2-3542/2021
27RS0007-01-2021-004592-04
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 88-4458/2022
г. Владивосток «02» июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.,
судей Власенко И.Г., Аноприенко К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малыгина Вадима Александровича, действующего в своих интересах и интересах Малыгина Юрия Вадимовича, Малыгина Максима Вадимовича, Малыгиной Людмилы Александровны к краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на предоставление мер социальной поддержки, возложении обязанности включить в списки, восстановлении срока для обращения за мерой социальной поддержки,
по кассационной жалобе Малыгиной Людмилы Александровны на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Малыгин В.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения), а также Малыгин М.В., Малыгина Л.А. обратились в суд с названным иском к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре». В обоснование требований указано, что Малыгин В.А. является нанимателем <адрес>, в котором кроме него зарегистрированы и проживают несовершеннолетний Малыгин Ю.В., Малыгин М.В. и Малыгина Л.А.
<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № по причине воздействия на фундамент влаги в результате неоднократных наводнений в 2013 и 2019 годах. Истцам отказано во включении в списки граждан, чьи жилые помещения утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Хабаровского края в период с июля по сентябрь 2019 года. Отказ обоснован несоблюдением пункта 2.7 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле-августе 2019 года на территории Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 года № 440-пр.
Истцы настаивают на незаконности такого решения, поскольку ими были представлены все необходимые документы, подтверждающие право на предоставление названных выплат. Также были предоставлены два решения суда о признании Малыгиной Л.А. и Малыгина Ю.В. членами семьи нанимателя жилого помещения Малыгина В.А. (решения Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре от 25 января 2021 года и от 24 мая 2021 года).
Истцы просили суд:
– признать незаконным решение КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» об отказе во включении их в списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории Хабаровского края в период с июля по сентябрь 2019 года;
– признать за истцами право на предоставление меры поддержки в форме предоставления денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения;
– возложить на КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» обязанность включить истцов в соответствующие списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации природного характера на территории Хабаровского края в период с июля по сентябрь 2019 года;
– восстановить срок подачи заявлений на получение указанной меры социальной поддержки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Хабаровского края, министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года, исковые требования удовлетворены частично. Малыгину В.А. и Малыгину М.В. восстановлен срок для подачи заявления на получение меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилого помещения граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации. Также Малыгину В.А. и Малыгину М.В. восстановлен срок для получения указанной меры социальной поддержки. В удовлетворении исковых требований Малыгиной Л.А. и Малыгина Ю.В. отказано.
В кассационной жалобе Малыгина Л.А. просит об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции, принятии решения об удовлетворении иска, настаивая на незаконности принятого по делу решения в части отказа в удовлетворении требований Малыгиной Л.А., которая представила доказательства, подтверждающие возникновение у нее права на получение мер социальной поддержки в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации.
Письменные возражения на доводы кассационной жалобы не поступили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при принятии решения по настоящему делу допущены не были.
Согласно абз. 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).
Порядок реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, урегулирован Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327, на основании и в соответствии с которыми Правительством Хабаровского края принято постановление от 26 октября 2019 года № 440-пр «О предоставлении мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края».
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 года № 440-пр утвержден Порядок предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком, произошедшим в июле - августе 2019 г. на территории Хабаровского края пунктом 1.2 которых предусмотрено, что право на получение мер поддержки имеют граждане Российской Федерации:
а) являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
б) имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
в) не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждан, относящихся к членам семей граждан, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Аналогичные нормы установлены пунктом 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327.
В соответствии с пунктом 2.7 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 года № 440-пр, не подлежат включению в списки на получение мер социальной поддержки граждане:
а) указанные в подпунктах «а»-«в» пункта 1.1 раздела 1 настоящего Порядка;
б) не соответствующих условиям пункта 1.2 раздела 1 настоящего Порядка;
в) представивших неполный пакет документов, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего раздела;
г) у которых отсутствует право на меру социальной поддержки.
По причине выпадения летом 2019 года обильных осадков и подъема уровней воды в реках Хабаровского края, в границах городского округа «г. Комсомольск на Амуре» был введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера, о чем изданы распоряжение Правительства Хабаровского края от 29 июля 2019 года № 623-рп и постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре от 1 августа 2019 года №1688-па.
Судами установлено, что жилой <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, причиной чему послужили наводнения 2013 и 2019 годов.
Решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 25 января 2021 года Малыгина Л.А. признана членом семьи нанимателя <адрес> Малыгина В.А.
Вместе с тем Малыгина Л.А. не представила доказательств отсутствия на момент введения чрезвычайной ситуации в её собственности иных жилых помещений или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения.
Согласно пункту 2.1 Порядка предоставления выплат на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 26 октября 2019 года № 440-пр, для получения меры поддержки граждане, указанные в пункте 1.2 раздела 1 настоящего Порядка, не позднее 1 октября 2020 года подают заявление в краевые государственные казенные учреждения - центры социальной поддержки населения по месту нахождения утраченного жилого помещения с указанием вида выплаты.
Отказывая Малыгиной Л.А. в признании права на указанную социальную выплату и в восстановлении названного срока обращения за выплатой, районный суд исходил из того, что истец, обратившись с настоящим иском только 21 июня 2021 года, не представила доказательства отсутствия у нее на праве собственности других жилых помещений и наличию уважительных причин пропуска срока.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами районного суда и принятым им решением, основанным на этих выводах.
Суд кассационной инстанции не усматривает нарушений судами, разрешившими дело, норм материального либо процессуального права при принятии по делу судебных постановлений в обжалуемой части.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают возникновение у Малыгиной Л.А. права на получение указанных мер поддержки по причинам, указанным в обжалуемых судебных постановлениях. Выводы судов, сделанные в обоснование таких судебных постановлений, заявителем жалобы не опровергнуты.
Оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Малыгиной Людмилы Александровны – без удовлетворения.
Председательствующий Л.А. Саломатина
Судьи И.Г. Власенко
К.В. Аноприенко