г. Сыктывкар УИД 11RS0007-01-2022-000433-93
Дело № 2-319/2022 (№33-6328/2023 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ушаковой Л.В.,
судей Захваткина И.В., Константиновой Н.В.,
при секретаре Микушевой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 августа 2023 года дело по апелляционной жалобе Кузьминой Т.А. на решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 25 октября 2022 года, по которому:
в удовлетворении исковых требований Кузьминой Т.А. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Вуктыла» о признании права на получение денежной компенсации и обязании выплаты денежной компенсации, отказано,
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., судебная коллегия
установила:
Кузьмина Т.А. обратилась в суд с иском к ГБУ Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Вуктыла» о признании права на получение денежной компенсации (социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных и жилищных услуг) с даты прекращения выплаты компенсации и возложении обязанности выплатить денежную компенсацию с 01.04.2012.
Представители ГБУ РК «ЦСЗН г. Вуктыла» в судебном заседании иск не признали.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Кузьмина Т.А. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 16 января 2023 года решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 25 октября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Кузьминой Т.А. – без удовлетворения.
Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 9 марта 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В материалы дела представлена телефонограмма с сообщением от подателя жалобы Кузьминой Т.А., просившей рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции без её участия.
ГБУ РК «ЦСЗН г. Вуктыла» представил в суд апелляционной инстанции заявление о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и дополнений, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на момент рассмотрения дела Кузьмина Т.А. являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <Адрес обезличен>, в котором проживала на основании договора социального найма жилого помещения.
В апреле 2012 года по информации, представленной ресурсоснабжающими организациями, у Кузьминой Т.А. имелась задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по вышеуказанному жилому помещению, в связи, с чем на основании решения № 5/65 от 16.04.2012 выплата денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг была прекращена с 01.04.2012.
По сведениям, представленным по запросу суда ООО «Аквасервис» от 21.10.2022 № 2570, задолженность по спорному жилому помещению по состоянию на 01.12.2021 составляла 365 739,98 руб. В декабре 2021 года оплачена сумма в размере 154 680,32 руб., списана сумма задолженности по сроку исковой давности в размере 179 062,29 руб. и пени в размере 31 997,36 руб.
По состоянию на 21.10.2022 задолженности за коммунальные услуги перед ООО «Аквасервис» по данному лицевому счету не имеется.
Как указано в исковом заявлении, задолженность перед ООО «Аквасервис» Кузьмина Т.А. погасила самостоятельно.
Обращаясь в суд, истец просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с даты прекращения выплаты компенсации - с 01.04.2012 и обязать ГБУ РК «ЦСЗН г. Вуктыла» выплатить денежную компенсацию с указанной даты.
Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с частью часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 04.06.2011 № 123-ФЗ, действовавшей до 01.01.2022) компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В Республике Коми предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, включая инвалидов, осуществляется в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».
Порядок реализации положений Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» в части осуществления полномочий по предоставлению мер социальной поддержки установлен постановлением Правительства РК от 05.05.2009 № 115 «Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (далее – Правила).
Пунктом 18 Правил (ранее – пункт 20), в редакции, действующей в период спорных правоотношений, определены обстоятельства, наступление которых влекло за собой прекращение перечисления компенсации.
Так, в силу подпункта «в» подпункта 2 таким обстоятельством признавалось наличие у граждан задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяца и (или) невыполнение условий соглашения с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по погашению задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Правительства Республики Коми от 12.04.2022 № 180 с 01.01.2022 указанный подпункт исключен и в подпункт 1 пункта 18 введен новый подпункт «е», согласно которому перечисление компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: наличие подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.
В соответствии с пунктом 23 Правил необходимые сведения в учреждения социальной защиты населения предоставляются организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги населению и (или) осуществляющими начисление платежей за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании заключенных договоров об информационном взаимодействии при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в электронном виде. Предоставляемые сведения содержат информацию о сумме задолженности.
Пункт 21 Правил (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) предусматривал возможность наличия уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Исходя из приведенных нормативных положений право определенных категорий граждан, в том числе лиц, признанных инвалидами, на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральным законом. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральным законом, законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной взаимосвязи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения и направлены на поддержание нормального жизненного уровня этих граждан.
По общему правилу, меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут явиться основанием для приостановления предоставления гражданину уполномоченным органом компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд первой инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115, исходил из факта наличия у Кузьминой Т.А. задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что явилось законным основанием к прекращению выплаты компенсации.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы Кузьминой Т.А., судебная коллегия учитывает, что в силу части 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
Отменяя апелляционное определение от 16.01.2023 суд кассационной инстанции указал следующее.
Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим, суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Наличие у уполномоченного органа, предоставляющего гражданину в качестве меры социальной поддержки компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, информации о задолженности у получателя такой компенсации само по себе не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении этой меры социальной поддержки.
Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения об отказе в предоставлении компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности, до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины её возникновения.
Принятие решения уполномоченным органом об отказе в предоставлении гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах её возникновения правомерность действий по отказу в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.
При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в предоставлении Кузьминой Т.А. названной денежной компенсации сделаны без учета фактических обстоятельств дела, причин образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Как усматривается из материалов дела, отказ в предоставлении уполномоченным органом денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг был обусловлен полученной информацией о наличии у истца задолженности более двух месяцев по оплате предоставляемых ей жилищно-коммунальных услуг. Однако уполномоченным органом не было проверено соответствует ли действительному положению дел эта информация.
Кроме того, судом при вынесении решения не учтена ссылка истца на решения Вуктыльского городского суда Республики Коми от 07.02.2011 по гражданскому делу № 2-60/2011, от 06.05.2014 по гражданскому делу № 2-163/2014 (с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 26.06.2014), от 13.01.2016 по гражданскому делу № 2-15/2016, от 25.01.2017 по гражданскому делу № 2-31/2017, которыми установлена незаконность действий ресурсоснабжающих организаций по направлению платежных документов и получению платежей за оказанные коммунальные услуги, а также признан незаконным и расторгнут договор теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения от 24.10.2007, заключенный между ООО «Вуктыльская тепловая компания» и Кузьминой Т.А.
Удовлетворяя требования Кузьминой Т.А. при рассмотрении вышеуказанных гражданских дел, суды исходили из того, что право требовать от нанимателя жилого помещения своевременного внесения платы за коммунальные услуги имеет только наймодатель жилого помещения, которым является его собственник – администрация СП «Подчерье» (далее - администрация МО ГО «Вуктыл»).
Неосуществление в установленном порядке управомоченными лицами выбора способа управления МКД и, следовательно, отсутствие исполнителя коммунальных услуг как контрагента ресурсоснабжающей организации, не должно влечь нарушение прав гражданина на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Какой-либо информации о наличии судебных решений о взыскании с Кузьминой Т.А. задолженности по оплате коммунальных услуг, предъявленных собственником жилого помещения, материалы дела не содержат.
Более того, задолженность по жилищно-коммунальным услугам была полностью исключена в декабре 2021 года.
Исходя из установленных обстоятельств дела и разъяснений суда кассационной инстанции, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что причины возникновения у Кузьминой Т.А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг являются неуважительными, и у ГБУ РК «ЦСЗН г. Вуктыла» имелись безусловные основания для прекращения выплаты истцу компенсации при факте установления задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Как следует из доводов Кузьминой Т.А. в исковом заявлении, погашение задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг стало вынужденной для неё мерой, поскольку без её погашения истец в 2022 году не смогла бы получить государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Эти же доводы Кузьмина Т.А. приводит в апелляционной жалобе.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 25 октября 2022 года отменить, принять по делу новое решение, которым:
признать за Кузьминой Т.А., <Дата обезличена> года рождения, право на получение денежной компенсации в виде социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных и жилищных услуг с даты прекращения выплаты компенсации - с 01.04.2012.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Вуктыла» выплатить Кузьминой Т.А., <Дата обезличена> года рождения, денежную компенсацию в виде социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных и жилищных услуг с даты прекращения выплаты компенсации - с 01.04.2012.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.08.2023 года.
Председательствующий:
Судьи: