Решение по делу № 2а-85/2021 от 03.03.2021

Р Е Ш Е Н И Е

                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    18 мая 2021года                                                                                                        с.Ведено

Веденский районный суд Чеченской Республики в составе: председательствующего судьи Эльбуздукаева А.Р., при секретаре Сидиевой З.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2а-85/2021 по административно исковому заявлению заместителя прокурора Веденского района ЧР Аюбовой Э.С-А., в порядке ст. 218 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сельментаузенского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признаниинезаконным её бездействие и обязании её зарегистрировать в УФСГРК и К по ЧР бесхозяйного имущества - водопроводных сетей протяженностью 1 600 м., расположенных в селе Сельментаузен,

                                                У С Т А Н О В И Л:

          Заместитель прокурора Веденского района ЧР Аюбова Э.С-А. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования следующим.

          Прокуратурой Веденского района в феврале 2021 года проведена проверка исполнения администрацией Сельментаузенского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР требований законодательства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса, а также законодательства при использовании и распоряжении государственным и муниципальным имуществом по выявлению и постановке на учет недвижимого имущества как бесхозяйного.

Статьей 130 Конституции РФ определено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Статья 7 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривая, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ), объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения является инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 416 - ФЗ, государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

В силу ст. 23 Федерального закона № 416 - ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 416 - ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационныесети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52 - ФЗ«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Согласно п.1 ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

В силу п.1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Согласно п.1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоснабжения, в том числе, бесхозяйных систем, а также обеспечить признание в установленном порядке права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоснабжения.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 19 Устава Сельментаузенского сельского поселения Веденского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Сельментаузенского сельского поселения, в структуру органов местного самоуправления Сельментаузенского сельского поселения входит администрация Сельментаузенского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР (далее – Администрация).

Пунктом 11 части 1 статьи 7 Устава, к вопросам местного значения Сельментаузенского сельского поселения Веденского муниципального района отнесены иные полномочия в соответствии с федеральным законом, и настоящим Уставом.

           В силу п.1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

           Согласно п.1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов.

          Согласно п.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В соответствии с п.3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 г. № 931 (далее – Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка, принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав; территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

В силу п. 5 Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Установлено, что на территории Сельментаузенского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР имеется бесхозяйное недвижимое имущество, которое в настоящее время в нарушение действующего законодательства, не имеет собственника, а именно - сооружения коммунальной инфраструктуры - объекты водоснабжения – водопроводные сети протяженностью 1600 м, расположенные в с. Сельментаузен, Веденского муниципального района, ЧР.

Согласно информации ФГБУ «ФКП Росреестра» по Чеченской Республике, министерства имущественных и земельных отношений по Чеченской Республике, ТУ Росимущества в Чеченской Республике указанные сооружения коммунальной инфраструктуры в настоящее время в чьей-либо собственности не находятся.

Отсутствие собственника на указанные объекты коммунальной инфраструктуры и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по водоснабжению населения, обеспечению надлежащего качества коммунальных услуг, устранению аварий в процессе их эксплуатации, вследствие чего не исключается возможность возникновения чрезвычайной ситуации.

Поскольку данные объекты являются бесхозяйными и расположены в административных границах Сельментаузенского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР, то не обращение Администрации с заявлением о принятии на учет указанных объектов водоснабжения как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений п. 3 ст. 225 ГК РФ и п. 5 Порядка.

Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан выполнить необходимые в рамках этого мероприятия, в силу возложенных на него законом полномочий. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке объекта недвижимости на учет как бесхозяйного.

            В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117 - ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» к гидротехническим сооружениям (ГТС) относятся плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

           Представитель заявителя помощник прокурора Веденского района ЧР Улубаев А.А. в суд явился, заявленные заместителем прокурора требования поддержал, изменив требования в части размера протяжности водопроводной сети с 1600 метров на 4988 метров.

            Представитель заинтересованной стороны - глава администрации Сельментаузенского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР Тасаев У.М. в суд явился, не возражал против удовлетворения заявленных требований, поясняя, что действительно указанные объекты водоснабжения являются бесхозяйными, выявленные нарушения закона имеют место и ими меры направленные о принятии их на учет в УФСГРК и К в данное время приняты и с момента выделения денежных средств на их оформление, которые им уже выделяются они устранят, выявленные в этой сфере проведенной прокуратурой района проверкой, нарушения. Каких либо документов на это гидротехническое сооружение ни в администрации села, ни в каких-либо других организациях не имеется и оно, по сути, действительно является бесхозяйным.

          Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит заявление заместителя прокурора района о признании бездействия органа местного самоуправления с. Сельментаузен, Веденского района, ЧР в данной сфере незаконными и об обязании его зарегистрировать водопровод в качестве своего имущества, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор в данном случае обращается с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, которые проживают и могут проживать (в том числе, в будущем) на территории поселения и права которых нарушаются действиями (бездействием) ответчиков.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 416 - ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

            Согласно ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 416 - ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное

водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или

в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В силу п.1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; осуществление мер по охране таких водных объектов.

           Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

            В силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйнойнедвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

            В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится и участие в предоставлении услуг жилищно-коммунального комплекса.

            Вышеуказанные нормы обязывают муниципальные образования поселений ставить на учет в регистрационном органе сооружения, собственники которых не установлены, для последующего решения вопроса о передаче хозяйствующему субъекту или взятии последних на баланс муниципальными образованиями.

           Однако муниципальное образование администрация Сельментаузенского сельского поселения Веденского района ЧР в этом плане бездействует, что может способствовать возникновению чрезвычайных ситуаций в случае стихийных бедствий на территории сельского поселения.

           Судом установлено, что администрацией Сельментаузенского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР в чьи обязанности входит постановка на учет в регистрационном органе сооружения, собственники которых не установлены, для последующего решения вопроса о передаче хозяйствующему субъекту или взятии последних на баланс, данные требования закона не соблюдены и не соблюдаются.

           Поскольку собственник указанных объектов до настоящего времени не определен и данные объекты оказались бесхозяйными, в силу того, что вышеуказанное имущество является социально - значимыми для муниципального образования, существует необходимость постановки его на учет в качестве бесхозяйного с последующим обращением в установленном порядке в муниципальную собственность Махкетинского сельского поселения Веденского муниципального района Чеченской Республики

           Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имеются все законные основания для понуждения Администрацию Сельментаузенского сельского поселения Веденского района ЧР внести в Реестр государственного имущества Чеченской Республики указанного выше имущества и оформление в установленном порядке право оперативного управления на это имущество.

           Под бездействием, по смыслу закона, понимается не совершение действий, выполнение которых относится к функциям государственного органа или органа местного самоуправления или к должностным обязанностям государственного, муниципального служащего, должностного лица.

           На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 288 КАС РФ, суд

                                                                       РЕШИЛ:

            Требования заместителя прокурора Веденского района ЧР Аюбовой Э.С-А., в порядке ст. 218 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Сельментаузенского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР о признании незаконным её бездействие по постановке на учет бесхозяйного имущества – водопроводной сети протяженностью 4988 метров, расположенного на её территории, в качестве имущества администрации в государственном органе Чеченской Республики, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и обязании её зарегистрировать в УФСГРК и К по ЧР данное бесхозяйное имущество, - удовлетворить.

            Признать бездействие Администрации Сельментаузенского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества – водопроводной сети протяженностью 4988 метров, расположенного на её территории, в качестве имущества администрации в государственном органе Чеченской Республики, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, незаконным.

            Обязать Администрацию Сельментаузенского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в силу, принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества – водопроводной сети протяженностью 4988 метров, расположенного на её территории, в качестве имущества администрации в государственном органе Чеченской Республики, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

            Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд       Чеченской Республики через Веденский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

           Решение изготовлено в окончательной форме 19.05.2021 года.

Председательствующий                                                                                  А.Р.Эльбуздукаев

2а-85/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Веденского района ЧР
Ответчики
Администрация Сельментаузенского сельского поселения Веденского муниципального района ЧР
Суд
Веденский районный суд Чеченской Республики
Судья
Эльбуздукаев Абдулла Рамазанович
Дело на странице суда
vedensky.chn.sudrf.ru
03.03.2021Регистрация административного искового заявления
03.03.2021Передача материалов судье
05.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
05.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2021Подготовка дела (собеседование)
22.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Судебное заседание
17.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Судебное заседание
18.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее