Решение

именем Российской Федерации

4 сентября 2024 года                                                                            город Черемхово

Черемховский районный суд Иркутской области в составе судьи Овчинниковой В.М., при секретаре Котиевой А.А., с участием представителя истца ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по <адрес> и <адрес>» - ФИО4, ответчика – Воробьёвой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску областного государственного бюджетного учреждения «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по <адрес> и <адрес>» к ФИО10 ФИО1 о взыскании выплаченных денежных средств государственной социальной помощи на основании социального контракта,

установил:

Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по городу Черемхово, <адрес> и городу Свирску» (далее по тексту ОГКУ «УСЗиСОН») обратилось в суд с иском к Воробьёвой Е.В. о взыскании выплаченных денежных средств государственной социальной помощи на основании социального контракта. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком был заключен социальный контракт № на мероприятие: ведение личного подсобного хозяйства сроком на 6 месяцев, с выплатой в размере 200 000 рублей. Во исполнение условий социального контракта истцом выплачены денежные средства в размере 200 000 руб. в октябре 2023 года. Согласно плану мероприятий программы в октябре-ноябре 2023 ответчик ФИО3 должна была полученные денежные средства направить на: - приобретение сельскохозяйственных животных с наличием ветеринарно-сопроводительных документов (телка, кролики, баран, овцы, куры); - приобретение кормов для сельскохозяйственных животных (сено, солома, овес, пшеница). В нарушение условий социального контракта и разработанной программы социальной адаптации запланированный отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации Воробьёвой Е.В. до ДД.ММ.ГГГГ не предоставлен, в связи с чем, истцом в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ было направлено уведомление о предоставлении отчетных документов. ДД.ММ.ГГГГ в связи с не предоставлением отчетных документов о выполнении мероприятий программы ответчиком, истцом было направлено уведомление с требованием возвратить сумму выплаченных денежных средств в добровольном порядке, который до настоящего времени не произведен. На основании изложенного истец просит взыскать с Воробьёвой Е.В. денежные средства государственной социальной помощи на основании социального контракта за период с 1 октября по ДД.ММ.ГГГГ в размере 200 000 руб.

В судебном заседании представитель истца ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по <адрес> и <адрес>» ФИО4, исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении просила их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик Воробьёва Е.В. в судебном заседании против исковых требований возражала, пояснив, что условия социального контракта выполнила, приобрела корову, кур, корма для животных, а также горбыль, для утепления стайки, в срок отчет не предоставила, поскольку не смогла приобрести кроликов, овец и баранов, так как у продавцов отсутствовали ветеринарные документы на животных. В подтверждение доводов представлены соответствующие документы на приобретение сельскохозяйственных животных и кормов. Дополнительно пояснила суду, что зарегистрировалась в качестве само занятой, продукцию не реализовала, используя все для семьи, поскольку имеет малолетних детей. В настоящее время продолжает держать личное подсобное хозяйство, поскольку это улучшает благосостояние семьи.

Заслушав объяснения представителя истца, ответчика исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными настоящим Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

Получателями государственной социальной помощи, перечисленными в статье 7 Закона, могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В абзаце восьмом статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, и форма социального контракта устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 2.3 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Согласно ч. 1 - 3 ст. 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Правила оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной настоящим Федеральным законом, в том числе примерный перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанной государственной социальной помощи, и форма заявления о ее назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ годя № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории <адрес> назначается в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес>».

Согласно пункту 2 статьи 4 Закона от <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес>», размер государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, оказываемой в соответствии с настоящим Законом на основании социального контракта, устанавливается в социальном контракте по соглашению сторон с учетом содержания конкретной программы социальной адаптации.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес>» получателю государственной социальной помощи, на ведение личного подсобного хозяйства - единовременно в размере не более двухсот тысяч рублей.

Пунктом 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес>», предусмотрено, что государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается также имеющим доход ниже величины прожиточного минимума для семьи:

семьям, имеющим трех и более детей, не достигших возраста во семнадцати лет, включая детей, принятых под опеку (попечительство), переданных на воспитание в приемную семью, без учета детей, находящихся на полном государственном обеспечении.

Настоящие нормативные акты регулируют условия, порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе и основания для расторжения социального контракта с заявителем и возвращения денежных средств.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ Воробьёва Е.В. обратилась в ОГКУ «УСЗиСОН по <адрес>» с заявлением о заключении социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ между ОГКУ «УСЗиСОН по <адрес>» и Воробьёвой Е.В. был заключен социальный контракт № на ведение личного подсобного хозяйства на срок 6 месяцев.

Согласно п. 2.1 социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ государственная помощь по социальному контракту назначается в сумме 200 000,00 руб.

Решением 28282 от ДД.ММ.ГГГГ Воробьёвой Е.В. назначена государственная социальная помощь в виде единовременной выплаты на основании социального контракта на ведение личного подсобного хозяйства в размере 200 000,00 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Воробьёвой Е.В. перечислена единовременная выплата по социальному контракту в размере 200 000,00 руб.

Согласно подпунктов «а, б, д» пункта 4.1.3 социального контракта установлено, что получатель по мероприятию «Ведение личного подсобного хозяйства» обязан:

а) встать на учет в территориальном органе Федеральной налоговой службы по <адрес> в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;

б) приобрести в период действия социального контракта необходимые для ведения личного подсобного хозяйства товары, а также продукцию, относимую к сельскохозяйственной продукции, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства»;

д) осуществлять реализацию сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства.

Подпунктами «а, б, в, е, ж» пункта 4.1.5 социального контракта установлено, что получатель по всем мероприятиям, указанным в п. 1.2 социального контракта обязан:

а) расходовать государственную помощь, полученную в объеме и на цели, указанные в разделе 2 настоящего социального контракта;

б) извещать Управление об обстоятельствах, влекущих прекращение оказания государственной помощи и досрочное расторжение социального контракта, а также об изменениях, являвшихся основанием для принятия решения о назначении либо продолжения оказания заявителю (его семье) государственной помощи, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных обстоятельств (изменений);

в) ежемесячно представлять в Управление документы, подтверждающие факт выполнения мероприятий программы социальной адаптации;

е) представлять ежемесячно до 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Управление отчет о выполнении мероприятий, предусмотренных социальным контрактом и программой социальной адаптации, по форме согласно приложению 2 к настоящему социальному контракту;

ж) добровольно возместить денежные средства, излишне выплаченные получателю вследствие его злоупотребления в течение 30 календарных дней со дня получения от Управления уведомления о принятом решении о прекращении оказания государственной помощи.

Указанный контракт подписан сторонами, соответственно подписав контракт ответчик была ознакомлена с его условиями, в том числе с условиями того, что является основанием для расторжения социального контракта и возвращения денежных средств в полном объеме.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что условия договора ответчику были достоверно известны на момент его заключения.

Одновременно с подписанием социального контракта Управлением составлена программа социальной адаптации. Программой социальной адаптации, являющейся приложением 1 к социальному контракту 279 от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено план мероприятий по социальной адаптации на срок действия социального контракта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ запланированы следующие мероприятия: Регистрация в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход. Установка технических средств раннего обнаружения и оповещения при пожаре за счет собственных средств. Осуществление выплаты гражданину в соответствии с условиями социального контракта. Приобретение сельскохозяйственных животных с наличием ветеринарно-сопроводительных документов (телка, кролики, баран, овцы, куры); - приобретение кормов для сельскохозяйственных животных (сено, солома, овес, пшеница). В период с декабря 2023 по апрель 2024 осуществление ухода за домашними животными. Реализация молока, яиц. Получение услуг ветеринара. Ежемесячное информирование органов социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации с предоставлением подтверждающих документов.

В ходе рассмотрения дела ответчик не оспаривала факт заключения вышеназванного социального контракта, предоставления ей единовременной социальной помощи для ведения личного подсобного хозяйства.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал на то, что между сторонами был заключен социальный контракт, на основании которого ответчику перечислены денежные средства в размере 200 000 рублей, вместе с тем, в период действия социального контракта полный отчет об использовании указанной суммы Воробьёвой Е.В. предоставлен не был. При этом, в адрес ответчика направлялись уведомления с просьбой подтвердить факт целевого использования предоставленной суммы материальной помощи, однако ответа на данные уведомления от Воробьёвой Е.В. не последовало. При подписании социального контракта ответчик была ознакомлена с положениями программы социальной адаптации, в которой установлены сроки выполнения предусмотренных контрактом мероприятий, срок предоставления отчета о расходовании денежных средств. Воробьёва Е.В. добровольно взяла на себя обязательства по выполнению всех пунктов программы социальной адаптации и условий социального контракта. Не предоставление ответчиком отчета о целевом использовании денежных средств, неисполнение отдельных пунктов индивидуальной программы социальной адаптации свидетельствует о том, что активные действия по преодолению трудной жизненной ситуации в период действия социального контракта Воробьёвой Е.В. не совершались. Ответчик не исполнила в полном объеме обязательства социального контракта по необоснованной причине, в данном случае присутствуют ее виновные действия, которые следует расценивать как неисполнение условий контракта и программы социальной адаптации. В связи с чем ответчику направлялись уведомления

Согласно уведомлению №(53-23)-312/23 от ДД.ММ.ГГГГ, направленному Воробьёвой Е.В., ОГКУ «УСЗиСОН по <адрес>» уведомляет Воробьёву Е.В. о необходимости в течение 30 дней предоставить отчетные документы, о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, которое вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункту 1 части 5 статьи 9.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в <адрес>» оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращается в случае невыполнения получателем государственной социальной помощи мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт излишне выплаченных сумм мер социальной поддержки Воробьёвой Е.В.

Согласно уведомлению №(53-23)-1600/24 от ДД.ММ.ГГГГ, направленному ФИО3, ОГКУ «УСЗиСОН по <адрес>» уведомляет ФИО3 о необходимости в течение 30 дней выплатить излишне выплаченные суммы мер социальной поддержки, которое вручено адресату ДД.ММ.ГГГГ.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылалась на то, что программу адаптации она выполняла, но отчет в сроки установленные социальным контрактом не предоставила.

В подтверждение исполнения программы адаптации ответчиком Воробьёвой Е.В. представлены подтверждающие документы, а именно:

Договор купли-продажи на корма сельскохозяйственных животных от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого Воробьёва Е.В. приобрела у ФИО5 солому на сумму 4000 руб., что подтверждается актом приема передачи кормов и актом приема передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ.

Договор купли-продажи на корма сельскохозяйственных животных от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого Воробьёва Е.В. приобрела у ФИО5 солому и горбыль на сумму 34400 руб., что подтверждается актом приема передачи кормов и актом приема передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно накладной от ДД.ММ.ГГГГ Воробьёва Е.В. приобрела от ФИО6 : зерно, пшеницу, дробленку, сено, овес на общую сумму 56800 руб.

Договор купли-продажи на корма сельскохозяйственных животных от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого Воробьёва Е.В. приобрела у ФИО7 сено на сумму 30000 руб., что подтверждается актом приема передачи кормов и актом приема передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ

Договор купли-продажи сельскохозяйственных животных от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого Воробьёва Е.В. приобрела у ФИО7 кур на сумму 15000 руб., что подтверждается актом приема передачи животных и актом приема передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ На животных имеется ветеринарная справка № от ДД.ММ.ГГГГ.

Договор купли-продажи сельскохозяйственного животного от ДД.ММ.ГГГГ согласно которого Воробьёва Е.В. приобрела у ФИО7 корову на сумму 60000 руб., что подтверждается актом приема передачи животного и актом приема передачи денежных средств от ДД.ММ.ГГГГ На животное имеется ветеринарная справка № от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ответчиком ФИО3 программа адаптации, предусмотренная социальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ выполнена на общую сумму 200200 руб., что подтверждается представленными документами.

Как следовало из позиции стороны истца, представленные ответчиком платежные документы не были предоставлены ответчиком в сроки установленные в социальном контракте и в форме ежемесячного отчета. В этой связи просят удовлетворить исковые требования в полном объеме.

По правилам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

При этом, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.

Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Таким образом, нормы главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются к спорным правоотношениям.

Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, применительно к спорным правоотношениям следует, что судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств бюджета, выплаченных на социальное обеспечение, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена соответствующая социальная выплата. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39 части 1 и 2 Конституции Российской Федерации).

Исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, с гражданина, которому назначена мера социальной поддержки не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности в действиях такого гражданина. При этом бремя доказывания недобросовестности со стороны гражданина при получении им денежных сумм лежит на органе социального обеспечения, принявшем решение об их возврате (удержании).

При установлении недобросовестности лица, получившего денежные средства по социальному контракту, они подлежат возврату.

Учитывая категорию спора, приведенные выше положения действующего законодательства, в ходе рассмотрения дела стороне истца разъяснено, что добросовестность гражданина презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности ответчика, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм в силу положений статьи 1102, подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекс Российской Федерации. В этой связи представителю истца предложено представить доказательства недобросовестности действий ответчика при получению средств социальной помощи.

Вместе с тем, в нарушение части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, подтверждающих, что в действиях Воробьёвой Е.В. по исполнению условий социального контракта на оказание социальной помощи и выполнению мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, имеет место недобросовестность, стороной истца в ходе в материалы дела не представлено.

При этом, по убеждению суда, допущенные со стороны ответчика нарушения требований программы социальной адаптации в части несвоевременного предоставления отчетов, в условиях презумпции добросовестного поведения ответчика, не могут являться безусловным основанием для взыскания с нее выделенных при заключении социального контракта денежных средств.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в период действия социального контракта Воробьёвой Е.В. было приобретено все необходимое для ведения личного подсобного хозяйства, произведена регистрация в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Все это свидетельствует о нуждаемости и заинтересованности Воробьёвой Е.В. в ведении личного подсобного хозяйства для выхода из трудной жизненной ситуации, что и является целью предоставления социальной помощи в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В этой связи, доводы представителя истца об обратном подлежат отклонению, учитывая недопустимость формального подхода к разрешению вопроса, касающегося социальной выплаты, так как гражданин в отношениях с органами публичной власти, в данном случае в отношениях, связанных с предоставлением мер социальной поддержки определенным категориям граждан в виде выплаты на цели осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности и использованием данной выплаты ее получателем в соответствии с целевым назначением этой выплаты, выступает как слабая сторона и применение в таких отношениях правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено. В связи с этим учету подлежат все обстоятельства, связанные с совершением получателем социальной выплаты действий, направленных на улучшение своего материального положения с использованием этой выплаты.

Заключение социального контракта направлено на стимулирование активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации, при этом гражданин, получивший выплату, связан обязательствами социального контракта, по которому должен был освоить выделенные государством целевые средства для ведения личного подсобного хозяйства, в последующем предоставить уполномоченному органу отчет об использовании этих средств.

Представленные ответчиком в материалы дела документы, свидетельствуют о том, что последней предприняты меры по освоению денежных средств, полученные денежные средства в полном объеме потрачены на приобретение необходимых животных и кормов для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, направлены на цели, определенные социальным контрактом.

Принимая во внимание, что в ходе производства по делу нашло подтверждение то обстоятельство, что денежные средства из предоставленной на основании социального контракта единовременной денежной выплаты были использованы Воробьёвой Е.В. на ведение личного подсобного хозяйства, в результате которого материальное положение ответчика было улучшено, условия для роста благосостояния ответчика созданы, суд приходит к выводу, что цели и задачи социальной программы фактически реализованы.

Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание отсутствие со стороны истца доказательств недобросовестности в действиях Воробьёвой Е.В. по исполнению условий социального контракта на оказание социальной помощи и выполнению мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, суд отказывает в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░:                                                          ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░                                  ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> № ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ <░░░░░>» ░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-427/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Областное государственное казенное "Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по городу Черемхово, Черемховскому району и городу Свирску"
Ответчики
Воробьева Екатерина Владимировна
Суд
Черемховский районный суд Иркутской области
Дело на сайте суда
cheremhovski.irk.sudrf.ru
08.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2024Передача материалов судье
10.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2024Судебное заседание
04.09.2024Судебное заседание
18.09.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее