Судья Продун Е.А. Дело № 33-6868/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Жуковской С.В., Костенко Е.Л.,
при секретаре Буткиной А.В.,
с участием прокурора Чершкуте Я.В.,
рассмотрела в судебном заседании 03 декабря 2018 года дело по апелляционной жалобе ООО «ТЭК-Печора» на решение Печорского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2018 года, которым
обязано ООО «ТЭК-Печора» в срок до 31 декабря 2022 года совершить действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных в г.... Республики Коми по адресам: <Адрес обезличен>;
обязано ООО «ТЭК-Печора» в срок до 31 декабря 2022 года совершить действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета горячего водоснабжения в многоквартирных домах, расположенных в г.... Республики Коми по адресам: <Адрес обезличен>;
взыскана с ООО «ТЭК-Печора» в доход муниципального образования муниципального района «Печора» государственная пошлина в размере 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Жуковской С.В., объяснения представителя ответчика Маклаковой Н.Н., прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Печорский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к ООО «ТЭК-Печора» с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, о возложении обязанности в срок до 31.12.2022 совершить действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии в многоквартирных домах, расположенных в г. ... Республики Коми по адресам: <Адрес обезличен>, а также по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета горячего водоснабжения в многоквартирных домах, расположенных по адресам: <Адрес обезличен>.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика с иском не согласилась.
Суд в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело третьих лиц администрации МР «Печора», ООО «Жилкомстрой-Жилье», ООО «Респект Дом», ООО «ТЭК города Печора», МУП «УК «Альтернатива», ООО «Сантехмонтаж Плюс», ООО «УК «Домоуправление № 1», ООО «Консул» и ООО «Гелиос», извещенных надлежащим образом о времени и местес рассмотрения дела, и постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО «ТЭК-Печора» просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор полагал решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Печорской межрайонной прокуратурой проверки законодательства в сфере энергосбережения домов, получающих тепловую энергию и (или) горячее водоснабжение от ООО «ТЭК-Печора», было установлено, что в нарушение требований законодательства в сфере энергосбережения дома, расположенные по адресам, указанным в исковом заявлении, не оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета соответствующих ресурсов.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и установив, что в предусмотренные сроки ответчик возложенную на него обязанность по установке общедомовых приборов учета не исполнил, пришел к выводу об обоснованности исковых требований и возложил на ответчика обязанность в срок до 31.12.2022 совершить действия по оснащению коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и (или) горячего водоснабжения в многоквартирных домах, перечисленных в иске прокурора.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.Согласно ч. 5 ст. 13 названного Федерального закона, до 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 12 ст. 13 названного Федерального закона, до 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Частью 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предусмотрено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Из вышеприведенных норм права следует, что собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета, а также их ввод в эксплуатацию. В случае неисполнения данной обязанности собственниками действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие и управляющие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке этих приборов учета.
Доводы апелляционной жалобы о том, что установка общедомовых приборов учета не относится к обязанностям ресурсоснабжающей организации, судебной коллегией отклоняются как основанные на неправильном толковании Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", положениями которого предусмотрена соответствующая обязанность ресурсоснабжающей организации (ст. 13).
Доводы жалобы об отсутствии технической возможности установки в многоквартирных домах общедомовых приборов учета со ссылкой на п. 3 критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку указанная норма указывает на отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета тепловой энергии и не исключает возможность установки распределителей затрат на отопление в многоквартирном доме, имеющем вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, и позволяет при определении объема потребленного коммунального ресурса использовать показания приборов учета, предусмотренных статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ссылки в жалобе на иную судебную практику не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку судебные постановления, приведенные ответчиком в обоснование своей позиции, преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.
По существу доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика по делу, выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам спора и основаны на ином применении к ним положений законодательства.
С учетом изложенного, решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Печорского городского суда Республики Коми от 18 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «ТЭК-Печора» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи