Дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кораблино Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ
Кораблинский районный суд Рязанской области в составе председательствующего судьи Морозова Г.В.,
при секретаре Кормилицыной Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дьяченко Н. И. о признании незаконным отказ Межмуниципального отдела по Кораблинскому, Пронскому, Старожиловскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее Управление Росреестра) в государственной регистрации права на земельный участок и обязании совершить действия по регистрации права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Дьяченко Н.И. обратилась в суд с административным иском к Межмуниципальному отделу по Кораблинскому, Пронскому, Старожиловскому районам Управления Росреестра по Рязанской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в государственной регистрации права на земельный участок, кадастровый №, находящийся по адресу: <адрес>А, площадью <данные изъяты> кв.м.
В обоснование заявленных требований указала, что постановлением администрации Кораблинского района Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен в собственность за плату, без проведения торгов, земельный участок, из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>А, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, с находящимся на земельном участке объектом недвижимости – хозяйственной постройки, принадлежащей Дьяченко Н.И. на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ. между Дьяченко Н.И. и администрацией <адрес> был заключен договор купли-продажи земельного участка № на основании п.6 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов ввиду наличия на земельном участке хозяйственной постройки, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Дьяченко Н.И., через МФЦ представила в Межмуниципальный отдел по Кораблинскому, Пронскому, Старожиловскому районам Управления Росреестра по Рязанской области для государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок следующие документы: заявление №, договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, передаточный акт б\н от ДД.ММ.ГГГГ, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ» О предоставлении земельного участка в собственность Дьяченко Н.И.»
ДД.ММ.ГГГГ Межмуниципальный отдел Управления Росреестра приостановил регистрацию перехода права на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>А, на основании п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а ДД.ММ.ГГГГ отказал административному истцу в государственной регистрации права собственности на земельный участок по причине того, что продаваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность без проведения торгов, так как участок не используется для ведения личного подсобного хозяйства. Наличие строения на данном земельном участке не является основанием предоставления его в собственность без проведения торгов.
Считая, что данное решение Росреестра нарушает права, и интересы Дьяченко Н.И. она обжаловала его в суд.
В судебное заседание административный истец Дьяченко Н.И. не явилась. В заявлении просила суд рассмотреть дело в её отсутствие, а заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика - Межмуниципального отдела по Кораблинскому, Пронскому, Старожиловскому районам Управления Росреестра по Рязанской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области в судебное заседание не явился. В своих возражениях на административный иск указал, что заявленные Дьяченко Н.И. требования считает необоснованными и неподлежащими удовлетворению в связи с тем, что поданные на регистрацию документы не отвечают требованиям, установленным действующим законодательством. Полагает, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>А, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, администрацией МО - Кораблинский муниципальный район Рязанской области мог быть продан в собственность Дьяченко Н.И. по договору купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ только после проведения торгов.
Кроме того, использование земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства включает в себя: размещение жилого дома; производство сельхоз продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных. Поскольку объект недвижимости (хозяйственная постройка) на земельном участке, для ведения ЛПХ имеет вспомогательное значение, то его возведение с учетом специального предназначения земельного участка не может повлечь возникновение права на приобретение земельного участка в собственность на основании ст. 39.20 ЗК РФ.
Таким образом, договор купли-продажи, представленный на регистрацию не соответствует требованиям законодательства.
Заинтересованное лицо – представитель администрации МО – Кораблинский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился. В своём заявлении просил административный иск Дьяченко Н.И. удовлетворить, а дело рассмотреть без его участия.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с п.п.6 п.2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
Согласно п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ закреплено, что граждане имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в числе прочего акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пп. 1 и 6 ч. 2).
Судом установлено, что постановлением администрации Кораблинского района Рязанской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Дьяченко Н.И. был предоставлен в собственность за плату, без проведения торгов земельный участок, из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес>А, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, с находящимся на земельном участке объектом недвижимости – хозяйственной постройки, принадлежащей Дьяченко Н.И. на праве собственности( решение Кораблинского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ.).
ДД.ММ.ГГГГ. между Дьяченко Н.И. и администрацией Кораблинского района Рязанской области заключен договор купли-продажи земельного участка № на основании п.6 ч.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов ввиду наличия на земельном участке хозяйственной постройки, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Дьяченко Н.И., через МФЦ представила в Межмуниципальный отдел по Кораблинскому, Пронскому, Старожиловскому районам Управления Росреестра по Рязанской области для государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок следующие документы: заявление №, договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, передаточный акт б\н от ДД.ММ.ГГГГ, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Межмуниципальный отдел Управления Росреестра приостановил регистрацию перехода права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>А, на основании п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" - регистрация прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ. государственный регистратор Управления Росреестра по Рязанской области отказал административному истцу в государственной регистрации права собственности на земельный участок по причине того, что продаваемый земельный участок не может быть предоставлен в собственность без проведения торгов, так как он не используется для ведения личного подсобного хозяйства. Наличие строения на данном земельном участке не является основанием предоставления его в собственность без проведения торгов.
Суд полагает, что ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором при вынесении постановления о приостановлении регистрационных действий заявителям (представителю администрации Кораблинского района и Дьяченко Н.И.) не были указаны условия, при которых сделка была бы зарегистрирована Управлением Росреестра.
Без должного внимания государственного регистратора осталось, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ Кораблинским районным судом Рязанской области решение, которым за Дьяченко Н.И. признано право собственности на хозяйственную постройку, площадью <данные изъяты> кв.м., предназначенную для обслуживания жилого дома (квартиры) Дьяченко Н.И., расположенного по адресу: <адрес>, а также, что спорный земельный участок примыкает к земельному участку, расположенному под объектом недвижимости (жилым домом).
Кроме того, судом установлено, что Дьяченко Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время пользуется земельным участком с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес> находящимся на земельном участке объектом недвижимости – хозяйственной постройкой, принадлежащей Дьяченко Н.И. на праве собственности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав состоят, в том числе из проведения правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Государственный регистратор прав, устанавливая действительность поданных заявителем документов, проверяет: соответствие документов, в том числе их формы и содержания, требованиям законодательства, действовавшего на момент издания и в месте издания документа; наличие у органа местного самоуправления соответствующей компетенции на издание акта, в том числе наличие полномочий у лица, подписавшего этот акт (подп. 1 и 2 п. 221 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7 июня 2017 г. N 278).
Под формой юридического документа понимается внешняя объективизация содержания данного документа, позволяющая обеспечить его законность, а также достичь стоящих перед лицом, принимающим юридический документ, целей. Достижение данных целей осуществляется посредством определения следующих компонентов формы юридического документа: надлежащего носителя (бумажный или электронный), структуры документа (внутренняя упорядоченность его содержания), а также закрепления в нем обязательных элементов, при отсутствии которых он не выполняет своего назначения (реквизиты: вид, адресат, место и дата составления, регистрационный номер документа, подписи лиц и др.).
Под содержанием юридического документа понимается единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа, то есть такой документ состоит непосредственно из сведений, удостоверяющих какие-либо факты или из самих нормативных положений.
Кроме того, в ч. 1 ст. 26 Федерального закона N 218-ФЗ закреплены самостоятельные основания, препятствующие государственной регистрации прав, а именно: когда сделка, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющиеся основанием для государственной регистрации права, признаны недействительными в судебном порядке (п. 12); сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной (п. 13).
Принимая во внимание данные требования закона, суд приходит к выводу, что государственный регистратор наделен правом проверять форму и содержание представленных документов, при этом к его полномочиям не отнесена возможность давать оценку действиям органа местного самоуправления, наделенного соответствующими правами на распоряжение земельным участком, а также признавать недействительным сделку, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющиеся основанием для государственной регистрации права.
При таких обстоятельствах государственный регистратор, отказывая в регистрации договора купли-продажи земельного участка, вышел за рамки полномочий, предоставленных ему Федеральным законом N 218-ФЗ, в связи, с чем решение органа Росреестра Рязанской области следует признать незаконным, а административный иск Дьяченко Н.И. подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 174-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административный иск Дьяченко Н. И. к Межмуниципальному отделу по Кораблинскому, Пронскому, Старожиловскому районам Управления Росреестра по Рязанской области, Управлению Росреестра по Рязанской области о признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в государственной регистрации права на земельный участок, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., находящийся по адресу: <адрес>А – удовлетворить.
Обязать Управление Росреестра по Рязанской области зарегистрировать право собственности за Дьяченко Н. И. на земельный участок, кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу: <адрес>А.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Рязанского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кораблинский районный суд.
Председательствующий, Г.В. Морозов