Решение по делу № 2а-1605/2019 от 03.10.2019

      Дело № 2а-1605/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Вязьма Смоленской области                                                            11 декабря 2019 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего – судьи Жаворонковой В.А.,

при секретаре Захаровой Е.Н.,

с участием представителя административного истца – Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области Самсоновой С.А.,

заместителя Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Якубовской О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Васильевой П.И., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

                                                    У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с административным иском к МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области, указав, что Администрация МО «Вяземский район» Смоленской области является стороной исполнительного производства от 30 июля 2019 года № 21190/19/67048-ИП.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 05 сентября 2019 года на Администрацию был наложен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.

Решение Вяземского районного суда от 08 июля 2019 года, на основании которого было возбуждено исполнительное производство, вынесено после формирования областного бюджета на 2018 год и принятия областного закона.

Кроме того, Администрация неоднократно обращалась в Департамент Смоленской области по образованию и науке с просьбой о выделении дополнительных денежных средств для исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, в том числе Карповой М.М.

Полагает, что со стороны Администрации отсутствует вина по неисполнению обязательств, возложенных судом.

Просит суд освободить Администрацию МО «Вяземский район» Смоленской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя от 05 сентября 2019 года в рамках исполнительного производства № 21190/19/67048-ИП.

Протокольным определением от 28 ноября 2019 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены УФССП России по Смоленской области, судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Васильева П.И..

Представитель административного истца – Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области Самсонова С.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске, просит их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области в суд не явился, просил рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие, в письменных возражениях просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что вступившие в законную силу решения суда являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ. Согласно ст. 5 ФЗ от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Согласно ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области на принудительное исполнение поступили исполнительные листы, соответствующие законным требованиям. В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель установил срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований – 5 дней, и уведомил должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока, с взысканием с него, в соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительского сбора. Должником, в срок, установленный для добровольного исполнения 5 дней с момента получения, требования исполнительного документа исполнены не были. 05 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000 рублей. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения решения суда в срок, установленный для добровольного исполнения и в срок, установленный судом, судебному приставу-исполнителю должником не представлено. Согласно ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника, однако Администрация МО «Вяземский район» Смоленской области доказательство того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств не представило. Так как должник не проявил той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства, а именно: не обращался в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения требований исполнительного документа. При таких обстоятельствах основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора либо уменьшения его размера отсутствуют.

Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Васильева П.И. в суд не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

Представитель административного ответчика – УФССП России по Смоленской области в суд не явился, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Заместитель прокурора Якубовская О.В. не возражала против заявленных Администрацией требований.

Выслушав представителя административного истца, заинтересованное лицо, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.11 ст.30 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112, 116 Федерального закона.

Решением Вяземского районного суда Смоленской области от 05 июня 2019 года по гражданскому делу № 2-732/2019 исковые требования Вяземского межрайонного прокурора в защиту жилищных прав Карповой М.М. удовлетворены. На Департамент Смоленской области по образованию и науке возложена обязанность осуществить финансирование за счет средств областного бюджета исполнения администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области государственных полномочий по обеспечению Карповой М.М., как лица из числа детей-сирот, благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не менее установленной нормы предоставления. На администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области возложена обязанность по перечислению денежных средств из областного бюджета приобрести и предоставить Карповой М.М., как лицу из числа детей-сирот, благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее установленной нормы предоставления по договору найма специализированного жилого помещения.

30 июля 2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области в отношении должника – Администрации МО «Вяземский район» Смоленской области возбуждено исполнительное производство № 21190/19/67048-ИП и установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе (л.д.34).

В связи с неисполнением Администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области требований исполнительного документа в установленный срок постановлением судебного пристава-исполнителя от 05 сентября 2019 года с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д. 35).

В соответствии с частями 1-3, 6, 7 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из разъяснений, содержащихся в п. 74 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

По смыслу действующего законодательства освобождение от уплаты исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин и исключительных обстоятельств.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники по исполнительному производству могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Освобождение должника от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии со ст. 2, ст. 3 Закона Смоленской области от 29.11.2007 г. № 114-з органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями вправе получать финансовое обеспечение осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета, а уполномоченный орган в пределах своей компетенции, установленной областным законодательством, обязан, обеспечивать органы местного самоуправления финансовыми и материальными ресурсами для осуществления государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Исходя из положений Закона Смоленской области от 20.12.2018 № 132-з «Об областном бюджете на 2019 год и на плановой период 2020 и 2021 годов» главным администратором доходов областного бюджета и главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых в качестве субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), является Департамент Смоленской области по образованию и науке, на который согласно Положения о порядке осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, находящихся под опекой (попечительством), жилыми помещениями, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 25.03.2014 г. № 202, а также п. 3.54 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию и науке, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2016 № 820 возложена обязанность по перечислению в местные бюджеты субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Из письменных материалов дела следует, что 13 июля 2018 года Администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области на имя начальника Департамента Смоленской области по образованию и науке направлена предварительная заявка на получение субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов Смоленской области, бюджетам городских округов Смоленской области из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями, в том числе, для обеспечения жилым помещением Карповой М.М. (л.д.6-7).

Аналогичные заявки направлялись Администрацией в адрес начальника Департамента 02 июля 2019 года и 13 августа 2019 года (л.д.8,9).

Суд также принимает во внимание, что согласно решению суда Администрация обязана предоставить жилое помещение с момента осуществления финансирования. Денежные средства для приобретения жилого помещения Карповой М.М. из Департамента Смоленской области по образованию и науке до настоящего времени не поступили.

Таким образом, Администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области представлены доказательства, свидетельствующие о том, что ею принимались меры для надлежащего исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.

Оснований утверждать, что несвоевременное исполнение требований исполнительного документа обусловлено виновными действиями (виновным противоправным бездействием) должника, у суда не имеется.

Вместе с тем, суд учитывает, что истец является органом местного самоуправления, относится к бюджетной системе Российской Федерации и обязан использовать выделенные бюджетные средства строго по их целевому назначению в установленном законом порядке.

При таких установленных обстоятельствах, принимая во внимание, что администрация МО «Вяземский район» Смоленской области в предоставленный срок реально исполнить решение суда не могла вследствие объективных причин, вызванных отсутствием финансирования, предпринимала меры, направленные на исполнение судебного решения, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Освободить Администрацию МО «Вяземский район» Смоленской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области от 05 сентября 2019 года по исполнительному производству                     № 21190/19/67048-ИП.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                                                                                           В.А. Жаворонкова

Резолютивная часть решения оглашена 11 декабря 2019 года.

Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2019 года.

Решение вступает в законную силу 27 января 2020 года.

2а-1605/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО "Вяземский район" Смоленской области
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области
МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Смоленской области Васильева Полина Игоревна
Другие
Якубовская Ольга Витальевна
Карпова Марина Максимовна
Суд
Вяземский районный суд Смоленской области
Судья
Жаворонкова Вера Афанасьевна
Дело на странице суда
vyazma.sml.sudrf.ru
08.04.2020Регистрация административного искового заявления
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
13.11.2019Судебное заседание
03.12.2019Судебное заседание
16.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2020Дело оформлено
28.02.2020Дело передано в архив
11.12.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее