Копия
2-4677/2024
56RS0018-01-2024-005953-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 21 августа 2024 года
Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Астафьевой А.С.,
при секретаре Белой И.С.,
с участием представителя истца Гусева В.М.,
представителя ответчика Семченко Д.В. - Фаткулина А.А.,
представителя ответчика Семченко Н.В. - Семченко В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восток-Агро» к Семченко Д. В., Семченко Н. В. о признании недействительным договора уступки права,
УСТАНОВИЛ:
истец ООО «Восток-Агро» обратился в суд с иском, указав, что Арбитражным судом Оренбургской области рассматривается дело по иску ООО «Восток-Агро» к Семченко Н.В. о взыскании убытков в виде упущенной выгоды в размере 50 244 716,5 рублей. В период рассмотрения этого спора в адрес истца поступило уведомление об уступке права требования от 18.03.2024 г., согласно которому Семченко Н. В. заключила договор уступки права требования арендной платы по договору аренды земельного участка с кадастровым номером ... Семченко Д. В.. Кроме того, в уведомлении указано, что Семченко Н.В. подарила принадлежавшие ей земельные участки с кадастровыми номерами: 56... Семченко Д.В. С уведомлением Семченко Д.В. направила в адрес ООО «Восток-Агро» претензию о выплате ей арендной платы по договору, не полученной Семченко Н.В. 29.03.2024 г. Семченко Д.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Восток-Агро» о взыскании задолженности по арендной плате.
Истец полагает, что договор уступки права требования от 18.03.2024 г. является ничтожной сделкой, совершенной с целью изменить подсудность рассматриваемых судебных споров, без намерения создать соответствующие правовые последствия, поскольку цедент и цессионарий являются матерью и дочерью. Сделка совершена безвозмездно, что также свидетельствует о ее недействительности.
Истец просит суд признать недействительным договор уступки права требования от 18.03.2024 г., заключенный между Семченко Н.В. и Семченко Д.В. Применить последствия недействительности сделки в виде восстановления права требования за Семченко Н.В.
Ответчики Семченко Д.В., Семченко Н.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца Гусев В.М., действующий на основании доверенности, исковое заявление поддержал, просил удовлетворить. В качестве оснований недействительности оспариваемого договора ссылался на ст.ст. 10, 168 170 ГК РФ.
Представитель ответчика Семченко Д.В. - Фаткулин А.А., действующий на основании доверенности, против удовлетворения искового заявления возражал, просил отказать.
Представитель ответчика Семченко Н.В. - Семченко В.Г.,действующий на основании доверенности, против удовлетворения искового заявления возражал, просил отказать.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
На основании п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1).
На основании ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона (пункт 1).
Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если должник не был уведомлен в письменной форме о состоявшемся переходе прав кредитора к другому лицу, новый кредитор несет риск вызванных этим неблагоприятных для него последствий. Обязательство должника прекращается его исполнением первоначальному кредитору, произведенным до получения уведомления о переходе права к другому лицу.
Статьей 383 ГК РФ установлены права, которые не могут переходить к другим лицам. Так, не допускается переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.
В соответствии со ст. 385 ГК РФ уведомление должника о переходе права имеет для него силу независимо от того, первоначальным или новым кредитором оно направлено.
Должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до предоставления ему доказательств перехода права к этому кредитору, за исключением случаев, если уведомление о переходе права получено от первоначального кредитора.
Если должник получил уведомление об одном или о нескольких последующих переходах права, должник считается исполнившим обязательство надлежащему кредитору при исполнении обязательства в соответствии с уведомлением о последнем из этих переходов права.
Кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие право (требование), и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления этого права (требования).
Согласно п.п. 1-3 ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону.
Не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Семченко Н.В. являлась собственником земельных участков с кадастровыми номерами ..., которые были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером ....
Земельный участок с кадастровым номером ... с 2014 г. находится в аренде у ООО «Восток-Агро» на основании договора аренды земельного участка от 28.04.2014 г. и дополнительного соглашения к нему от 10.04.2015 г. На основании условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности с кадастровым номером ... от 28.04.2014 г. и дополнительного соглашения к указанному договору от 10.04.2015 г., размер арендной платы, уплачиваемой ООО «Восток-Агро», составляет при средней урожайности 1- центнеров с одного гектара, за одну долю в денежном выражении 7200 рублей за вычетом 13% НДФЛ, в натуральном выражении 300 килограмм муки на сумму 2392 рубля и 1 тонна фуража на сумму 4408 рублей.
Выплата арендной платы производится один раз в период с 01 октября по 31 марта следующего года. Срок арендных отношений установлен до 28.04.2026 г.
13.07.2023 г. между Семченко Н. В. (даритель) и Семченко Д. В. (одаряемая) заключен договор дарения земельного участка (принадлежащего дарителю на праве собственности и свободного от построек, а также обременений и ограничений в его использовании), согласно п. 1.1 которого даритель безвозмездно передает в собственность одаряемой, а одаряемая принимает в дар принадлежащее дарителю земельные участки с кадастровыми номерами: ...
Земельные участки расположены на землях сельхозназначения по адресу: ... (п.1.2 договора).
Земельные участки принадлежат дарителю на праве собственности по решению Ленинского районного суда г. Оренбурга от 21.02.2017 г. N.
Согласно п. 1.5 договора даритель передает земельные участки с обременениями, так как земельные участки находятся в аренде у ООО «Восток-Агро» с 28.04.2014 г. по 28.04.2026 г.: ...
Даритель передает земельные участки с обременениями согласно ст. 56 ЗК РФ, кроме земельного участка ....
11.03.2024 г. между Семченко Н. В. (цедент) и Семченко Д. В. (цессионарий) заключен договор уступки права требования по договору аренды земельного участка с кадастровым номером ... от 28.04.2014 г.
Согласно п.1.1 договора от 11.03.2024 г. на основании договора дарения земельного участка от 13.07.2023 г., заключенного между цедентом и цессионарием, цессионарию принадлежат на праве собственности земельные участки (123 доли): ...
В соответствии с п. 1.2 договора от 11.03.2024 г. на основании условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности с кадастровым номером 56:02:0000000:41 от 28.04.2014 г. и дополнительного соглашения к указанному договору от 10.04.2015 г., размер арендной платы, уплачиваемой ООО «Восток-Агро», составляет при средней урожайности 10 центнеров с одного гектара, за одну долю в денежном выражении 7200 рублей, за вычетом 13 % НДФЛ; в натуральном выражении 300 килограммов муки на сумму 2 392 рублей и 1 тонна фуража, на сумму 4 408 рублей.
Выплата арендной платы производится один раз в период с 01 октября по 31 марта следующего года. Срок арендных отношений установлен до 28.04.2026 г.
Согласно п. 1.3 договора на основании п. 3 ст. 576 ГК РФ цедент уступает цессионарию, а цессионарий принимает требование получить от должника в собственность арендную плату за 2021, 2022, 2023 г., предшествующие переходу права собственности на объекты недвижимости, указанные в п. 1.1 настоящего договора.
В соответствии с п. 1.5 договора право цедента переходит к цессионарию в момент заключения настоящего договора в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту переход права по договору аренды.
Одновременно цедент передает цессионарию права и обязанности арендодателя:
по договору аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности от 28.04.2014 г.,
по дополнительному соглашению к договору аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности от 28.04.2014 г. от 10.04.2015 г.,
по договору о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20.05.2016 г.,
по договору о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 18.07.2016 г., в том числе в судебном порядке:
получение от ООО «Восток Агро» арендной платы за 2021, 2022, 2023 г., предшествующие переходу права собственности на объекты недвижимости,
право определения формы выплаты (натуральная оплата, денежные средства из расчета арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности с кадастровым номером ... от 28.04.2014 г. и Дополнительного Соглашения к указанному договору от 10.04.2015 г.), а также уступлены все права, связанные с передаваемым требованием,
право на получение неустойки и процентов (п. 1 ст. 384 ГК РФ),
право на изменение условий (в том числе расторжение):
договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности от 28.04.2014 г.,
дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности от 28.04.2014 г., от 10.04.2015 г.,
договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20.05.2016 г.
Из материалов дела также следует, что в производстве Арбитражного суда Оренбургской области находится гражданское дело № ... по исковому заявлению ООО «Восток-Агро» к ИП Семченко Н.В. о взыскании убытков в виде упущенной выгоды в размере 50 244 716,5 рублей. Согласно пояснениям сторон, данный спор вытекает из пользования истцом спорным арендованным земельным участком.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает договор уступки права требования, заключенный между Семченко Н.В. и Семченко Д.В., недействительным, поскольку Семченко Н.В. произвела безвозмездное отчуждение принадлежащих ей земельных участков, а затем и права требования по договорам аренды после предъявления к ней иска о взыскании крупной суммы, с целью недопущения обращения взыскания на имущество и взаимозачета встречных требований. Отчуждение права произведено в пользу дочери Семченко Н.В. - Семченко Д.В., проживают обе по одному адресу. Истец полагает, что, заключая договор уступки права требования, Семченко Н.В. действовала недобросовестно, исключительно с целью причинения вреда ООО «Восток-Агро».
Представитель ответчика Семченко Д.В. – Фаткулин А.А., пояснил, что договор уступки права требования действительно был совершен безвозмездно, что на запрещено законом. Земельные участки были подарены Семченко Д.В. с обременениями в виде права аренды ООО «Восток-Агро». Оснований для признания договора уступки права недействительным не усматривал.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
Соглансно ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу ст. 170 ГК РФ мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.
Притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа и содержания сделки применяются относящиеся к ней правила.
В статье 1 ГК РФ, определяющей основные начала гражданского законодательства указано, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора; при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Статьей 10 ГК предусмотрено, что не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
По смыслу приведенных норм права, добросовестность при осуществлении гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей предполагает поведение, ожидаемое от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующее ей.
Согласно п. 1 ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону.
Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное (п. 3 ст. 423 ГК РФ).
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 г. № 54 «О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки» разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 423 ГК РФ договор, на основании которого производится уступка, предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа этого договора не вытекает иное. Договор, на основании которого производится уступка, может быть квалифицирован как дарение только в том случае, если будет установлено намерение цедента одарить цессионария (статья 572 ГК РФ).
Вместе с тем, законом не предусмотрен обязательный возмездный характер уступки права требования.
В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением.
Из содержания оспариваемого договора уступки с очевидностью следует отсутствие встречного предоставления со стороны Семченко Д.В. за уступаемое ей право, в связи с чем данный договор может быть квалифицирован как договор дарения права, что не противоречит положениям ст.ст. 423, 572 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, безвозмездность уступки права не является основанием для признания такой уступки недействительной.
Не является таким основанием и тот факт, что сделка совершена между матерью и дочерью, поскольку законом такие сделки не запрещены.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 г. № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении», по общему правилу, предусмотренному пунктом 3 статьи 308 ГК РФ, обязательство не создает прав и обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Соответственно, стороны обязательства не могут выдвигать в отношении третьих лиц возражения, основанные на обязательстве между собой, равно как и третьи лица не могут выдвигать возражения, вытекающие из обязательства, в котором они не участвуют. Например, при переходе прав кредитора к другому лицу по договору об уступке требования должник в качестве возражения против требований нового кредитора не вправе ссылаться на неисполнение цессионарием обязательств по оплате права требования перед цедентом.
Таким образом, доводы истца о недействительности уступки права по мотивам ее безвозмездности носят формальный характер, поскольку смена кредитора не влияет на размер требования к должнику, а наличие иных неблагоприятных последствий от смены кредитора должник не обосновал.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Восток-Агро» к Семченко Д. В., Семченко Н. В. о признании недействительным договора уступки права – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.С. Астафьева
В окончательной форме решение принято 25 сентября 2024 года.
Судья подпись А.С. Астафьева
Копия верна.
Судья:
Секретарь: