъяты>. Сведения о непереносимости или возникновении НПР у Будюкина Е.А. в связи с применением лекарственных препаратов с МНН <данные изъяты> и иными ТН (<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>) отсутствуют. Все ТН <данные изъяты> в форме выпуска аэрозоль: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> - зарегистрированы Минздравом России в Государственном реестре лекарственных средств в соответствии с Законом № 61-ФЗ, следовательно, зарегистрированы в результате экспертизы, подтвердившей их эффективность, безопасность, качество и возможность контроля такого качества. Таким образом, Будюкин Е.А. может быть обеспечен лекарственными препаратами с МНН <данные изъяты> с ТН, закупленными в соответствии с законодательством, исключая ТН <данные изъяты> с зарегистрированной у него НПР.

По рецепту ГУЗ «Липецкая районная больница» с указанием МНН <данные изъяты> счет средств бюджета в аптеке <данные изъяты> в настоящее время Будюкин Е.А. на равных правах с другими гражданами может получить одно из его ТН – <данные изъяты> аэрозоль для ингаляции 20 мкг + 50 мкг/доза 200 доз. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в аптеке <данные изъяты> находится 173 упаковки лекарственного препарата <данные изъяты> аэрозолт для ингаляций 20 мкг + 50 мкг/доза 200 доз (федеральный бюджет) и 438 упаковок препарата <данные изъяты> аэрозоль для ингаляций 20 мкг + 50 мкг/доза 200 доз (областной бюджет). Установленные законодательством права Будюкина Е.А. на медицинскую помощь правлением здравоохранения не нарушены. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Будюкиным Е.А. аптеками и <данные изъяты> по рецептам медицинских организаций было обеспечено 43 рецепта на сумму 26294 руб. 18 коп., в том числе 4 упаковки препарата <данные изъяты> в форме выпуска аэрозоль с ТН <данные изъяты> и <данные изъяты>. Одновременно с этим для лечения установленного диагноза <данные изъяты> Будюкиным Е.А. были получены препараты <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>. Обязанность управления здравоохранения по закупке лекарственного препарата <данные изъяты> исполнена, препарат <данные изъяты> в форме выпуска аэрозоль с ТН <данные изъяты> аэрозоль для ингаляций 20 мкг + 50 мкг/доза 200 доз был поставлен ДД.ММ.ГГГГ в аптечную сеть <данные изъяты> для обеспечения льготных категорий граждан в ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, имеется в наличии обслуживающей пациента Аптеке <данные изъяты>, в достаточном количестве. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год выписанные и не обеспеченные рецепты медицинских организаций на имя Будюкина Е.А. отсутствуют. За счет государства Будюкин Е.А. по рецептам врача может быть обеспечен лекарственным препаратом <данные изъяты>, закупленным и поставленным в соответствии с законодательством в сфере государственных закупок, имеющегося в наличии достаточном количестве в обслуживающей Будюкина Е.А. аптеке <данные изъяты>, о чем пациент был проинформирован письмами управления здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Просила суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. В письменном заявлении представитель Министерства здравоохранения РФ по доверенности Шустов А.Б. просил суд рассмотреть дело в их отсутствие, указал, что перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения утвержден согласно приложению №1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 года № 2406-р и включает <данные изъяты>. Решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственным препаратом <данные изъяты> относится к компетенции субъектов Российской Федерации. При наличии рецепта, выданного на основании и решения врачебной комиссии медицинской организации, обеспечение Будюкина Е.А. лекарственным препаратом <данные изъяты> может быть осуществлено в индивидуальном порядке Управлением здравоохранения Липецкой области за счет средств областного бюджета в рамках реализации мероприятий по лекарственному обеспечению в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Представитель ответчика Управления финансов Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. В письменном заявлении представитель ответчика Управления финансов Липецкой области по доверенности Вострикова Ю.В. просила рассмотреть дело в их отсутствие, указала, что вопросы по обеспечении граждан лекарственными препаратами не относятся к компетенции Управления финансов Липецкой области. Просила в удовлетворении исковых требований к Управлению финансов Липецкой области отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

При таких обстоятельствах, суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным провести судебное заседание в отсутствие неявившихся участников процесса по представленным по делу доказательствам.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, оценив достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция РФ).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Порядок применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям определен Положением о порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09 августа 2005 года № 494.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2299.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Судом установлено, что согласно справке об инвалидности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом.

Согласно материалам дела Будюкин Е.А. наблюдается в ГУЗ «Липецкая районная больница, с установленным диагнозом: <данные изъяты>.

Из протокола врачебной комиссии ГУЗ Липецкая районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что учитывая тяжесть и течение заболевания - <данные изъяты>. Будюкин Е.А. по жизненным показаниям нуждается в обеспечении лекарственным препаратом <данные изъяты> под другим торговым наименованием.

В силу п. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

При этом п. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.

Закупка лекарственных препаратов за средства областного бюджета
регламентирована Программой государственных гарантий бесплатного
оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на
2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной
Постановлением администрации Липецкой области от 29.12.2020 года № 735.

Источниками финансового обеспечения Программы являются средства
областного бюджета и средства обязательного медицинского страхования.

Разработчиком и исполнителем программы является Управление
здравоохранения Липецкой области.

При получении медицинской помощи, согласно указанной программе, гражданам гарантируется назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; решение врачебной комиссии фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии, используется ответственными лицами при осуществлении процедуры закупки.

Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Согласно ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.

В силу п. 4 чт. 1 ст. 71 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.

    Согласно пункту 10 Правил ввоза допускается ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований лекарственных препаратов, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для проведения экспертизы лекарственных средств в целях осуществления государственной регистрации лекарственных препаратов, конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента (далее - конкретная партия лекарственных средств) на основании разрешения, выдаваемого Министерством здравоохранения Российской Федерации по заявлениям юридических лиц, указанных в пункте 2 Правил.

В соответствии с пунктом 11 Правил ввоза для получения юридическим
лицом, указанным в пункте 2 Правил, разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии лекарственных средств необходимы заявление и его электронная копия.

На основании пункта 2 Правил ввоза ввозить лекарственные средства
на территорию Российской Федерации могут следующие юридические лица:

а)    организации - производители лекарственных средств - для целей
собственного производства лекарственных средств;

б)    организации оптовой торговли лекарственными средствами;

в)    иностранные разработчики лекарственных средств и иностранные
производители лекарственных средств или другие юридические лица по поручению разработчика лекарственного средства - для проведения клинических исследований лекарственного препарата, осуществления государственной регистрации лекарственного препарата, включения фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств и контроля качества лекарственных средств при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз конкретной партии лекарственных средств;

г)    научные организации, образовательные организации высшего образования и производители лекарственных средств - для разработки, исследований, контроля безопасности, качества и эффективности лекарственных средств при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации на ввоз конкретной партии лекарственных средств для медицинского применения;

д)    медицинские организации, а также организации, указанные в подпунктах «а» - «г» данного пункта, - для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента при наличии разрешения Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В соответствии с п. 22.2 ст. 15-1 Устава Липецкой области Российской Федерации от 9 апреля 2003 года № 46-ОЗ в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») к полномочиям органов государственной власти области по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств областного бюджета (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации безвозмездного обеспечения донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с подпунктами 5 и 22 настоящего пункта.

Согласно пунктам 1.1, 2.55 Положения об управлении здравоохранения
Липецкой области, утвержденного распоряжением администрации Липецкой
области от 04.09.2008 года № 369-р (далее - Положение), Управление здравоохранения Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области, организует безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 2.11, 2.17 и 2.53 Положения.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере страны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Липецкой области) детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

На Управление здравоохранения Липецкой области возложена обязанность по обеспечению реализации мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимым заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами, осуществления функции уполномоченного органа в части переданных полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг Пункты 2.20, 2.29 Положения).

Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Липецкой области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Управление здравоохранения Липецкой области.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание детям-инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Липецкой области) лекарственными препаратами в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы.

В данном случае врачом ГУЗ «Липецкая районная больница» ФИО Будюкину Е.А. было назначено применение лекарственного препарата <данные изъяты> 20 мкг + 50 мкг/доза 200 доз.

В данном случае врачом ГУЗ «Липецкая районная больница» ФИО Будюкину Е.А. было назначено применение лекарственного препарата <данные изъяты> 20 мкг + 50 мкг/доза 200 доз.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля врач терапевт ГУЗ «Липецкая районная больница» ФИО показала, что Будюкин Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ наблюдается в ГУЗ «Липецкая районная больница». Показала, что Будюкин Е.А. имеет установленный диагноз: <данные изъяты> в связи с чем, ему протоколом врачебной комиссии ГУЗ «Липецкая районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ по жизненным показаниям был назначен лекарственным препаратом <данные изъяты>. Показала, что ею в Управление здравоохранения Липецкой области была направлена дополнительная заявка на вышеуказанный препарат. Кроме того, подтвердила, что аналоги указанного препарата Будюкину Е.А. не подходят.

Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 года № 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (далее - Порядок).

К числу функций врачебной комиссии согласно подпункту 4.12 названного Порядка отнесено принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Председатель врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) несет ответственность за деятельность врачебной комиссии (подкомиссии), своевременность, обоснованность и объективность принятых решений врачебной комиссии (подкомиссии) (пункт 11 Порядка).

Решение врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) оформляется в виде протокола, который содержит следующие сведения: дату проведения заседания врачебной комиссии (ее подкомиссии); список членов врачебной комиссии (ее подкомиссии), присутствовавших на заседании, перечень обсуждаемых вопросов; решения врачебной комиссии (ее подкомиссии) и его обоснование (пункт 16 Порядка).

Секретарь врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) вносит принятое решение в медицинскую документацию пациента, а также в журнал (пункт 17 Порядка).

Выписка из протокола решения врачебной комиссии выдается на руки пациенту либо его законному представителю на основании письменного заявления (пункт 18 Порядка).

Согласно приведенным нормативным положениям, регулирующим порядок и условия деятельности врачебных комиссий, решение, в том числе о назначении лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, принимается врачебной комиссией коллегиально. Такое решение оформляется в виде протокола, где указывается помимо даты проведения заседания, списка членов врачебной комиссии, присутствовавших на заседании, перечня обсуждаемых вопросов непосредственно само решение комиссии и его обоснование. При этом председатель врачебной комиссии несет ответственность за обоснованность и объективность принятых врачебной комиссией решений. Решение врачебной комиссии вносится в медицинскую документацию пациента и в соответствующий журнал. На основании письменного заявления пациента либо его законного представителя ему выдается выписка из протокола решения врачебной комиссии.

Таким образом, надлежащее оформление документов является обязанностью врачебной комиссии, а не гражданина, который не должен нести неблагоприятные последствия в виде необеспечения необходимым лекарственным препаратом из-за несоблюдения лечебным учреждением порядка оформления соответствующей документации.

Непринятие Управлением здравоохранения Липецкой области с учетом его компетенции мер по обеспечению лекарственным препаратом по жизненным показаниям в то время, когда Будюкин Е.А. находится в тяжелом состоянии, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию. Отсутствие обеспечения указанным лекарственным препаратом нарушает права инвалида на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и может повлечь развитие тяжелых жизнеугрожающих осложнений, создает реальную угрозу здоровью.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Суд считает необходимым обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить Будюкина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты> с торговым наименованием <данные изъяты> по рецептам врача за счет средств бюджета Липецкой области до изменения состояния здоровья.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, учитывая, что несвоевременное обеспечение Будюкина Е.А. жизненно необходимым лекарственным препаратом угрожает его жизни и здоровью, в соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд считает необходимым обратить данное решение к немедленному исполнению

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Липецкого района Липецкой области, в интересах Будюкина Е.А. к Управлению здравоохранения Липецкой области, Министерству здравоохранения РФ, Управлению финансов Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом, удовлетворить.

Обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить Будюкина Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственным препаратом <данные изъяты> с торговым наименованием <данные изъяты> по рецептам врача за счет средств бюджета Липецкой области до изменения состояния здоровья.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий          И.В. Москалева    Решение в окончательной форме принято 03.08.2021 года.

2-2113/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Будюкин Евгений Александрович
Прокуратура Липецкого района
Ответчики
Управление финансов администрации г. Липецка
Министерство здравоохранения РФ
Управление Здравоохранения ЛО
Другие
ГУЗ "Липецкая районна больница"
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по ЛО
Суд
Правобережный районный суд г. Липецк
Судья
Москалева И.В.
Дело на странице суда
pravsud.lpk.sudrf.ru
18.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2021Передача материалов судье
25.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2021Подготовка дела (собеседование)
10.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2021Судебное заседание
07.07.2021Судебное заседание
27.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее