Решение по делу № 2-547/2018 от 01.02.2018

Дело № 2-547/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Ломоносов 31 мая 2018 года                                     

Ломоносовский районный суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи Яковлевой М.В.,

с участием прокурора Тарасовой Э.Н.,

при секретаре Рыбиной Я.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ломоносовского района Ленинградской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образовательному учреждению «Кипенская общеобразовательная школа» Ломоносовского района Ленинградской области (МОУ «Кипенская общеобразовательная школа») и государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ленинградской области «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» (ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ») об обязании организовать медицинское обслуживание обучающихся,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ломоносовского района Ленинградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОУ «Кипенская общеобразовательная школа» об обязании организовать медицинское обслуживание обучающихся.

В обоснование заявленного требования истец указал, что в ходе проведения проверки было установлено, что у ответчика имеется медицинский кабинет, в котором есть необходимое оборудование для предоставления обучающимся медицинских услуг, вместе с тем, после переименования (реорганизации) образовательного учреждения ответчиком не получено санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие медицинского кабинета санитарным нормам и правилам и не заключен договор на медицинское обслуживание несовершеннолетних обучающихся, таким образом не организовано медицинское обслуживание учащихся.

Отсутствие организации медицинского обслуживания учащихся, негативно сказывается на здоровье детей, нарушает их права на охрану здоровья, а также нарушает права их законных представителей.

Прокурор просил суд обязать МОУ «Кипенская общеобразовательная школа» заключить договор на медицинское обслуживание и получить санитарно-эпидемиологическое заключение.

Протокольным определением от 9 апреля 2018 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в лице территориального отдела в Ломоносовском районе было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.

Протокольным определением от 31 мая 2018 года, третье лицо ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ» было исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Тарасова Э.Н. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объеме, просила удовлетворить исковые требования в отношении обоих ответчиков.

В судебном заседании представитель ответчика МОУ «Кипенская общеобразовательная школа» - Стефанчишена Е.Г., возражала относительно удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения на иск, согласно которым пояснила, что в связи с внесением изменений в наименование образовательного учреждения потребовалось переоформление санитарно-эпидемиологического заключения, без которого не получить лицензию на осуществление медицинской деятельности, однако, получить санитарно-эпидемиологическое заключение МОУ «Кипенская общеобразовательная школа» не имеет возможности, поскольку школа не является при переоформлении имеющегося санитарно-эпидемиологического заключения заявителем согласно пункта 2 административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 июля 2012 года № 775. По мнению представителя МОУ «Кипенская общеобразовательная школа», обязанность внесения изменений (в том числе переоформление) в ранее выданное и действующее санитарно-эпидемиологическое заключение возлагается на ГБУЗ «Ломоносовская межрайонная больница».

Представитель ответчика ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, представил заявление, в котором указал на согласие с предъявленными исковыми требованиями, а также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ».

Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в лице территориального отдела в Ломоносовском районе Бабынина Н.С. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению, представила письменный отзыв, согласно которому, медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение, таким образом отсутствие в МОУ «Кипенская общеобразовательная школа»организации оказания обучающимся первичной медико-санитарной помощи противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает их права и интересы.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие не явившегося представителя ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ», а также его надлежащего извещения о времени судебного заседания, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, а также представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит иск прокурора Ломоносовского района Ленинградской области подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 2 и части 3 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 данного Федерального закона. Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.

В соответствии с частью 1 статьи 3, статьей 28, частью 1, частью 2 и частью 3 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приоритет здоровья человека является принципом государственной политики в области образования, при этом осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе по организации их питания и выполнения требований санитарного законодательства, без участия органов здравоохранения не является возможным.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организацию питания обучающихся; определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации; профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Как установлено судом и следует из Устава МОУ «Кипенская общеобразовательная школа», имеющегося в материалах гражданского дела, основным видом деятельности школы является образовательная деятельность по образовательным программам начального, общего, основного общего и среднего общего образования.

Школа имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности серии 47Л01 № 0001791 от 27 мая 2016 года и санитарно-эпидемиологическое заключение для осуществления образовательной деятельности серии № 2526377 от 30 января 2018 года.

Между МОУ «Кипенская общеобразовательная школа» и ГБУЗ ЛО «Ломоносовская МБ» заключен договор № 36-м/14 от 06 июня 2014 года о безвозмездном пользовании нежилым помещением с медицинским оборудованием, а также № 04-2016 МОУ от 01 июня 2016 года об организации медицинского обслуживания и безвозмездного оказания медицинских услуг обучающихся.

Постановлением Администрации МО Ломоносовский муниципальный район, исполняющего функции и полномочия учредителя и собственника в отношении МОУ «Кипенская общеобразовательная школа» № 1678 от 18 декабря 2015 года изменено наименование МОУ «Кипенская средняя общеобразовательная школа» на МОУ «Кипенская общеобразовательная школа», что вызвало необходимость переоформления санитарно-эпидемиологического заключения и лицензии.

По мнению прокурора, не получение санитарно-эпидемиологического заключения, без которого невозможно получение лицензии на осуществление медицинской помощи, а также не заключение договора на медицинское обслуживание свидетельствует об отсутствии организации медицинского обслуживания учащихся МОУ «Кипенская общеобразовательная школа», что негативно сказывается на здоровье детей, нарушает их права на охрану здоровья, а также нарушает права их законных представителей.

Между тем, предусмотренные статьей 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требования по охране здоровья обучающихся, касающиеся организации питания обучающихся, определения оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул, пропаганде и обучения навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда, организации и создания условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся и т.д. к видам медицинской помощи, установленным Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», не относятся.

Следовательно, для соблюдения вышеуказанных требований, получение образовательным учреждением санитарно-эпидемиологического заключения, без которого невозможно получение лицензии на осуществление медицинской помощи, не требуется.

Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение, соответствующее необходимым требованиям для оказания указанной помощи.

Однако положения части 3 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», как в прежней, так в и редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года № 313-ФЗ допускают возможность оказания медицинской помощи обучающимся работником образовательной организации, что требует выполнения для этого соответствующих условий, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги), которые выполняются, в том числе при оказании первичной медико-санитарной помощи.

При таких обстоятельствах образовательное учреждение может для обеспечения оказания обучающимся первичной медико-санитарной помощи заключать трудовой договор с медицинским работником, но только в случае получения соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (пункт 11 статьи 2 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), что, в свою очередь, невозможно без получения (переоформления) санитарно-эпидемиологического заключения.

Согласно акту проверки, проведенной Ломоносовской прокуратурой Ленинградской области от 30 января 2018 года МОУ «Кипенская общеобразовательная школа» не получено санитарно-эпидемиологического заключение на соответствие медицинского кабинета учреждения санитарным нормам и правилам и не заключен договор на медицинское обслуживание, то есть не организовано медицинское обслуживание обучающихся.

Поскольку МОУ «Кипенская общеобразовательная школа» не предоставлены соответствующие доказательства, что МОУ «Кипенская общеобразовательная школа» после изменения наименования учреждения заключен договор на медицинское обслуживание и получено санитарно-эпидемиологического заключение, то, по мнению суда, нашло своё подтверждение в суде утверждение прокурора о том, что в МОУ «Кипенская общеобразовательная школа» не организовано медицинское обслуживание обучающихся, поскольку не получение санитарно-эпидемиологического заключения препятствует получению лицензии.

При такой ситуации исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

При этом суд отвергает довод представителя МОУ «Кипенская общеобразовательная школа» о том, что получить заключение МОУ «Кипенская общеобразовательная школа» не имеет возможности, поскольку школа не является при переоформлении имеющегося санитарно-эпидемиологического заключения заявителем, а обязанность внесения изменений (в том числе переоформление) в ранее выданное и действующее санитарно-эпидемиологическое заключение возлагается на ГБУЗ «Ломоносовская межрайонная больница», поскольку он противоречит заявительному характеру получения лицензии.

Согласно части 2 статьи 3, части 5 статьи 3 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.

Таким образом, поскольку получение лицензии носит заявительный характер, так как требует волеизъявления соискателя лицензии – МОУ «Кипенская общеобразовательная школа», ГБУЗ «Ломоносовская МБ» не может получить лицензию за образовательное учреждение для обеспечения последним оказания обучающимся первичной медико-санитарной помощи на своей территории.

Поскольку договор на медицинское обслуживание заключается с ГБУЗ «Ломоносовская общеобразовательная школа», которое является единственным государственным медицинским учреждением на территории Ломоносовского района, то, по мнению суда, в целях обеспечения исполнения МОУ «Кипенская общеобразовательная школа» обязательств по обеспечению медицинского обслуживания, на ГБУЗ «Ломоносовская МБ» также необходимо возложить обязанность по обеспечению медицинского обслуживания учащихся МОУ «Кипенская общеобразовательная школа».

При изложенных обстоятельствах, по мнению суда, в ходе судебного разбирательства добыто достаточно доказательств для возложения обязанности на ответчиков по обеспечению медицинского обслуживания учащихся МОУ «Кипенская общеобразовательная школа», а значит, требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области обоснованны и должны подлежать удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ломоносовского района Ленинградской области - удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение «Кипенская общеобразовательная школа» Ломоносовского района Ленинградской области и государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ленинградской области «Ломоносовская межрайонная больница им. И.Н. Юдченко» организовать медицинское обслуживание обучающихся в срок не позднее 2 (двух) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 7 июня 2018 года.

Судья                             М.В. Яковлева

2-547/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ломоносовского района ЛО
Ответчики
МОУ "Кипенская общеобразовательная школа" Ломоносовский район ЛО
Другие
Роспотребнадзор по ЛО Ломоносовского района
ГБУЗ ЛО Ломоносовская межрайонная больница
Суд
Ломоносовский районный суд Ленинградской области
Судья
Романова Валентина Павловна
Дело на сайте суда
lomonosovsky.lo.sudrf.ru
01.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2018Передача материалов судье
02.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.03.2018Предварительное судебное заседание
09.04.2018Предварительное судебное заседание
31.05.2018Судебное заседание
07.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее