Дело № 2а-4474/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 14 мая 2018 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Цветковой Л.Ю.,
с участием помощника прокурора г. Вологды Вавиловой И.В.,
при секретаре Сыроежиной К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Харовского района Вологодской области к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации, размещенной в сети «Интернет» запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Харовского района Вологодской области, действуя в защиту Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, мотивируя тем, что прокуратурой Харовского района Вологодской области проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого установлено, что на странице сайтов с URL-адресами: <адрес> размещена информация, содержащая предложения о продаже диагностических карт прохождения технического осмотра без фактического его прохождения. Посещение сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу. Вследствие этого имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на страницах указанных сайтов. Просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по URL-адресам: <адрес> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Определением Вологодского городского суда Вологодской области от 14.05.2018 административные исковые требования прокурора Харовского района Вологодской области в части требований о признании информации, размещенной в сети «Интернет» по URL-адресу: <адрес> запрещенной оставлены без рассмотрения.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности помощник прокурора г. Вологды Вавилова И.В. требования поддержала, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Вологодской области не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, указал, что исковые требования в части признании информации, размещенной в сети «Интернет» по URL-адресам: <адрес> запрещенной к распространению на территории Российской подлежат удовлетворению.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела), связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса).
В силу части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15).
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Как следует из части 1 статьи 17 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств.
В силу пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проведение технического осмотра основывается на принципе ответственности операторов технического осмотра за выдачу диагностической карты, содержащей заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, в отношении транспортного средства, не соответствующего обязательным требованиям безопасности транспортных средств, а также за несоблюдение иных требований, установленных настоящим Федеральным законом.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что технический осмотр проводится оператором технического осмотра в соответствии с областью аккредитации, указанной в аттестате аккредитации.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены требования аккредитации, а именно: 1) наличие на праве собственности или на ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), соответствующих установленным основным техническим характеристикам и входящих в утвержденный перечень; 2) наличие в штате не менее одного технического эксперта; 3) наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах; 4) наличие договора с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств на сервисное обслуживание таких транспортных средств в случае, если заявителем является дилер.
Также пунктами 12 и 13 Постановления Правительства РФ от 05.12.2011 № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств» установлено, что техническое диагностирование проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора технического осмотра и отвечающим квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Техническое диагностирование проводится с помощью средств технического диагностирования, в том числе передвижных средств, и методов органолептического контроля.
Таким образом, проведение технического осмотра транспортного средства без его фактического осмотра техническим экспертом является незаконным.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в нарушение указанных норм законодательства на сайтах с URL-адресами: <адрес> организована деятельность по продаже диагностических карт технического осмотра без прохождения технического осмотра транспортного средства.
Вход на данные сайты является свободным, не требует предварительной регистрации и введения пароля, ознакомиться с содержанием страниц сайтов может любой пользователь.
Таким образом, имеется необходимость ограничения доступа к информации, размещенной на указанных сайтах.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр). В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу пункта 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению реестра отнесены к компетенции Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
При изложенных обстоятельствах административные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования прокуратуры Харовского района Вологодской области удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по URL-адресам: <адрес> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Цветкова
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2018 года.