Дело №2-2216/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующий судья Утянский В.И.,
при секретаре Евсевьевой Е.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании 21 июня 2018г. в г. Ухте гражданское дело по исковому заявлению Перевалова С.Г. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» и Администрации МОГО «Ухта» об оспаривании размера арендной платы,
у с т а н о в и л:
Перевалов С.Г. обратился в суд с указанным заявлением, в котором заявитель указал, что 25.05.2007г. между Администрацией МОГО «Ухта» и Переваловым С.Г. и Стеблевым В.П. заключен договор аренды земельного участка на неопределенный срок. 07.02.2017г. арендодателем в адрес арендатора направлен новый расчет арендной платы, согласно которого размер арендной платы в год составляет 313986 руб. Истец не согласен с указанным расчетом и просит признать незаконным расчет арендной платы, произведенный арендодателем 06.02.2017г.
Определением суда от 07.06.2018г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МОГО «Ухта».
Истец Перевалов С.Г. в суд не прибыл, извещен надлежащим образом.
Представитель истца Ким Е.Б., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Администрации МОГО «Ухта» Герасимова А.В. с иском не согласилась.
Представитель ответчика КУМИ Администрации МОГО «Ухта» в суд не прибыл, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве с иском не согласен.
Третье лицо Стеблев В.П. в суд не прибыл, неоднократно извещался надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
25.05.2007г. между Администрацией МОГО «Ухта» (Арендодатель) и Переваловым С.Г., Стеблевым В.П. (Арендаторы) заключен договор аренды №.... земельного участка – кадастровый номер 11:20:0606001:16, категория – земли населенных пунктов, площадь 8928 кв.м., адрес: Республика Коми, г. Ухта, .... для эксплуатации кондитерского цеха.
Договор заключен на 5 лет с 30.06.2007г. по 30.06.2011г. (п. 1.3).
Годовая арендная плата на дату заключения договора составляет 170 882 руб. (п. 2.1). Размер арендной платы может изменяться в случае изменения соответствующих законодательных актов РФ, нормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления. Изменение условий договора в этом случае для сторон является обязательным (п. 2.5).
По делу установлено, что из письма КУМИ от 03.08.2015г. №09/8293 следует, что договор аренды земельного участка считается продленным на неопределенный срок.
07.02.2017г. в адрес Перевалова С.Г. из КУМИ администрации МОГО «Ухта» за исх. 09/1309 направлен расчет арендной платы на 2017г. за пользование земельным участком (313986,06 руб. с 01.01.2017г. по 31.12.2017г. – приложение №2). Указано, что расчет арендной платы произведен на основании постановления Правительства Республики Коми от 01.03.2015г. №90.
Претензия Перевалова С.Г. о перерасчете арендной платы оставлена без удовлетворения (письмо от 05.07.2017г. №09/7747 за подписью председателя КУМИ).
В соответствии с п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства Российской Федерации основываются в том числе на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 указанного Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом. Согласно ч. 4 этой же статьи общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01.03.2015г.) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований ст. 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление № 582 от 16.07.2009г. Указанный акт официально опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» 27.07.2009, № 30, ст. 3821, вступил в силу через семь дней после опубликования - 04.08.2009г.
Размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее - торги); в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 2 Постановления №582).
В силу п. 3 данного Постановления в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере:
а) 0,01 процента в отношении:
земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014г. № 1120);
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014г. № 1120);
земельного участка, предоставленного физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014г. № 1120);
земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду; (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014г. № 1120)
земельного участка, загрязненного опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшегося загрязнению, заражению и деградации, за исключением случаев консервации земель с изъятием их из оборота;
земельного участка, предоставленного для размещения дипломатических представительств иностранных государств и консульских учреждений в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами;
б) утратил силу с 1 марта 2015 года. - Постановление Правительства РФ от 30.10.2014г. № 1120;
в) 0,6 процента в отношении:
земельного участка, предоставленного гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных;
земельного участка, предоставленного крестьянскому (фермерскому) хозяйству для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства; (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 05.05.2017г. № 531) (пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014гю № 1120)
г) 1,5 процента в отношении:
земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с п. 5 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка;
земельного участка в случаях, не указанных в подп. «а-в» п. 3 и п. 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют; (пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2017г. № 531)
д) 2 процентов в отношении:
земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами;
земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подп. «а-г» настоящего пункта и п. 5 настоящих Правил (пп. «д» в ред. Постановления Правительства РФ от 30.10.2014г. № 1120).
Статьей 3 Закона Республики Коми от 28 июля 2005г. №59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» закреплены полномочия Правительства Республики Коми в части установления порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Правительством Республики Коми принято постановление от 01 марта 2015г. №90 «О Порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (далее - Порядок), вступившее в силу 1 марта 2015г.
Согласно подп. 3 п. 3 Приложения к Порядку При предоставлении земельного участка в аренду без торгов для целей, указанных в настоящем пункте, годовая арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и устанавливается в размере: 0,01% в отношении:
земельного участка, предоставленного в аренду без торгов физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
земельного участка, предоставленного в аренду без торгов физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если налоговая база в результате уменьшения на не облагаемую налогом сумму принимается равной нулю;
земельного участка, предоставленного в аренду без торгов физическому лицу, имеющему право на уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, в случае, если размер налогового вычета меньше размера налоговой базы. При этом ставка 0,01 процента устанавливается в отношении арендной платы, равной размеру такого вычета;
земельного участка в случае заключения договора аренды такого земельного участка с лицами, которым находящиеся на неделимом земельном участке здания, сооружения, помещения в них принадлежат на праве оперативного управления;
земельного участка для размещения автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в том числе их конструктивных элементов и дорожных сооружений, производственных объектов (сооружений, используемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог);
(в ред. Постановления Правительства РК от 23.09.2015г. № 412).
Постановление от 01 марта 2015г. № 90 официально опубликовано в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, 05 марта 2015г., на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06 марта 2015г., в «Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми», 11 марта 2015г. № 4, ст. 39.
В силу п. 6.1 данного Порядка ставка арендной платы земельного участка (С) устанавливается по виду его разрешенного использования в соответствии с приложением к настоящему Порядку. Приложением к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки на территории Республики Коми, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов установлены ставки арендной платы земельного участка по виду его разрешенного использования.
В п. 1.9.1 Постановления графы «МОГО «Ухта» предусмотрен коэффициент 0,1 применяемый при расчете арендной платы за земельные участки для размещения производственных и административных объектов промышленности.
Согласно п. 9 Порядка пересмотр арендодателем в одностороннем порядке размера арендной платы осуществляется в следующих случаях:
1) в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка или ставки арендной платы земельного участка, установленной настоящим Порядком;
2) в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую и (или) изменения разрешенного использования земельного участка;
3) в связи с изменением коэффициента, отражающего категорию арендатора и установленного настоящим Порядком;
4) в случае, если законодательством будет установлен иной порядок исчисления арендной платы за земельные участки;
5) в случае, установленном п. 9 настоящего Порядка.
Арендная плата за земельный участок подлежит перерасчету в указанных в настоящем пункте, за исключением подп. 5, случаях со дня вступления в силу соответствующего решения. Уведомление о перерасчете направляется арендодателем в адрес арендатора земельного участка в месячный срок: со дня вступления в силу соответствующего решения (в случаях, указанных в подп. 1,3 и 4 настоящего пункта); со дня внесения изменений в государственный кадастр недвижимости (в случае, указанном в подп. 2 настоящего пункта).
Согласно п. 1.9.5 приложения к постановлению №90 от 01.03.2015г. ставка в размере 0,055 применяется при определении размера арендной платы для земельных участков хлебозаводов, хлебопекарен, относящихся к хлебопекарной промышленности.
Кондитерский цех и кондитерские предприятия относятся к кондитерской промышленности (п. 2.3 ВНТП 21-92 Нормы технологического проектирования предприятий кондитерской промышленности). Таким образом, при определении размера арендной платы для земельного участка с разрешенным использованием для эксплуатации кондитерского цеха применяется ставка 0,1 п. 1.9.1.
Поскольку рассматриваемый договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса РФ, к спорным правоотношениям подлежит применение порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом. Изменение методики определения регулируемой арендной платы путем введения нормативным актом субъекта иного размера коэффициента подлежит применению к спорному договору с момента вступления в силу этого акта.
Договор аренды заключен 25.05.2007г., следовательно, арендная плата рассчитывается в соответствии с п. 6 Постановления №90 (с увеличением на коэффициент инфляции).
Установление КУМИ в приложении №2 к договору аренды от 25.05.2007г. иного размера арендой платы (письмо от 07.02.2017г.), т.е. установление размера платы размера арендной платы в приведенном выше размере прав истца не нарушает, поскольку, во-первых, ответчик при определении размера арендной платы действовал в рамках предоставленных ему полномочий, а во-вторых, изменение размера арендной платы было произведено в связи с внесением изменений в соответствующие нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок расчета арендной платы. При принятии правовых актов, изменяющих значение величин, участвующих в расчете арендной платы, новые значения этих величин используются в расчете с указанием в данных актах момента (если такой момент в актах не указан, с момента вступления актов в силу). Каких-либо изменений в способе расчета арендной платы в оспариваемом соглашении не предусмотрено. Фактически указанными изменениями ответчиком приведены в соответствие с региональными нормами положения договора аренды земельного участка. Права истца тем самым никаким образом не нарушены. Доводы, изложенные в иске, не ставят под сомнение законность и обоснованность решения органа местного самоуправления и не содержат обстоятельств, опровергающих его выводы.
При изложенных обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Перевалова С.Г. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» и Администрации МОГО «Ухта» об оспаривании размера арендной платы – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста (мотивированное решение – 26 июня 2018г.).
Судья В.И. Утянский