дело №5-4/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
02 февраля 2018 года пгт.Троицко-Печорск
Судья Троицко-Печорского районного суда Республики Коми Чулков Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности Ялынычевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации муниципального района «Троицко-Печорский»,
установил:
В Троицко-Печорский районный суд поступили для рассмотрения по существу материалы административного дела о правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ в отношении администрации муниципального района «Троицко-Печорский».
Согласно протоколу № от 14.12.2017 составленному заместителем начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в г.Ухте ФИО3 юридическое лицо – администрация МР «Троицко-Печорский» в нарушение ст.11,12 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999, п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» являясь заказчиком строительства, осуществила финансирование строительства по оборудованию контейнерной площадки на расстоянии менее 20 метров от жилого дома, расположенного по адресу: Республика Коми, пгт.Троицко-Печорск, ул.Ленина, 35.
В ходе рассмотрения дела законный представитель юридического лица Ялынычева А.В., действующая на основании доверенности, с инкриминируемым правонарушением не согласилась, указав, что работы по благоустройству территории дома проводились в соответствии с проектом строительства многоквартирного дома. Раздел схемы планировочной организации земельного участка проектной документации разработан в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89 и Свода Правил 42.133330.2015. В соответствии с п.2.12 вышеуказанного СНиП и п.7.7 Свода Правил расстояние от хозяйственных площадок принимается до окон жилых домов, а не до стены дома. Из проекта размещения контейнерной площадки следует, что она размещена перпендикулярно по отношению в дому, расположена на расстоянии 17 метров до ближайшего окна, 3 метра составляет сама площадка и 17 метров расстояние до дома, т.е. получается, что площадка размещена на требуем 20-метровом расстоянии. Подрядчик самостоятельно обращался в администрацию ГП «Троицко-Печорск» за согласованием места размещения контейнерной площадки. Администрация в свою очередь, реализуя предоставленные ей полномочия, после согласования места размещения площадки с ТО Роспотребнадзором дала свое согласие на ее размещение тем способом, которым та установлена в настоящее время. Полагая, что все требования правил при размещении контейнерной площадки в т.ч. расстояние до окон дома соблюдены, в действиях администрации района отсутствует состав административного правонарушения.
В судебное заседание должностное лицо административного органа, составившее протокол не явилось, о причинах своей неявки суд не уведомило. В ходе рассмотрения дела в суде принимал участие представитель административного органа ФИО5, действующий на основании доверенности, который доводы, изложенные в протоколе, поддержал, пояснив, что контейнерная площадка установлена с нарушением требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части расстояний до дома. Указал, что к нему обращался не застройщик, а администрация ГП «Троицко-Печорск» с просьбой согласовать размещение площадки, что он и сделал, полагая, что в данном случае применимы санитарные правила, определяющие требования к отчистке территорий населенных пунктов. Не согласившись с принятым решением, администрация ГП «Троицко-Печорск» по данному вопросу обратилась к вышестоящему должностному лицу, которое усмотрело необходимость применения к рассматриваемой площадке санитарных правил относящихся к вновь построенным жилым зданиям.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и проанализировав материалы дела, обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
17.10.2017 в адрес начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в г.Ухте из прокуратуры РК направлено обращение ФИО6 по факту нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в связи с установкой мусорных контейнеров во дворе многоквартирного дома, расположенного по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, ул.Ленина, 35.
02.11.2017 заместителем начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в г.Ухте ФИО3 в отношении администрации МР «Троицко-Печорский» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.4 КоАП РФ с проведением по нему административного расследования, о чем юридическое лицо было уведомлено 07.11.2017.
В рамках административного расследования должностным лицом Роспотребнадзора из администрации МР «Троицко-Печорский» определением от 02.11.2017 истребованы необходимые документы, в адрес заместителя начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РК в г.Ухте ФИО5 направлено поручение о проведении в срок до 21.11.2017 осмотра контейнерной площадки и опроса свидетеля.
20.11.2017 заместителем начальника территориального отдела Роспотребнадзора ФИО5 в присутствии архитектора администрации МР «Троицко-Печорский», с участием понятых, произведен осмотр принадлежащей юридическому лицу территории, о чем составлен протокол, согласно которому контейнерная площадка располагается по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, ул.Ленина, д.35, в 18 метрах от угла дома, в 27 метрах от зоны отдыха, 42 метрах от детской площадки. На контейнерной площадке установлено 2 металлических контейнера, за площадкой расположен овраг с лесным массивом. Площадка имеет твердое покрытие, по периметру ограждена.
Оценив представленные доказательства, на основании вышеуказанных обстоятельств, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях юридического лица признаков правонарушения, предусмотренного ст.6.4 КоАП РФ.
С объективной стороны данное правонарушение состоит в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.
Санкция ст.6.4 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно положениям ч.1, 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела и установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств следует, что администрация МР «Троицко-Печорский» являлась заказчиком строительства многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, ул.Ленина, 35. Проектная документация на многоквартирный жилой дом разработана ООО «Строительная компания «М-Проект», в числе которой план благоустройства территории, предусматривающий размещение контейнерной площадки.
Из представленной схемы размещения контейнерной площадки для сбора ТБО, изначально согласованной администрацией МР «Троицко-Печорский», архитектором Троицко-Печорского района, ТО Роспотребнадзора и администрацией ГП «Троицко-Печорск» следует, что она расположена на расстоянии 18 метров от угла дома. 09.11.2017 администрация ГП «Троицко-Печорск» уведомила администрацию района о том, что после разъяснений Управления Роспотребнадзора по РК по вопросу, касающемуся размещения контейнерной площадки по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, ул.Ленина, 35, согласование городской администрацией схемы места ее размещения отменено.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64, утверждены СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», устанавливающие обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
Санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п.8.2.5 вышеназванных СанПиН, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду урегулировано Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон №52-ФЗ).
Согласно ст.11 вышеуказанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
На основании ч.1, 2 и 4 ст.12 Закона №52-ФЗ при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
В ходе производства по делу администрацией МР «Троицко-Печорский» не оспаривалось то обстоятельство, что она являлась заказчиком работ по строительству многоквартирного жилого дома по адресу: РК, пгт.Троицко-Печорск, ул.Ленина, 35, осуществляла финансирование данных работ, в связи с чем, была обязана соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, установленные Законом, в т.ч. и при размещении контейнерной площадки для ТБО. При этом, разработка строительной компанией проектной документации на многоквартирный жилой дом не освобождала, в силу требований Закона, администрацию МР «Троицко-Печорский» от соблюдения вышеуказанных требований.
Вина администрации МР «Троицко-Печорский» в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждается исследованными судом материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении №348 от 14.12.2017; протоколом осмотра территории от 20.11.2017; рабочей и проектной документацией на многоквартирный жилой дом, выполненной ООО «СК «М-Проект», согласно которым с восточной стороны предусмотрена хозяйственная зона, включающая в себя площадку для мусоросборников, площадку сушки, размещение всех площадок должно производиться согласно нормативным расстояниям от окон жилого дома; протоколом опроса ФИО7, проживающего в многоквартирном доме, показавшего, что контейнерная площадка установлена в июне 2017 на расстоянии 18 метров от дома, хотя по проекту расстояние должно составлять 20 метров от угла дома со смещением по границе земельного участка вглубь недосыпанного земельного участка; Уставом МО МР «Троицко-Печорский» к полномочиям которого отнесена организация строительства муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, организация вывоза бытовых отходов и мусора; жалобой ФИО6, схемой размещения контейнерной площадки для сбора ТБО.
Нарушений норм права при производстве по делу не выявлено, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, нарушений требований закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в том числе место совершения правонарушения и событие административного правонарушения, в протоколе отражены. Законный представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, в установленном законом порядке своевременно уведомлялся о времени и месте составления протокола, однако, для его составления не явился, распорядившись таким образом правом представления доказательств.
При указанных обстоятельствах, суд квалифицирует действия администрации МР «Троицко-Печорский» по ст.6.4 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений.
Ссылки представителя юридического лица на то, что проектная документация разработана с учетом требований СНиП 2.07.01-89 и п.7.7 Свода Правил 42.13330.2015, предусматривающих, что площадки для хозяйственных целей следует размещать на расстоянии 20 метров до окон жилых зданий, выводы суда о нарушении санитарно-эпидемиологические требований при размещении контейнерной площадки для ТБО не опровергают, поскольку факт размещения данной площадки на расстоянии 18 метров от угла дома установлен и в целом не оспаривался представителем администрации.
Доводы администрации, что до окон дома указанное расстояние составляет требуемый минимум в 20 метров, признаются не обоснованными, поскольку основаны на неверной трактовке порядка измерения данного расстояния.
Как отмечалось ранее, в представленной схеме размещения контейнерной площадки и протоколе осмотра территории, указано, что от ее ближнего к дому края до фасада многоквартирного жилого дома расстояние составляет 18 метров, при этом, сама ширина площадки при измерении данного расстояния учету не подлежит. Доказательств расположения контейнерной площадки под каким-либо углом по отношению к дому, предполагающим иной порядок производства замеров и как следствие увеличение данного расстояния, материалы дела не содержат, суду не представлено.
Статья 2 Закона №52-ФЗ предусматривает, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Представленные материалы позволяют суду прийти к выводу, что у администрации имелась возможность соблюдения вышеназванных требований санитарно-эпидемиологического законодательства при размещении контейнерной площадки для сбора ТБО и мусора, но не предпринято всевозможных мер по их соблюдению.
Доводы администрации о том, что к предметам ее ведения не отнесен сбор и утилизации мусора на выводы суда о виновности в совершении инкриминируемого правонарушения не влияют, поскольку в рассматриваемом случае именно администрацией, как заказчиком строительства многоквартирного дома и получившего впоследствии разрешение на его ввод в эксплуатацию допущены нарушения п.8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 в части несоблюдения требуемых минимальных расстояний от размещенной контейнерной площадки до жилого дома, т.е. именно администрация является надлежащим субъектом правонарушения.
При определении вида и размера наказания, суд учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, данные о финансовом положении юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.4.2, 4.3 КоАП РФ не установлено. Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ не истекли.
Оснований для признания правонарушения малозначительным в силу ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о необходимости назначения администрации МР «Троицко-Печорский» за совершенное правонарушение наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренным санкцией статьи 6.4 КоАП РФ.
Именно такой вид наказания, по мнению суда, соответствует характеру совершенного правонарушения, принципу справедливости.
При этом, суд не усматривает оснований для применения положений ч.3.2-3.3 ст.4.1 КоАП РФ о назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, поскольку санкция статьи не предусматривает наказания в виде штрафа в размере, превышающем 100000 рублей.
Руководствуясь ст.23.1, 29.9-29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать администрацию муниципального района «Троицко-Печорский» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначив ей наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты административного штрафа:
расчетный счет 40101810000000010004 УФК Минфина России по Республике Коми (Управление Роспотребнадзора по РК), Отделение НБ Республика Коми БИК 048702001, ИНН 1101486396, КПП 110101001, ОКАТО МО г.Ухта 87725000, КБК 141128000016000140.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд РК в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.В.Чулков