Дело № 2-59/2018 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19.04.2018 г. г. Мышкин
Мышкинский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Акутиной Н.Ю.,
при секретаре Масловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> о возложении обязанностей по проведению землеустроительных кадастровых работ и постановке земельного участка на кадастровый учет,
у с т а н о в и л :
И.о. прокурора <адрес> обратился в <данные изъяты> суд <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Администрации <данные изъяты> сельского поселения <адрес> о возложении обязанностей в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенным в <адрес>, и осуществить постановку земельного участка, занятого общественным кладбищем, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. В исковом заявлении указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле Администрацией <данные изъяты> с/п ММР, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования <данные изъяты> с/п ММР находится действующее место захоронения - общественное кладбище в <адрес> общей площадью <данные изъяты> га, которое передано в собственность <данные изъяты> с/п постановлением Правительства ЯО от 09.09.2008 г. № 479-п «О разграничении имущества между <данные изъяты> муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав». Данное общественное кладбище является открытым, действующим. Однако в отношении земельного участка, занятого общественным кладбищем, не проведено межевание, не определены его границы, право муниципальной собственности на земельный участок не зарегистрировано. В Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) сведения об описании границ указанного земельного участка отсутствуют. Действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и их содержанию предъявляются особые требования, в том числе санитарные и экологические, обеспечение которых невозможно без определения границ указанных земельных участков. Отсутствие в ЕГРН описания границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, может привести к нарушению границ смежных участков и захоронению тел на них с нарушением назначения смежных участков, нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании представитель истца Обухова О.С. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Глава Администрации <данные изъяты> с/п ММР Гусева Н.С. в судебном заседании исковые требования и.о. прокурора <адрес> признала. Она пояснила, что земельный участок, расположенный в <адрес>, занятый общественным кладбищем, Постановлением Правительства ЯО от 09.09.2008 г. № 479-п "О разграничении имущества между <данные изъяты> муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав" передан в числе прочего недвижимого имущества в собственность <данные изъяты> с/п. Документы на него не оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. В настоящее время ведется работа по выполнению мероприятий, связанных с его межеванием, постановкой на кадастровый учет и оформлением документов, подтверждающих право собственности на этот земельный участок.
Представитель третьего лица УФС Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявил, объяснений по иску не представил.
Выслушав представителей истца Обухову О.С. и ответчика Администрации <данные изъяты> с/п ММР Гусеву Н.С., исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 34 ФЗ РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 1 ст. 7 ФЗ РФ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" на территории РФ каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатного участка земли для погребения тела (останков) или праха. Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших (ч. 1 ст. 4 ФЗ). Ст.ст. 16 и 17 указанного ФЗ установлено, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с ФЗ РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме (п.п. 2.1 СанПиН 22.1/2.1.1-1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74). П. 7.1.12 СанПиН 22.1/2.1.1-1200-03 сельские кладбища отнесены к сооружениям санитарно-техническим, транспортной инфраструктуры, объектам коммунального назначения, оказания услуг, т.е. к промышленным объектам V класса опасности, для которых устанавливается санитарно-защитная зона 50 м..
Суд установил, что Постановлением Правительства ЯО от 09.09.2008 г. № 479-п "О разграничении имущества между Мышкинским муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав" кладбище, расположенное на земельном участке по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> га, передано <данные изъяты> сельскому поселению. Однако границы земельного участка, на котором расположено кладбище, не определены, земельный участок не поставлен на кадастровый учет. Данные факты признаются и не оспариваются представителем ответчика Администрацией <данные изъяты> с/п ММР.
Суд приходит к выводу, что отсутствие установленных границ земельного участка, занятого общественным кладбищем в <адрес> создает предпосылки для нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания и на благоприятную окружающую среду, создает угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, возможность осуществления хозяйственной деятельности в санитарно-защитной зоне мест погребения, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью и т.д., поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно-эпидемиологического режима.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 6 ч. 2 ст. 2 Закона ЯО № 36-з от 30.06.2014 г. «О вопросах местного значения сельских поселений на территории <адрес>» к вопросам местного значения сельского поселения относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии с ч. 2 ст. 25 ФЗ РФ от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ст. 131 ГК РФ).
На основании ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ РФ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.
В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (ст. 8 ФЗ).
В силу ст.14 ФЗ основаниями государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются, в том числе акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, и т.д..
Согласно ч. 4 ст. 1 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях.
Результатом кадастровых работ является межевой план, технический план или акт обследования (ст. 37 ФЗ).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что земельный участок, находящийся в д. Угольники ММР, на котором расположено кладбище, подлежит постановке на кадастровый учет с предоставлением межевого плана, в котором должны быть отражены, в том числе описание местоположения границ земельного участка, его площадь и т.д..
Кладбище в <адрес> располагается на территории указанного сельского поселения, предназначено для погребения умерших в поселении граждан. Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по формированию и определению границ земельного участка в <адрес>, предназначенного для размещения кладбища, должна быть возложена на ответчика - Администрацию <данные изъяты> сельского поселения ММР.
При вынесении решения суд учитывает признание иска ответчиком. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик имеет право признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Признание иска представителем ответчика Администрации <данные изъяты> с/п ММР по настоящему делу не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. Поэтому суд считает возможным принять признание иска ответчиком Администрацией <данные изъяты> с/п ММР.
На основании изложенного и руководствуясь 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования и. о. прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения <адрес> в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации и проведению землеустроительных кадастровых работ путем проведения межевания и определения границ земельного участка, занятого общественным кладбищем, расположенного в д. <адрес>, и осуществить постановку земельного участка, занятого общественным кладбищем, на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Мышкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Ю. Акутина