Судья О.В. Мельникова УИД 16RS0051-01-2024-000459-15
Дело № 12-151/2024
Дело № 77-832/2024
решение
24 июля 2024 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан С.М. Федонин, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.Ю. Кокоревым, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Дианы Рустемовны Шакировой на решение судьи Советского районного суда города Казани от 15 февраля 2024 года, вынесенное в отношении Министерства здравоохранения Республики Татарстан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП по Республике Татарстан от 8 августа 2023 года Министерство здравоохранения Республики Татарстан (далее по тексту - МЗ Республики Татарстан, Министерство) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Советского районного суда города Казани от 15 февраля 2024 года указанное постановление должностного лица изменено, Министерству назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан Д.Р. Шакирова, не соглашаясь с выводами должностного лица и судьи районного суда, просит вынесенные в отношении МЗ Республики Татарстан процессуальные акты отменить.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к мнению, что она подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, -
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
На основании части 2 статьи 105 Федерального закона № 229-ФЗ при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что в отношении МЗ Республики Татарстан составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому Министерство не исполнило вынесенное в рамках исполнительного производства № 54546/23/16001-ИП требование судебного пристава об исполнении решения суда о возложении обязанности по обеспечению лекарственными препаратами.
Привлекая МЗ Республики Татарстан к административной ответственности должностное лицо, с мнением которого согласился судья районного суда, исходило из доказанности факта совершения им административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу частей 1, 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
На основании пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Установлено, что протокол об административном правонарушении составлен 2 августа 2023 года, а постановление начальника отдела – старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП по Республике Татарстан в отношении МЗ Республики Татарстан вынесено 8 августа 2023 года
Между тем согласно представленным материалам в адрес МЗ Республики Татарстан направлялось только извещение о вызове на приём к судебному приставу-исполнителю на 11 часов 00 минут 2 августа 2023 года.
Согласно протоколу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при его составлении участвовал защитник Министерства Д.Р. Шакирова и в котором она была извещена о месте и времени рассмотрения дела.
При этом сведений о том, что МЗ Республики Татарстан извещалось о месте и времени вынесения постановления о назначении административного наказания, материалы дела не содержат.
В тоже время из буквального толкования положений статей 25.1, 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что извещению подлежит не только представитель Министерства, но и само юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, вынесение постановления о привлечении МЗ Республики Татарстан к административной ответственности в отсутствие сведений о его надлежащем извещении свидетельствует о нарушении указанных требований закона и права Министерства на защиту.
В свою очередь указанные обстоятельства должностным лицом и судьёй районного суда оставлены без внимания и надлежащая правовая оценка им не дана, однако такое разрешение дела не отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из изложенного должностным лицом допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, что в силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечёт отмену постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения с возвращением
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Событие, послужившее основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении МЗ Республики Татарстан, имело место 17 июля 2023 года, следовательно, срок давности привлечения его к административной ответственности истёк 17 июля 2024 года.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах вынесенные в отношении МЗ Республики Татарстан постановление должностного лица и решение судьи районного суда подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу защитника Дианы Рустемовны Шакировой удовлетворить частично.
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава МРОСП по ОИП УФССП по Республике Татарстан от 8 августа 2023 года и решение судьи Советского районного суда города Казани от 15 февраля 2024 года, вынесенные в отношении Министерства здравоохранения Республики Татарстан по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение вступает в силу с момента его вынесения и может быть обжаловано указанными в статье 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицами в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья