Решение по делу № 2а-1688/2019 от 17.05.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2019 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Красновой Н.С.,

при секретаре Булаевой А.С.,

с участием административного истца Валиулиной С.В., представителя истца Попович О.Д., представителя административного ответчика Рассикас М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1688/2019 по административному иску Валиулиной Светланы Владимировны к администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, обязании предоставить земельный участок в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Истец Валиулина С.В. обратилась в суд с административным иском к администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность, обязании предоставить земельный участок в собственность, указав в обоснование, что истцу Валиулиной С.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, находящийся на земельном участке площадью 797 кв.м., по адресу: <адрес>, с кадастровым <номер>.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата> <номер> Валиулиной С.В. предварительно согласовано предоставление в собственность земельного участка по адресу: <адрес>.

<дата> истец обратилась с заявлением в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка.

В письме <номер> от <дата> ответчик сообщил истцу о том, что на указанном земельном участке установлена красная линия согласно проекта планировки территории, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от <дата> <номер>, в связи с чем принято решение об отказе в предоставлении в собственность истцу вышеуказанного земельного участка.

С указанным отказом истец не согласна, поскольку земельный участок с кадастровым <номер> по адресу: <адрес> не является земельным участком общего пользования, не занят площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами или другими указанными п. 12 ст. 85 ЗК РФ объектами.

Со ссылкой на положения ст. ст. 39.3, ст. 39.20 ЗК РФ, ст. ст. 218, 220 КАС РФ, административный истец Валиулина С.В. просит суд признать незаконным решение КУМИ администрации г. Иркутска об отказе в предоставлении Валиулиной С.В. в собственность земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, обязать КУМИ администрации г. Иркутска передать в собственность за плату Валиулиной С.В. земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании административный истец Валиулина С.В., представитель истца Попович О.Д. доводы административного иска поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации г. Иркутска – Рассикас М.С. против удовлетворения иска возражал, представил письменный отзыв, дополнительно указал, что спорный земельный участок находится в территориальной зоне «Зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами с приусадебными земельными участками», частично в границах территории общего пользования. Принимая во внимание, сведения, содержащиеся в ИСОГД о нахождении спорного земельного участка в границах территории общего пользования и установленный запрет на предоставление таких участков на заявленном виде прав (п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ), административный ответчик отказал в его предоставлении. Кроме того, просил учесть, что право собственности на жилой дом, расположенный на данном земельном участке, признано на основании решения Постоянно действующего Третейского суда при Обществе с ограниченной ответственностью «Правое дело» от <дата>. Вместе с тем, спор о признании права собственности на жилой дом не мог быть предметом третейского разбирательства. С учетом изложенного, представитель ответчика просит в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с чч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Таким образом, к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулированы главой V. 1 ЗК РФ, в соответствии с положениям которой предоставление таких земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 39.2).

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1, 2 ч. 9 указанной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3, 4 ч. 9 и в ч. 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.

Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.

Пункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации называет в числе прочих оснований для отказа в предоставлении земельного участка то, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи ограничения оборотоспособности земельных участков.

Пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон. Аналогичная норма содержится в пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В судебном заседании установлено, что Валиулина С.В. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 52,3 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>, выпиской от <дата>.

Как усматривается из материалов дела правоустанавливающих документов на указанный жилой дом, <дата> между <ФИО>7 (Даритель) и Валиулиной С.В. (Одаряемый) был заключен договор дарения, согласно которому Даритель безвозмездно передал в собственность Одаряемому жилой дом по адресу: <адрес>.

Право собственности на жилой дом по адресу: <адрес> признано за Дарителем на основании решения Постоянно действующего Третейского суда при ООО «Правосудие» от <дата>.

<дата> Валиулина С.В. обратилась в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 797 кв.м., приложив паспорт, выписку из ЕГРН от <дата> о зарегистрированном праве на жилой дом, уведомление от <дата> об отсутствии зарегистрированного права на спорый земельный участок.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата> <номер> Валиулиной С.В. предварительно согласовано предоставление земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 797 кв.м., утверждена схема расположения земельного участка.

Согласно материалов кадастрового дела, земельный участок по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый <номер>.

Указанные обстоятельства также подтверждаются сведениями из ЕГРН от <дата>.

<дата> административный истец обратилась на имя председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска с заявлением о предоставлении без торгов земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования г. Иркутска или государственная собственность, на который не разграничена, с кадастровым <номер> площадью 797 кв.м., по адресу: <адрес>

Согласно ответу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска от <дата> <номер> Валиулиной С.В. отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым <номер> для эксплуатации жилого дома в собственность за плату со ссылкой на п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ, п. 19 ст. 41 главы 8 раздел 2 административного регламента.

Проверяя доводы истца о незаконности отказа в предоставлении земельного участка в собственность, суд исходит из следующего.

Как следует из представленного ответа Департамента обеспечения градостроительной деятельности Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от <дата> <номер> земельный участок с кадастровым <номер> в соответствии с генеральным планом г. Иркутска, утвержденным решением Думы г. Иркутска от <дата> <номер> (в редакции решения Думы г. Иркутска от <дата> <номер>) находится в функциональной зоне «Жилые зоны (П-04-05/100)» планировочного элемента П-04-05.

В соответствии с проектом планировки Марата, предместья Радищева, предместья Рабочее, микрорайона Зеленый, поселка Искра, поселка Падь Топка, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от <дата> <номер>, указанный земельный участок находится в зонах «Зоны застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажа) (Ж-1), «Зоны общего пользования (И-1)». На указанном земельном участке установлена красная линия.

В соответствии с правилами землепользования и застройки части территории г. <номер> за исключением территории в границах исторического поселения г. Иркутск, утвержденными решением Думы города от <дата> <номер> (в ред. решения Думы от 29.03<номер> <номер>), указанный земельный участок находится в территориальной зоне «Зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами с приусадебными земельными участками (1-3 эт.) (ЖЗ-101)», частично в границах территории общего пользования, в планировочном элементе П-04-05.

Указанные сведения также содержатся также в материалах по рассмотрению заявления истца Министерством имущественных отношений Иркутской области, а также подтверждаются информационным приложением, и не оспорены сторонами.

Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.

Установление границ территорий общего пользования в соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (часть 3).

Согласно части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 8 статьи 28 Закона № 178-ФЗ устанавливают запрет на приватизацию земельных участков общего пользования.

Таким образом, не могут быть предоставлены в собственность по правилам статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, в пределах границ которых проходят как существующие, так и планируемые в соответствии с утвержденными в установленном порядке документами территориального планирования муниципального образования красные линии, улицы и автомобильные дороги.

Согласно ст. 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности - создаваемые и эксплуатируемые в соответствии с требованиями настоящего Кодекса информационные системы, содержащие сведения, документы, материалы о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иные необходимые для осуществления градостроительной деятельности сведения.

Сведения об испрашиваемом земельном участке внесены в информационной системе в соответствии с Картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденных Решением Думы г. Иркутска от <дата> <номер> (ред. от <дата>).

Также, согласно пункту 4.5 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя РФ от <дата> <номер>, после утверждения проекта, включающего план красных линий, разработки и утверждения разбивочного чертежа красные линии переносятся органами архитектуры и градостроительства на планшеты топоосновы в масштабе 1:2000, охватывающие территорию всего поселения, и закрепляются на ней как сводный план красных линий.

Из представленных в материалы по рассмотрению заявления административного истца выкопировок из информационных систем обеспечения градостроительной деятельности усматривается наличие красной линии на спорном земельном участке.

Соответственно административный ответчик, установив, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в Зоне общего пользования, на указанном земельном участке установлена красная линия, с учетом положений п. 12 ст. 85 ЗК РФ, п. 19 ст. 39.16 ЗК РФ пришел к выводу об отказе в предоставлении в собственность истцу испрашиваемого земельного участка.

При этом, порядок принятия оспариваемого решения, содержащегося в ответе от <дата>, соблюден, основания для принятия указанного отказа имелись, содержание оспариваемого ответа соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношений.

Кроме того, суд принимает во внимание, что административным истцом не представлено доказательств того, что до принятия Правил землепользования и застройки территории г. Иркутска, Проекта планировки, было проведено межевание спорного земельного участка и установлен сложившийся в соответствии с ним фактический порядок пользования. Утвержденные Правила землепользования и застройки территории г. Иркутска, Проект планировки, административным истцом не оспорены, доказательств обратного не представлено.

Доводы административного истца о нарушении пунктов 21, 23, 84 Постановления администрации г. Иркутска от <дата> <номер> (ред. от <дата>) «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Иркутск или государственная собственность на которые не разграничена, без проведения торгов» при подготовке ответа от <дата>, не могут быть приняты во внимание в силу следующего.

Согласно п. 21 указанного административного регламента основными требованиями к информированию заявителей являются: достоверность предоставляемой информации; четкость в изложении информации; удобство и доступность получения информации; оперативность предоставления информации; полнота информирования.

В соответствии с п. 23 указанного административного регламента обращение заявителя рассматривается в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в автоматизированной информационной системе.

Срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 30 календарных дней со дня поступления заявления в комитет (в случае подачи заявителем заявления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, либо посредством почтового отправления или электронной почты) либо в Единое окно (в случае подачи заявителем заявления лично) (п. 31 административного регламента).

Согласно п. 84 сотрудник Единого окна в день получения копии постановления администрации города Иркутска о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, постановления администрации города Иркутска о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, трех экземпляров проектов договоров аренды, безвозмездного пользования, купли-продажи земельного участка, письма об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов выдает их заявителю (представителю заявителя).

В судебном заседании установлено, что заявление административного истца о предоставлении в собственность земельного участка без проведения торгов от <дата> рассмотрено в 30-дневный срок, ответ дан <дата> за <номер>, ответ административным истцом получен, что ею не оспаривалось. Указанный ответ соответствует требованиям главы 5 Административного регламента. Не согласившись с ответом административный истец в рамках срока, установленного ст. 219 КАС РФ, обратилась в суд.

При этом, не своевременное получение ответа административным истцом, по мнению суда, не свидетельствует о его незаконности, поскольку не повлекло нарушения прав, свобод и законных интересов, не создало препятствий к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца.

Согласно п.1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В случае отсутствия указанной совокупности, суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности условий по настоящему спору не имеется и судом не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным отказа КУМИ администрации г. Иркутска об отказе в предоставлении Валиулиной С.В. в собственность земельного участка с кадастровым <номер>, расположенного по адресу: <адрес>, обязании КУМИ администрации г. Иркутска передать в собственность за плату Валиулиной С.В. земельный участок с кадастровым <номер> расположенный по адресу: <адрес>, не имеется.

Руководствуясь требованиями статей 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Валиулиной Светланы Владимировны к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска об отказе в предоставлении Валиулиной Светлане Владимировне в собственность земельного участка с кадастровым <номер> расположенного по адресу: <адрес>, обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска передать в собственность за плату Валиулиной Светлане Владимировне земельный участок с кадастровым <номер> расположенный по адресу: <адрес>, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: Н.С. Краснова

2а-1688/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Валиулина Светлана Владимировна
Ответчики
Администрация города Иркутска
Суд
Куйбышевский районный суд г. Иркутск
Судья
Краснова Н.С.
Дело на странице суда
kuibyshevsky.irk.sudrf.ru
17.05.2019Регистрация административного искового заявления
17.05.2019Передача материалов судье
17.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.06.2019Предварительное судебное заседание
09.07.2019Судебное заседание
12.07.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее