Дело № 2-2630/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 декабря 2017 года г.Белорецк, РБ
Белорецки межрайонный суд в составе председательствующего судьи Харькиной Л.В.,
при секретаре Заворуевой В.А.,
с участием адвоката Кондратьева Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зариповой Р. Р. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Белорецком районе и г. Белорецк о признании права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Зарипова Р.Р. обратилась в суд с иском к УПФ в Белорецком районе и г. Белорецк о признании права на досрочную пенсию.
В судебное заседание Зарипова Р.Р. не явилась, в своем заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя – адвоката Кондратьева Ю.П., исковые требования поддерживает.
Представитель истца Зариповой Р.Р. – адвокат Кондратьев Ю.П. в судебном заседании исковые требования Зариповой Р.Р. поддержал и показал, что истец в соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ имеет право на получение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью при выработке 25-летнего специального стажа.
В связи с этим, Зарипова Р.Р. ... обратилась к ответчику с заявлением для назначения досрочной трудовой пенсии.
Однако ответчик своим решением №... от ... в назначении пенсии истцу отказал по причине отсутствия необходимого льготного стажа, исчислив его на день подачи заявления равным ...
Считает решение ответчика необоснованным по следующим основаниям.
Ответчик не засчитал в специальный педагогический стаж истца время нахождения истца на курсах повышения квалификации, в том числе: ... в календарном исчислении.
Между тем, на курсы истец направлялась по приказам руководства, это время считалось командировкой, за время нахождения на курсах за Зариповой Р.Р. сохранялась заработная плата, и самое главное, отчисления в Пенсионный фонд.
Ответчик также не включил в специальный стаж период учебы на очном отделении Башкирского государственного педагогического института с ...
Считает решение ответчика в этой части необоснованным, так как согласно п. 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» утвержденного Постановлением СМ СССР от 17.12.1959г. № 1397 (действовало от 01.10.1993г.) время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если обучению непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность включалось в специальный педагогический стаж.
До поступления в институт, Зарипова Р.Р. работала учителем физической культуры в Зигазинской средней школе, т.е. осуществляла педагогическую деятельность.
По окончании учебы также продолжила работать учителем.
Исходя из вышеизложенного специальный педагогический стаж истца на день обращения в УАФ (... составит ...
Просит решение УПФ РФ в Белорецком районе и г.Белорецк №... от ... «об отказе в установлении пенсии» отменить.
Обязать ответчика зачесть Зариповой Р.Р. в специальный стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста:
- период ее учебы в Башкирском государственном университете с ...
- время нахождения на курсах повышения квалификации, в том числе с ...
и назначить истцу страховую пенсию по старости по пп. 19 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения в УПФ, т.е. с ....
Представитель ответчика УПФ РФ в Белорецком районе и г.Белорецк Шубин М.Ф., действующий по доверенности в судебном заседании исковые требования Зариповой Р.Р. не признал, суду пояснил, что периоды, когда работник находился на основании приказа работодателя на курсах повышения квалификации, не могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ в силу того, что в такие периоды работником не выполняется в течение полного рабочего дня работа, дающая право на досрочную пенсию.
В специальный стаж истца не зачтен период обучения в Башкирском государственном педагогическом институте с 01.09.1990г. по 20.01.1994г. по следующим основаниям:
При определении стажа на соответствующих видах работ работникам, имеющим периоды соответствующей работы до 01.10.1993г. может применяться Постановление от 17.12.1959г. № 1397.
В соответствии с абзацем пятым пункта 2 Постановления в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Временем обучения в учебном заведении является период с даты зачисления до даты его окончания. Таким образом, при применении абзаца пятого пункта 2 Постановления от 17.12.1959г. № 1397 необходимо учитывать весь период обучения в учебном заведении, а не отдельную его часть. Кроме того, указанное учебное заведение истцом фактически не окончено.
Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ (ранее пп. 19 п.2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») истец имеет право на назначение (получение) страховой пенсии по старости независимо от возраста, при наличии 25 летнего стажа по педагогической деятельности.
В связи с этим истец ... обратилась в УПФ РФ по Белорецкому району и г.Белорецк с заявлением о назначении пенсии.
Решением УПФ РФ в Белорецком районе и г.Белорецк №... от ... в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Зариповой Р.Р. отказано по причине отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа педагогической деятельности.
Согласно статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем суд считает период нахождения Зариповой Р.Р. на курсах повышения квалификации подлежащими включению в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Довод представителя ответчика о невозможности включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации суд считает не состоятельным, ибо как установлено судом, в спорные периоды Зарипова Р.Р. считалась находящейся на работе и за ней, в соответствии со ст. 187 ТК РФ, в период обучения сохранялось место работы, должность и средняя заработная плата. За эти дни производились соответствующие отчисления из заработной платы, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляемым педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются, в том числе Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФССР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999г. включительно.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.
При решении вопроса о включении в специальный стаж периода обучения до 1 октября 1993 года подлежит применению Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее Положение № 1397).
В соответствии с абз. 5 п. 2 Положения № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно следовала за ним педагогическая деятельность.
Таким образом, период обучения мог включаться в педагогический стаж, только если периоду обучения предшествовала и за ним следовала педагогическая деятельность.
Из материалов дела следует, что Зарипова Р.Р. (Иксанова Р.Р., фамилия изменена согласно свидетельства о браке от .... №...) с .... работала учителем физкультуры в Зигазинской средней школе, .... зачислена в число слушателей подготовительного факультета ин. языков, уволена ... с Зигазинской средней школы в связи с зачислением в Башкирский госпединститут. ...г. зачислена в число студентов 1 курса. .... отчислена из числа студентов 4 курса по собственному желанию.... принята временно учителем географии и черчения в Зигазинскую среднюю школу, в которой работает по настоящее время, что подтверждается записями в трудовой книжке истца.
Разрешая спор, суд приходит к выводу о том, что истцом осуществлялась педагогическая деятельность как до, так и после обучения, в связи с чем, приняв во внимание положения Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397, приходит к выводу о том, что в специальный стаж истца подлежит включению период обучения истца в Башкирском государственном педагогическом институте с 01.09.1990г. по 30.09.1993г.
В период учебы истца с ...г. по ...г. действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959г. № 1397, пунктом 2 которого предусматривалось, что в стаж работы по специальности учителей и других работников просвещения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет ( по педагогическим специальностям), засчитывается также время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При этом в силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого же Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Названное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
Впоследствии нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также действующим в настоящее время законодательством в сфере пенсионного обеспечения возможность включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрена.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П изложил правовую позицию, согласно которой часть вторая статьи 6, часть четвертая статьи 15, часть первая статьи 17, статьи 18,19 и часть первая статьи 55 Конституции Российской Федерации, по своему смыслу, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Аналогичная позиция содержится в абзаце седьмом пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно которой при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан или общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956г. «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990г. «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Учитывая изложенную выше правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также то, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцом было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, и при этом периоду обучения непосредственно предшествовала и за ним непосредственно следовала педагогическая деятельность, суд считает, что имеются предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж указанного периода.
При зачете в специальный стаж спорных периодов, льготный стаж Зариповой Р.Р. составит ...
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Белорецком районе и г. Белорецк №... от ... «Об отказе в установлении пенсии» - отменить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Белорецком районе и г. Белорецк зачесть Зариповой Р. Р. в специальный педагогический стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста:
- период ее учебы в Башкирском государственном университете с ...
- время нахождения на курсах повышения квалификации, в том числе с ...
Назначить Зариповой Р.Р. страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения в УПФ, т.е. с ....
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца через Белорецкий межрайонный суд.
Судья: Л.В.Харькина