Судья ФИО2
Номер дела в суде первой инстанции №
Номер дела в суде апелляционной инстанции №
УИД: 05RS0№-44
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Махачкала 12 декабря 2022 года
Судья Верховного Суда Республики Дагестан Акимова Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Омаровой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе Администрации ГОсВД «город Махачкала» на определение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>,
установил:
Администрация ГОсВД «город Махачкала» обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> в срок до <дата>.
В обоснование заявления указано, что решением Советского районного суда г. Махачкалы от 13.10..2021 исковые требования и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы в интересах Буриченко А.А. удовлетворены. Постановлено обязать администрацию ГОсВД "город Махачкала" предоставить Буриченко А.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме необходимом для обеспечения Буриченко А.А. жилым помещением.
Во исполнение указанного решения суда возбуждено исполнительное производство от <дата> №-ИП, которым установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, указанных в исполнительном документе.
Буриченко А.А. постановлением Администрации г. Махачкалы от <дата> № «О принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилого фонда и значится за №.
Предоставление жилых помещений осуществляется администрацией города Махачкалы в рамках исполнения переданных полномочий согласно Закону РД от <дата> № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики Дагестан государственными полномочиями республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сироти и детей, оставшихся без попечения родителей» имеются сложности в приобретении жилых помещений согласно доведенным лимитам.
В 2021 году в целях реализации переданных государственных полномочий, а также в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-Закон) на приобретение квартир неоднократно размещались электронные аукционы, о чем опубликована соответствующая информация на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru.
Несмотря на все принятые меры по истечении срока приема заявок не подана ни одна заявка, в связи с чем муниципальные контракты на приобретение жилья в срок не заключены. Причиной несостоявшихся аукционов на торгах является отсутствие на рынке вторичного жилья предложений, соответствующих по цене, общей площади, санитарным и иным нормам.
Основная проблема заключается в том, что лимиты денежных средств до муниципальных образований доводят из расчета приобретения жилого помещения в 33 квадратных метра на одного сироту, однако на рынке жилья в г. Махачкала жилые помещения указанной квадратуры, отвечающие необходимым требованиям, отсутствуют. Застройщиками, в проектах строящегося жилья, по ранее выданным разрешениям не запланированы квартиры столь малой площади, ввиду экономической невыгодности и отсутствия спроса на рынке жилья. Также стоимость жилья в г.Махачкале дорожает и с учетом конъектуры рынка стоимость одного квадратного метра готового жилья в городе Махачкале на вторичном рынке составляет - 83 486 руб., что также затрудняет поиск соответствующего установленным требованиям жилого помещения.
Управлением организованы встречи с руководителями подрядных организаций для разъяснения и принятия участия в реализации данной программы по имеющимся ресурсам жилых помещений и проводятся выезды на строящиеся объекты в г. Махачкала.
В муниципальном фонде специализированного жилья свободных помещений для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствует.
Размещение электронных аукционов на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок будет продолжаться до их приобретения.
Информация по имеющимся проблемам в приобретении жилых помещений, а также в части недостаточного финансирования в рамках реализации требований Закона РД №, администрацией города Махачкалы направлены письма в адрес Правительства Республики Дагестан и Министерства образования и науки Республики Дагестан, в которых указываются проблемы и возможные пути их разрешения.
В частности, направлены обращения на имя Председателя Правительства Республики Дагестан от <дата> №.01-51-11-89/22 с просьбой о перенесении финансовых средств, предусмотренных на приобретение жилья в 2021 г. в таком же объеме на текущий бюджетный год, с увеличением квадратуры приобретаемого жилого помещения до 60 кв.м, для городских округов.
Администрацией г.Махачкалы принимаются исчерпывающие меры по реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот. Вопрос об исполнении решения суда о предоставлении жилого помещения Буриченко А.А. будет рассмотрен повторно после приобретения жилых помещений и формирования специализированного жилого фонда. Согласно справке Финансового управления администрации г.Махачкалы, общий объем долговых обязательств Администрации г.Махачкалы на <дата> составил 1190825,3 тыс. руб.
Определением суда от <дата> в удовлетворении заявления Администрации ГОсВД «город Махачкала» об отсрочке исполнения решения суда от <дата>, отказано.
Не согласившись с постановленным определением, Администрация ГОсВД «город Махачкала» подала частную жалобу, в которой просит обжалуемое определение отменить и разрешить вопрос по существу, предоставив Администрации ГОсВД «город Махачкала» отсрочку исполнения решения до <дата>.
В обоснование предъявленной частной жалобы Администрация ГОсВД «город Махачкала» ссылается не те же обстоятельства, которые были указаны при подаче заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – «ГПК РФ») частная жалоба рассмотрена судьей единолично, без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос о рассрочке его исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Таким образом, по смыслу указанных положений и разъяснений, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19 и частей 1, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Как следует из материалов гражданского дела, вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> исковые требования и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы удовлетворены. Постановлено: «обязать администрацию ГОсВД "город Махачкала" предоставить Буриченко Александру Александровичу, <дата> года рождения, состоящего на учете в г.Махачкале с 28.05.2015г., вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения Буриченко Александра Александровича, <дата> года рождения, состоящего на учете в г.Махачкале с 28.05.2015г., жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений».
Обращаясь с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, Администрация ГОсВД «город Махачкала» указывает на отсутствие финансовой возможности исполнить решение суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что приведенные в заявлении обстоятельства не могут быть отнесены к обстоятельствам, затрудняющим исполнение решения суда. В связи с указанным, суд первой инстанции не усмотрел наличие исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку обстоятельства, на которые ссылается Администрация ГОсВД «город Махачкала», не носят исключительный характер и не свидетельствуют о невозможности исполнения решения суда.
Действующее законодательство не содержит перечня оснований для отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - конкретные обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта и свидетельствующие о том, что имущественное положение должника не позволяет исполнить решение суда в установленные сроки. При этом, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к исполнению судебного решения. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом положения Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости, а также из основных принципов правосудия: своевременности и полноты исполнения судебных решений. Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов и взыскателя и должника. Возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав лиц, участвующих в деле.
Исходя из правовой позиции, сформулированной в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 5 "О применений судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного гражданского права и международных договоров РФ", при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Из вышеизложенного следует, что отсрочка исполнения решения суда возможна лишь в отношении неисполненного судебного акта при наличии исключительных обстоятельств, затрудняющих его исполнение, и лицо, обращающееся с заявлением: должно представить суду доказательства наличия серьезных препятствий и затруднений к совершению исполнительных действий. При этом, должны учитываться интересы, как взыскателя, так и должника.
Между тем, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих невозможность исполнения решения суда.
Предоставление Администрации ГОсВД «город Махачкала» отсрочки исполнения решения суда до <дата> не будет обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателя и должников, повлечет нарушение норм действующего законодательства, а именно статьи 6.1 ГПК РФ, предусматривающей осуществление исполнения судебного постановления в разумные сроки.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 333, 334 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
определение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, частную жалобу Администрации ГОсВД «город Махачкала» – без удовлетворения.
Судья ФИО4
Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>.