Решение по делу № 33-4986/2024 от 26.01.2024

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: Белоусова М.А.

дело № 33-4986/2024

УИД 50RS0021-01-2023-003163-96

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области 28 февраля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,

судей Маркина Э.А., Солодовой А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания
Базиловым А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2а-5770/2023 по административному исковому заявлению ФИО к администрации г.о. Красногорск Московской области о признании незаконным постановления,

по апелляционной жалобе ФИО на решение Красногорского городского суда Московской области от 14 августа 2023 г.,

заслушав доклад судьи Солодовой А.А.,

объяснения явившихся лиц,

установила:

ФИО обратился в суд с требованиями к администрации г. о. Красногорск МО о признании незаконным постановления.

Свои требования истец мотивировал тем, что является собственником 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <данные изъяты>. Сособственниками земельного участка являются супруга - ФИО и сын - ФИО.

С середины августа 2022 года административный истец не может пользоваться принадлежащим ему на праве собственности участком, что выражается в следующем: по периметру участка установлен забор, ограждающий соседний участок и участок, через который административный истец ранее осуществлял выезд на проезжую часть и ранее никому не принадлежавший. Таким образом, доступ на участок административного истца отсутствует.

Согласно имеющейся информации в Публичной карте, принадлежащий истцу участок граничит с участком с кадастровым номером - <данные изъяты>. Данный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (соседний земельный участок) и земельного участка с кадастровым номером - <данные изъяты>, собственником которого являлось Муниципальное образование "Городской округ Красногорск Московской области", который ранее находился в общем пользовании и через который административный истец осуществлял выезд на проезжую часть.

26 сентября 2022 года административный истец обратился к администрации с требованием (претензией) о предоставлении информации и оснований выдачи разрешения на присоединение земельного участка, в результате чего права истца были нарушены. Администрация сообщила, что не имеет права предоставлять запрашиваемую информацию.

26.10.2022 года административный истец обратился в суд с исковым заявлением к администрация городского округа Красногорск Московской области о устранении препятствий в пользовании земельным участком, установлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута). 16 февраля 2023 года Красногорским городским судом Московской области, вынесено решение по гражданскому делу № 2-2199/2023 года об отказе в удовлетворении исковых требований. В настоящее время решение суда в законную силу не вступило.

В ходе рассмотрения гражданского дела № 2-2199/2023 администрация городского округа Красногорск предоставила документ - Постановление от 15.07.2021 года № 1742/7 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: обл. Московская, р-н Красногорский, д. Новое Аристово, уч-к 20, в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности».

Административный истец полагал указанное постановление незаконным, поскольку согласование местоположения границ с ним не проводилось, соответствующее уведомление не направлялось. Своим решением Администрация создала препятствия административному истцу в реализации конституционных прав и свобод в пользовании личной собственностью, поскольку он лишен доступа к своему земельному участку.

На основании изложенного, с учетом изменения требования в порядке ст. 46 КАС РФ, административный истец просил признать незаконным постановление административного ответчика от 15 07 2021 года № 1742/7 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: обл. Московская, р-н Красногорский, д. Новое Аристово, уч-к 20, в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности».

В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле привлечены ФИО, Министерство имущественных отношений МО в качестве заинтересованных лиц.

Административный истец ФИОи его представитель по доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Административный ответчик Администрация г. о. Красногорск МО в лице представителя по доверенности в судебном заседании возражал против иска, полагая права административного истца не нарушенными.

Заинтересованное лицо ФИО в лице представителя по доверенности в судебном заседании возражал против иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений МОв судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ.

Решением суда административный иск оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с постановленным решением, ФИО подал апелляционную жалобу.

Установив наличие спора о праве судебная коллегия по административным делам Московского областного суда 31 января 2024 года определила перейти к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО является собственником 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <данные изъяты> Сособственниками земельного участка являются супруга - ФИО и сын - ФИО (по 1/3 доли).

ФИО является сособственником смежных земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> (<данные изъяты>) и с кадастровым номером <данные изъяты> (<данные изъяты>). Сособственниками данных земельных участков являются: супруга - ФИО и сын - ФИО (по 1/3 доли).

Указанные земельные участки образуют единое землепользование, по периметру внешних границ огорожены единым забором, внутри участков заборов не имеется.

Согласно Публичной кадастровой карте, принадлежащие ФИО участки граничат с участком с кадастровым номером <данные изъяты>, номер присвоен 12.11.2021, который принадлежит на праве частной собственности ФИО

Данный земельный участок был образован путем перераспределения земель из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (земельный участок, принадлежащий ФИО) и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, собственником которого являлось Муниципальное образование «Городской округ Красногорск Московской области».

На основании постановления администрации г.о. Красногорск Московской области №1683/7 от 25.07.2017г. земельный участок общей площадью 800 кв.м., был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты>. В дальнейшем право на данный земельный участок было зарегистрировано за муниципальным образованием «городской округ Красногорск Московской области», что подтверждается сведения выписки ФГИС ЕГРН №КУВИ-001/2023-162543576.

Указанный земельный участок был зарегистрирован по адресному ориентиру: <данные изъяты>. Фактически же на местности данный участок никогда не имел отдельного прохода, подъезда или проезда, поскольку расположен между следующими комплексными жилыми застройками: огороженная по периметру малоэтажная комплексная жилая застройка ООО «РАСТ»; <данные изъяты>; огороженная шлагбаумом комплексная жилая застройка земельного участка, сформированного для очередников из многодетных семей по адресу: <данные изъяты>

Заезд либо проезд на данные комплексные жилые застройки осуществлялся только со стороны Пятницкого шоссе, иные подходы или проезды на территорию указанных комплексов отсутствовали, что подтверждается представленными в материалы дела выкопировкой из Генерального Плана д. Новое Аристово, чертежом границ земельных участков в д. Новое Аристово, сведениями ИСОГД по состоянию на 2014 г., материалами планов и фототаблиц 2017,2019,2020 гг. и иными документами.

Таким образом, сформированный земельный участок общей площадью 800 кв.м., с КН <данные изъяты> изначально не имел отдельных к нему подходов, проездов или подъездов.

Сведений о каких-либо обременениях земельного участка с КН <данные изъяты> ЕГРН не содержит, доказательств обратного не представлено.

Как установлено судом, ФИО обратилась в администрацию с заявлением вместе с приложениями о предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель, государственная собственность на которые не разграничена н земельного участка, находящегося в частной собственности».

Рассмотрев представленный заявителем пакет документов, заключение Главархитектуры и положительное сводное заключение Минимущества от 13.07.2021 администрацией было принято Постановление от 15.07.2021 №1742/7 «Об утверждении схемы расположения, земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности».

В соответствии с указанным постановлением была утверждена схема расположения земельного участка, площадь которого составляет 2 884 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, с категорией земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (2.1), в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка находящегося в частной собственности, площадью 2 083 +/- 16 кв.м (КН<данные изъяты>) и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 800--9 кв.м. (КН<данные изъяты>)».

Заявитель ФИО во исполнение данного постановления обеспечила проведение работ по образованию указанного участка в соответствии со схемой его расположения.

Между администрацией и ФИО было заключено соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности от <данные изъяты>.

Согласно п.1.5 соглашения ФИО приобрела право собственности на земельный участок площадью 2884 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, с категорией земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (2.1), местоположение. <данные изъяты>

ФИО считает свои права нарушенными постановлением администрации Красногорского городского округа Московской области от 15.07.2021 года № 1742/7, ссылаясь на наличие ранее существующего проезда, невозможности в связи с предоставлением ФИО земельного участка и установлением его границ, проезда к своему участку.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу ст. 9.1 ЗК РФ Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Согласно статье 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа и центральных исполнительных органов государственной власти Московской области в области градостроительной деятельности и земельных отношениях перераспределены в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Закона Московской области от 24.07.2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и Закона Московской области 24.07.2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Закона Московской области от 27.12.2017 года N 250/2017-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области по комплексному развитию территории", Закона Московской области от 29.11.2016 года N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений".

Статья 2 Закона Московской области от 29.11.2016 года N 144/2016-ОЗ наделяет органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса(статья 11.7 Земельного кодекса).

В соответствии с пп. 3 пункта 1 статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается также в случае:

перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3).

В пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается ограниченный перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, который расширительному толкованию не подлежит.

Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

На основании указанных положений, схема расположения земельного участка является документом, необходимым для образования земельного участка.

В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Судом установлено, что по результатам рассмотрения поданного ФИО заявления ответчиком не было установлено предусмотренных вышеназванными положениями нормативных актов оснований, препятствующих утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключения соглашения о перераспределении земель.

ФИО не привел суду конкретных оснований, предусмотренных ч. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а также недостатков представленной на утверждение схемы вновь образуемого земельного участка, препятствующих в ее утверждении.

У администрации Красногорского городского округа отсутствовали правовые препятствия к принятию оспариваемого постановления от 15.07.2021 года № 1742/7.

При этом указанным постановлением органа местного самоуправления принадлежащие истцу на праве общей долевой собственности земельные участки в перераспределении не участвует, их площадь и границы данным постановлением не изменяются.

Доказательств наступления для ФИО негативных последствий, в том числе, в результате принятия оспариваемого постановления, не представлено.

Доводы истца о том, что нарушается его право на подъезд к своему земельному участку, судом правомерно отклонены как необоснованные, поскольку из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет 29.10.2014 с присвоением категории земель «Земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства», до заключения соглашения о перераспределении находился в муниципальной собственности. Таким образом, спорный земельный участок не является землями общего пользования, законных оснований использования указанного земельного участка для доступа к своей собственности истцом не приведено.

Кроме того, из представленных в материалы документов следует, что ФИО является сособственником трех земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, которые образуют единое землепользование, огороженные по периметру внешних границ единым забором, внутри участков заборов не имеется. Земельные участки имеют самостоятельный подъезд со стороны Пятницкого шоссе, что подтверждается Генеральным планом д.НовоеАристово Красногорского района Московской области, иных подъездов к указанному земельному участку Генеральным планом не предусмотрено.

Спорный земельный участок является землями неразграниченной государственной собственности, которым вправе распоряжаться администрация Красногорского городского округа.

Утвержденная администрацией Красногорского городского округа схема соответствует указанным выше нормам, не приводит к вкрапливанию, изломанности, чересполосице.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, 3емельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет 29.10.2014 с присвоением категории земель «Земли населенных пунктов» с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства». При постановке на кадастровый учет были определены на местности границы земельного участка, что также отражено в ЕГРН (имеются координаты поворотных точек), в связи с чем согласование границ со смежным собственником при утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка не требовалось.

Довод истца о том, что его не уведомили о планируемом перераспределении, а также что земельный участок в нарушение закона не был выставлен на торги, судом правомерно был отклонен, как основанный на ошибочном понимании норм материального права. Действующее законодательство не содержит требования о получении согласия собственника смежного земельного участка при перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы по своему содержанию повторяют позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, получившую должную правовую оценку в постановленном судебном решении, направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований к которой не имеется, фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм, с которыми судебная коллегия согласилась, о существенном допущении судом нарушений норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в связи с чем основаниями для отмены правильного по существу судебного решения в силу положений ст. 330 ГПК РФ названные доводы явиться не могут.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда постановлено в соответствии с требованиями материального и процессуального права и оснований для его отмены по указанным выше доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красногорского городского суда Московской области от 14 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья: Белоусова М.А.

дело № 33-4986/2024

УИД 50RS0021-01-2023-003163-96

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красногорск Московской области 28 февраля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Поляковой Ю.В.,

судей Маркина Э.А., Солодовой А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания
Базиловым А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2а-5770/2023 по административному исковому заявлению ФИО к администрации г.о. Красногорск Московской области о признании незаконным постановления,

по апелляционной жалобе ФИО на решение Красногорского городского суда Московской области от 14 августа 2023 г.,

заслушав доклад судьи Солодовой А.А.,

объяснения явившихся лиц,

установила:

ФИО обратился в суд с требованиями к администрации г. о. Красногорск МО о признании незаконным постановления.

Свои требования истец мотивировал тем, что является собственником 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <данные изъяты>. Сособственниками земельного участка являются супруга - ФИО и сын - ФИО.

С середины августа 2022 года административный истец не может пользоваться принадлежащим ему на праве собственности участком, что выражается в следующем: по периметру участка установлен забор, ограждающий соседний участок и участок, через который административный истец ранее осуществлял выезд на проезжую часть и ранее никому не принадлежавший. Таким образом, доступ на участок административного истца отсутствует.

Согласно имеющейся информации в Публичной карте, принадлежащий истцу участок граничит с участком с кадастровым номером - <данные изъяты>. Данный земельный участок был образован из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (соседний земельный участок) и земельного участка с кадастровым номером - <данные изъяты>, собственником которого являлось Муниципальное образование "Городской округ Красногорск Московской области", который ранее находился в общем пользовании и через который административный истец осуществлял выезд на проезжую часть.

26 сентября 2022 года административный истец обратился к администрации с требованием (претензией) о предоставлении информации и оснований выдачи разрешения на присоединение земельного участка, в результате чего права истца были нарушены. Администрация сообщила, что не имеет права предоставлять запрашиваемую информацию.

26.10.2022 года административный истец обратился в суд с исковым заявлением к администрация городского округа Красногорск Московской области о устранении препятствий в пользовании земельным участком, установлении права ограниченного пользования земельным участком (сервитута). 16 февраля 2023 года Красногорским городским судом Московской области, вынесено решение по гражданскому делу № 2-2199/2023 года об отказе в удовлетворении исковых требований. В настоящее время решение суда в законную силу не вступило.

В ходе рассмотрения гражданского дела № 2-2199/2023 администрация городского округа Красногорск предоставила документ - Постановление от 15.07.2021 года № 1742/7 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: обл. Московская, р-н Красногорский, д. Новое Аристово, уч-к 20, в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности».

Административный истец полагал указанное постановление незаконным, поскольку согласование местоположения границ с ним не проводилось, соответствующее уведомление не направлялось. Своим решением Администрация создала препятствия административному истцу в реализации конституционных прав и свобод в пользовании личной собственностью, поскольку он лишен доступа к своему земельному участку.

На основании изложенного, с учетом изменения требования в порядке ст. 46 КАС РФ, административный истец просил признать незаконным постановление административного ответчика от 15 07 2021 года № 1742/7 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: обл. Московская, р-н Красногорский, д. Новое Аристово, уч-к 20, в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности».

В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле привлечены ФИО, Министерство имущественных отношений МО в качестве заинтересованных лиц.

Административный истец ФИОи его представитель по доверенности в судебном заседании заявленные требования поддержали.

Административный ответчик Администрация г. о. Красногорск МО в лице представителя по доверенности в судебном заседании возражал против иска, полагая права административного истца не нарушенными.

Заинтересованное лицо ФИО в лице представителя по доверенности в судебном заседании возражал против иска по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Заинтересованное лицо Министерство имущественных отношений МОв судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался в соответствии с требованиями ст. 96 КАС РФ.

Решением суда административный иск оставлен без удовлетворения.

Не согласившись с постановленным решением, ФИО подал апелляционную жалобу.

Установив наличие спора о праве судебная коллегия по административным делам Московского областного суда 31 января 2024 года определила перейти к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО является собственником 1/3 доли земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <данные изъяты> Сособственниками земельного участка являются супруга - ФИО и сын - ФИО (по 1/3 доли).

ФИО является сособственником смежных земельных участков с кадастровым номером <данные изъяты> (<данные изъяты>) и с кадастровым номером <данные изъяты> (<данные изъяты>). Сособственниками данных земельных участков являются: супруга - ФИО и сын - ФИО (по 1/3 доли).

Указанные земельные участки образуют единое землепользование, по периметру внешних границ огорожены единым забором, внутри участков заборов не имеется.

Согласно Публичной кадастровой карте, принадлежащие ФИО участки граничат с участком с кадастровым номером <данные изъяты>, номер присвоен 12.11.2021, который принадлежит на праве частной собственности ФИО

Данный земельный участок был образован путем перераспределения земель из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (земельный участок, принадлежащий ФИО) и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, собственником которого являлось Муниципальное образование «Городской округ Красногорск Московской области».

На основании постановления администрации г.о. Красногорск Московской области №1683/7 от 25.07.2017г. земельный участок общей площадью 800 кв.м., был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты>. В дальнейшем право на данный земельный участок было зарегистрировано за муниципальным образованием «городской округ Красногорск Московской области», что подтверждается сведения выписки ФГИС ЕГРН №КУВИ-001/2023-162543576.

Указанный земельный участок был зарегистрирован по адресному ориентиру: <данные изъяты>. Фактически же на местности данный участок никогда не имел отдельного прохода, подъезда или проезда, поскольку расположен между следующими комплексными жилыми застройками: огороженная по периметру малоэтажная комплексная жилая застройка ООО «РАСТ»; <данные изъяты>; огороженная шлагбаумом комплексная жилая застройка земельного участка, сформированного для очередников из многодетных семей по адресу: <данные изъяты>

Заезд либо проезд на данные комплексные жилые застройки осуществлялся только со стороны Пятницкого шоссе, иные подходы или проезды на территорию указанных комплексов отсутствовали, что подтверждается представленными в материалы дела выкопировкой из Генерального Плана д. Новое Аристово, чертежом границ земельных участков в д. Новое Аристово, сведениями ИСОГД по состоянию на 2014 г., материалами планов и фототаблиц 2017,2019,2020 гг. и иными документами.

Таким образом, сформированный земельный участок общей площадью 800 кв.м., с КН <данные изъяты> изначально не имел отдельных к нему подходов, проездов или подъездов.

Сведений о каких-либо обременениях земельного участка с КН <данные изъяты> ЕГРН не содержит, доказательств обратного не представлено.

Как установлено судом, ФИО обратилась в администрацию с заявлением вместе с приложениями о предоставлении Государственной услуги «Перераспределение земель, государственная собственность на которые не разграничена н земельного участка, находящегося в частной собственности».

Рассмотрев представленный заявителем пакет документов, заключение Главархитектуры и положительное сводное заключение Минимущества от 13.07.2021 администрацией было принято Постановление от 15.07.2021 №1742/7 «Об утверждении схемы расположения, земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности».

В соответствии с указанным постановлением была утверждена схема расположения земельного участка, площадь которого составляет 2 884 кв.м., по адресу: <данные изъяты>, с категорией земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (2.1), в целях заключения соглашения о перераспределении земельного участка находящегося в частной собственности, площадью 2 083 +/- 16 кв.м (КН<данные изъяты>) и земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, площадью 800--9 кв.м. (КН<данные изъяты>)».

Заявитель ФИО во исполнение данного постановления обеспечила проведение работ по образованию указанного участка в соответствии со схемой его расположения.

Между администрацией и ФИО было заключено соглашение о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельного участка, находящегося в частной собственности от <данные изъяты>.

Согласно п.1.5 соглашения ФИО приобрела право собственности на земельный участок площадью 2884 кв.м, с кадастровым номером <данные изъяты>, с категорией земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (2.1), местоположение. <данные изъяты>

ФИО считает свои права нарушенными постановлением администрации Красногорского городского округа Московской области от 15.07.2021 года № 1742/7, ссылаясь на наличие ранее существующего проезда, невозможности в связи с предоставлением ФИО земельного участка и установлением его границ, проезда к своему участку.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В силу ст. 9.1 ЗК РФ Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений, предусмотренные настоящим Кодексом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

Согласно статье 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа и центральных исполнительных органов государственной власти Московской области в области градостроительной деятельности и земельных отношениях перераспределены в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Закона Московской области от 24.07.2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" и Закона Московской области 24.07.2014 года N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области", Закона Московской области от 27.12.2017 года N 250/2017-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области по комплексному развитию территории", Закона Московской области от 29.11.2016 года N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений".

Статья 2 Закона Московской области от 29.11.2016 года N 144/2016-ОЗ наделяет органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального района, городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса.

При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок, за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 статьи 39.29 настоящего Кодекса. Допускается в соответствии с утвержденным проектом межевания территории одновременное перераспределение нескольких смежных земельных участков и земель с прекращением существования исходных земельных участков и образованием нескольких смежных земельных участков или одного земельного участка.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса(статья 11.7 Земельного кодекса).

В соответствии с пп. 3 пункта 1 статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается также в случае:

перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункт 2).

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (пункт 3).

В пункте 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается ограниченный перечень оснований отказа в заключении соглашения о перераспределении земель, который расширительному толкованию не подлежит.

Согласно пункту 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

На основании указанных положений, схема расположения земельного участка является документом, необходимым для образования земельного участка.

В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Судом установлено, что по результатам рассмотрения поданного ФИО заявления ответчиком не было установлено предусмотренных вышеназванными положениями нормативных актов оснований, препятствующих утверждению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и заключения соглашения о перераспределении земель.

ФИО не привел суду конкретных оснований, предусмотренных ч. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, для принятия решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, а также недостатков представленной на утверждение схемы вновь образуемого земельного участка, препятствующих в ее утверждении.

У администрации Красногорского городского округа отсутствовали правовые препятствия к принятию оспариваемого постановления от 15.07.2021 года № 1742/7.

При этом указанным постановлением органа местного самоуправления принадлежащие истцу на праве общей долевой собственности земельные участки в перераспределении не участвует, их площадь и границы данным постановлением не изменяются.

Доказательств наступления для ФИО негативных последствий, в том числе, в результате принятия оспариваемого постановления, не представлено.

Доводы истца о том, что нарушается его право на подъезд к своему земельному участку, судом правомерно отклонены как необоснованные, поскольку из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет 29.10.2014 с присвоением категории земель «Земли населенных пунктов» с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства», до заключения соглашения о перераспределении находился в муниципальной собственности. Таким образом, спорный земельный участок не является землями общего пользования, законных оснований использования указанного земельного участка для доступа к своей собственности истцом не приведено.

Кроме того, из представленных в материалы документов следует, что ФИО является сособственником трех земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, которые образуют единое землепользование, огороженные по периметру внешних границ единым забором, внутри участков заборов не имеется. Земельные участки имеют самостоятельный подъезд со стороны Пятницкого шоссе, что подтверждается Генеральным планом д.НовоеАристово Красногорского района Московской области, иных подъездов к указанному земельному участку Генеральным планом не предусмотрено.

Спорный земельный участок является землями неразграниченной государственной собственности, которым вправе распоряжаться администрация Красногорского городского округа.

Утвержденная администрацией Красногорского городского округа схема соответствует указанным выше нормам, не приводит к вкрапливанию, изломанности, чересполосице.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, 3емельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет 29.10.2014 с присвоением категории земель «Земли населенных пунктов» с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства». При постановке на кадастровый учет были определены на местности границы земельного участка, что также отражено в ЕГРН (имеются координаты поворотных точек), в связи с чем согласование границ со смежным собственником при утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка не требовалось.

Довод истца о том, что его не уведомили о планируемом перераспределении, а также что земельный участок в нарушение закона не был выставлен на торги, судом правомерно был отклонен, как основанный на ошибочном понимании норм материального права. Действующее законодательство не содержит требования о получении согласия собственника смежного земельного участка при перераспределении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Доводы апелляционной жалобы по своему содержанию повторяют позицию истца, выраженную в суде первой инстанции, получившую должную правовую оценку в постановленном судебном решении, направлены на переоценку доказательств и установленных судом обстоятельств, оснований к которой не имеется, фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и иному толкованию правовых норм, с которыми судебная коллегия согласилась, о существенном допущении судом нарушений норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в связи с чем основаниями для отмены правильного по существу судебного решения в силу положений ст. 330 ГПК РФ названные доводы явиться не могут.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда постановлено в соответствии с требованиями материального и процессуального права и оснований для его отмены по указанным выше доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красногорского городского суда Московской области от 14 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4986/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Семченков Юрий Михайлович
Ответчики
Администрация г.о. Красногорск МО
Другие
Министерство имущественных отношений МО
Гатагова Ольга Анатольевна
Суд
Московский областной суд
Судья
Бакулин Алексей Анатольевич
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
31.01.2024Судебное заседание
28.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2024Передано в экспедицию
28.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее