Решение по делу № 33-8195/2023 от 27.06.2023

Судья Полюдова О.А. Дело № 33-8195/2023

А-2.076

24RS0007-01-2023-000002-10

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июля 2023 года город Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Платова А.С.,

судей Охременко О.В., Черновой Т.Л.,

при ведении протокола помощником судьи Наумовой Т.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В. гражданское дело по иску Волковой Валентины Ивановны, Трощиной Людмилы Павловны к администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края, Таежнинскому сельскому Совету депутатов Богучанского района Красноярского края о признании решения и действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет муниципальной пенсии, взыскании невыплаченной муниципальной пенсии и компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе истцов Волковой В.И., Трощиной Л.П.,

на решение Богучанского районного суда Красноярского края от 27 апреля 2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Волковой Валентины Ивановны к администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края, Таежнинскому сельскому Совету депутатов Богучанского района Красноярского края о признании решения Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края № 9 от 26 ноября 2022 года незаконным, возложении обязанности на администрацию Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края произвести перерасчет муниципальной пенсии с 01 июля 2022 года, взыскании не выплаченной муниципальной пенсии за период с 01 июля 2022 года по 30 апреля 2023 года и компенсации морального вреда, отказать.

В удовлетворении исковых требований Трощиной Людмилы Павловны к администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет муниципальной пенсии с 01 июля 2022 года, взыскании не выплаченной муниципальной пенсии за период с 01 июля 2022 года по 30 апреля 2023 года и компенсации морального вреда, отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Волкова В.И., Трощина Л.П. обратились в суд с указанным иском и, уточнив исковые требования в части периода и размера взыскания невыплаченной муниципальной пенсии, просили признать решение Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края № 9 от 26.11.2022 и действия администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края незаконными, обязать Таежнинский сельсовет Богучанского района Красноярского края произвести перерасчет муниципальной пенсии с 01 июля 2022 года, взыскать невыплаченную муниципальную пенсию за период с 01 июля 2022 года по 30 апреля 2023 года в пользу Волковой В.И. в сумме 95200 рублей и в пользу Трощиной Л.П. в сумме 150000 рублей, а также в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере по 50000 рублей. Полагают, что решение Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края № 9 от 26.11.2022 и действия администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края нарушают их право на получение муниципальной пенсии в повышенном размере, согласно Указу Губернатора Красноярского края № 155 от 03.06.2022 года.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Волкова В.И., Трощина Л.П. просят решение отменить как незаконное и необоснованное, удовлетворив их требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения истцов Волковой и Трощиной Л.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края, Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края Кос Т.Л., согласившейся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу судебного решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Волкова В.И. начала трудовую деятельность с 17.03.1977 года, 03.05.1988 года принята в Таежниний п/совет на должность делопроизводителя военно-учетного стола, неоднократно переводилась, в том числе с 01.04.2013 года на должность муниципальной службы специалистом 2 категории, 22 августа 2018 года уволена по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию.

Трощина Л.П. начала трудовую деятельность с 05.08.1976 года, 01.08.1979 года принята в Таежнинский п/совет на должность бухгалтера, неоднократно переводилась, в том числе с 01.05.2007 года на муниципальную должность муниципальной службы в администрации Таежнинского сельсовета, 14.01.2009 года уволена по собственному желанию, 12.08.2011 года принята в администрацию Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края на муниципальную должность муниципальной службы специалистом 1 категории, 17.01.2019 года уволена по собственному желанию.

Постановлением администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района № 136 от 23.08.2018 года Волковой В.И., уволенной с должности муниципальной службы, установлена с 23 августа 2018 года пенсия за выслугу лет суммарно с учетом трудовой пенсии по старости 69% месячного денежного содержания муниципального служащего.

Постановлением администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района № 9 от 29.01.2019 года Трощиной Л.П., уволенной с должности муниципальной службы, установлена с 18 января 2019 года пенсия за выслугу лет суммарно с учетом трудовой пенсии по старости 75% месячного денежного содержания муниципального служащего.

Решением Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района № 5 от 14.10.2022 года утвержден Порядок назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края. Пунктом 2.12 Порядка закреплялось, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного настоящим пунктом базового размера пенсии за выслугу лет, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за работу в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, надбавку за работу в местностях с особыми климатическими условиями, применяемых при расчете денежного содержания муниципального служащего на день прекращения муниципальной службы либо на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Базовый размер пенсии за выслугу лет составляет: 5 000 рублей - при наличии у служащих стажа муниципальной службы менее 20 лет; 7 000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 20 до 30 лет; 10 000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы 30 и более лет.

Решением Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района № 9 от 26.11.2022 года внесены изменения в Порядок назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края, который изложен в новой редакции. Пунктом 2.13 минимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего устанавливается в размере 1 000 рублей.

Уставом муниципального образования Таежнинский сельсовет Богучанского района Красноярского края, принятым решением Совета депутатов п. Таежный Богучанского района 03 сентября 2004 года № 18 (в ред. от 19.07.2022 года), предусмотрено, что нормативные правовые акты Главы сельсовета и нормативные решения сельского Совета депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Судом установлено, что указанные решения, в том числе и оспариваемое, и Порядок обнародованы.

Разрешая исковые требования о признании незаконными решения Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края № 9 от 26.11.2022 года и действий администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края, суд, руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, проверив оспариваемое решение от 26 ноября 2022 года № 9 на соответствие требованиям, предъявляемым к форме, порядку принятия, правил введения в действие и опубликования муниципального правового акта, пришел к правомерному выводу об отказе в их удовлетворении, так как материалами дела подтверждено и судом правильно установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции и в предусмотренной действующим законодательством форме. Процедура его принятия, опубликования и введения в действие соблюдены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

В соответствии с подпунктами «ж» и «н» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В Российской Федерации гарантировано право муниципальных служащих на получение пенсии по выслуге лет дополнительно к страховой пенсии и фиксированной доплате к пенсии, право лиц, занимающих муниципальные должности, на доплату к страховой пенсии. Финансирование муниципальной службы, в том числе гарантий муниципальной службы осуществляется из местного бюджета в силу прямого указания закона (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статья 34 Федерального закона от 2 марта 2017 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Исходя из положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" вопросы социальной защиты, пенсионного обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований; установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25 "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Муниципальные образования самостоятельно разрешают вопрос о размере дополнительных выплат к пенсии муниципальным служащим, руководствуясь общими требованиями, предусмотренными статьей 23 Федерального закона от 2 марта 2017 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", и исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей.

Особенности организации муниципальной службы в Красноярском крае и правовое положение муниципальных служащих Красноярского края урегулированы Законом Красноярского края от 24.04.2008 года № 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае".

В ч.ч. 1, 4 и 6 ст. 9 указанного Закона предусмотрено, что на муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственных гражданских служащих, установленные федеральными законами и законами Красноярского края. Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимального размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Красноярского края по соответствующей должности государственной гражданской службы Красноярского края с учетом соотношения должностей муниципальной службы в Красноярском крае и должностей государственной гражданской службы Красноярского края, согласно приложению 2 указанного Закона.

Указом Губернатора Красноярского края от 03.06.2022 года № 155-уг "О внесении изменений в Указ Губернатора Красноярского края от 26.12.2016 года № 285-уг "Об утверждении Порядка назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Красноярского края и должности государственной гражданской службы Красноярского края, и Порядка ведения сводного реестра лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемых за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов" пункт 2.12 изложен в следующей редакции: размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного настоящим пунктом базового размера пенсии за выслугу лет, увеличенного на районный коэффициент и надбавку, применяемых при расчете денежного содержания гражданского служащего на день прекращения гражданской службы либо на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Базовый размер пенсии за выслугу лет составляет: 5 000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы менее 20 лет; 7 000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы от 20 до 30 лет; 10 000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы 30 и более лет.

Как следует из части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, которые определяют порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим с учетом бюджетных возможностей.

Учитывая, что в приведенных федеральных и краевом законах установлены лишь максимальные размеры денежного содержания, из которых исчисляется пенсия за выслугу лет, и не предусмотрены минимальные размеры денежного содержания для такого исчисления, суд пришел к обоснованному выводу о том, что установление в оспариваемом пункте 2.13 Порядка (в редакции решения Таежнинского сельского Совета депутатов от 26.11.2022 года № 9) минимального размера пенсии за выслугу лет, не противоречит вышеуказанным положениям федерального и краевого законодательства.

Кроме того, по материалам дела установлено, что решением Таежнинского сельского Совета депутатов от 16.12.2022 года № 14 пункт 2.13 раздела 2 Порядка изложен в новой редакции: размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 1 000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы менее 20 лет; 2 000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 20 до 30 лет; 3 000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы 30 и более лет.

Поскольку, как установлено по материалам дела, финансирование муниципальной пенсии производится за счет средств муниципального бюджета, то Таежнинский сельский Совет депутатов Богучанского района вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты данной пенсии, исходя из бюджетных возможностей муниципального образования, а также в связи с тем, что установленный размер состава денежного содержания не превышает максимальный размер денежного содержания, установленного Законом Красноярского края от 24.04.2008 года № 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае".

В связи с отсутствием законных оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными решения Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края № 9 от 26.11.2022 и действий администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района, вывод суда об отказе истцам в удовлетворении требований о возложении на ответчиков обязанности произвести перерасчет муниципальной пенсии, взыскании невыплаченной муниципальной пенсии и компенсации морального вреда является законным и обоснованным.

Судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы истцов о том, что решение Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края № 9 от 26.11.2022 и действия администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края нарушают их право на получение муниципальной пенсии в повышенном размере согласно Указу Губернатора Красноярского края № 155 от 03.06.2022 года, поскольку по материалам дела установлено, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в рамках спорных правоотношений гарантированное и ранее предоставленное истцам право на получение ежемесячной доплаты к пенсии и самой пенсии по выслуге лет не отменено и их размер не уменьшен, в связи с чем, само по себе определение с учетом бюджетных возможностей органом местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение истцов по сравнению с государственными гражданскими служащими Красноярского края.

Иные доводы апелляционной жалобы истцов повторяют основания их требований, изложенных в иске, были предметом исследования суда, в результате которого получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем, не могут послужить основанием для отмены постановленного судом решения.

Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Богучанского районного суда Красноярского края от 27 апреля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истцов Волковой В.И., Трощиной Л.П. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Полюдова О.А. Дело № 33-8195/2023

А-2.076

24RS0007-01-2023-000002-10

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июля 2023 года город Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Платова А.С.,

судей Охременко О.В., Черновой Т.Л.,

при ведении протокола помощником судьи Наумовой Т.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В. гражданское дело по иску Волковой Валентины Ивановны, Трощиной Людмилы Павловны к администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края, Таежнинскому сельскому Совету депутатов Богучанского района Красноярского края о признании решения и действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет муниципальной пенсии, взыскании невыплаченной муниципальной пенсии и компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе истцов Волковой В.И., Трощиной Л.П.,

на решение Богучанского районного суда Красноярского края от 27 апреля 2023 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Волковой Валентины Ивановны к администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края, Таежнинскому сельскому Совету депутатов Богучанского района Красноярского края о признании решения Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края № 9 от 26 ноября 2022 года незаконным, возложении обязанности на администрацию Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края произвести перерасчет муниципальной пенсии с 01 июля 2022 года, взыскании не выплаченной муниципальной пенсии за период с 01 июля 2022 года по 30 апреля 2023 года и компенсации морального вреда, отказать.

В удовлетворении исковых требований Трощиной Людмилы Павловны к администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет муниципальной пенсии с 01 июля 2022 года, взыскании не выплаченной муниципальной пенсии за период с 01 июля 2022 года по 30 апреля 2023 года и компенсации морального вреда, отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Волкова В.И., Трощина Л.П. обратились в суд с указанным иском и, уточнив исковые требования в части периода и размера взыскания невыплаченной муниципальной пенсии, просили признать решение Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края № 9 от 26.11.2022 и действия администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края незаконными, обязать Таежнинский сельсовет Богучанского района Красноярского края произвести перерасчет муниципальной пенсии с 01 июля 2022 года, взыскать невыплаченную муниципальную пенсию за период с 01 июля 2022 года по 30 апреля 2023 года в пользу Волковой В.И. в сумме 95200 рублей и в пользу Трощиной Л.П. в сумме 150000 рублей, а также в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере по 50000 рублей. Полагают, что решение Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края № 9 от 26.11.2022 и действия администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края нарушают их право на получение муниципальной пенсии в повышенном размере, согласно Указу Губернатора Красноярского края № 155 от 03.06.2022 года.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Волкова В.И., Трощина Л.П. просят решение отменить как незаконное и необоснованное, удовлетворив их требования в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения истцов Волковой и Трощиной Л.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчиков администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края, Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края Кос Т.Л., согласившейся с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу судебного решения.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Волкова В.И. начала трудовую деятельность с 17.03.1977 года, 03.05.1988 года принята в Таежниний п/совет на должность делопроизводителя военно-учетного стола, неоднократно переводилась, в том числе с 01.04.2013 года на должность муниципальной службы специалистом 2 категории, 22 августа 2018 года уволена по собственному желанию, в связи с выходом на пенсию.

Трощина Л.П. начала трудовую деятельность с 05.08.1976 года, 01.08.1979 года принята в Таежнинский п/совет на должность бухгалтера, неоднократно переводилась, в том числе с 01.05.2007 года на муниципальную должность муниципальной службы в администрации Таежнинского сельсовета, 14.01.2009 года уволена по собственному желанию, 12.08.2011 года принята в администрацию Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края на муниципальную должность муниципальной службы специалистом 1 категории, 17.01.2019 года уволена по собственному желанию.

Постановлением администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района № 136 от 23.08.2018 года Волковой В.И., уволенной с должности муниципальной службы, установлена с 23 августа 2018 года пенсия за выслугу лет суммарно с учетом трудовой пенсии по старости 69% месячного денежного содержания муниципального служащего.

Постановлением администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района № 9 от 29.01.2019 года Трощиной Л.П., уволенной с должности муниципальной службы, установлена с 18 января 2019 года пенсия за выслугу лет суммарно с учетом трудовой пенсии по старости 75% месячного денежного содержания муниципального служащего.

Решением Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района № 5 от 14.10.2022 года утвержден Порядок назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края. Пунктом 2.12 Порядка закреплялось, что размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного настоящим пунктом базового размера пенсии за выслугу лет, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за работу в района Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, надбавку за работу в местностях с особыми климатическими условиями, применяемых при расчете денежного содержания муниципального служащего на день прекращения муниципальной службы либо на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Базовый размер пенсии за выслугу лет составляет: 5 000 рублей - при наличии у служащих стажа муниципальной службы менее 20 лет; 7 000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 20 до 30 лет; 10 000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы 30 и более лет.

Решением Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района № 9 от 26.11.2022 года внесены изменения в Порядок назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края, который изложен в новой редакции. Пунктом 2.13 минимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего устанавливается в размере 1 000 рублей.

Уставом муниципального образования Таежнинский сельсовет Богучанского района Красноярского края, принятым решением Совета депутатов п. Таежный Богучанского района 03 сентября 2004 года № 18 (в ред. от 19.07.2022 года), предусмотрено, что нормативные правовые акты Главы сельсовета и нормативные решения сельского Совета депутатов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Судом установлено, что указанные решения, в том числе и оспариваемое, и Порядок обнародованы.

Разрешая исковые требования о признании незаконными решения Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края № 9 от 26.11.2022 года и действий администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края, суд, руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, проверив оспариваемое решение от 26 ноября 2022 года № 9 на соответствие требованиям, предъявляемым к форме, порядку принятия, правил введения в действие и опубликования муниципального правового акта, пришел к правомерному выводу об отказе в их удовлетворении, так как материалами дела подтверждено и судом правильно установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции и в предусмотренной действующим законодательством форме. Процедура его принятия, опубликования и введения в действие соблюдены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).

В соответствии с подпунктами «ж» и «н» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В Российской Федерации гарантировано право муниципальных служащих на получение пенсии по выслуге лет дополнительно к страховой пенсии и фиксированной доплате к пенсии, право лиц, занимающих муниципальные должности, на доплату к страховой пенсии. Финансирование муниципальной службы, в том числе гарантий муниципальной службы осуществляется из местного бюджета в силу прямого указания закона (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статья 34 Федерального закона от 2 марта 2017 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Исходя из положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" вопросы социальной защиты, пенсионного обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; правовое регулирование муниципальной службы осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований; установление условий предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25 "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Муниципальные образования самостоятельно разрешают вопрос о размере дополнительных выплат к пенсии муниципальным служащим, руководствуясь общими требованиями, предусмотренными статьей 23 Федерального закона от 2 марта 2017 года № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", и исходя из имеющихся финансово-экономических возможностей.

Особенности организации муниципальной службы в Красноярском крае и правовое положение муниципальных служащих Красноярского края урегулированы Законом Красноярского края от 24.04.2008 года № 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае".

В ч.ч. 1, 4 и 6 ст. 9 указанного Закона предусмотрено, что на муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственных гражданских служащих, установленные федеральными законами и законами Красноярского края. Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимального размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Красноярского края по соответствующей должности государственной гражданской службы Красноярского края с учетом соотношения должностей муниципальной службы в Красноярском крае и должностей государственной гражданской службы Красноярского края, согласно приложению 2 указанного Закона.

Указом Губернатора Красноярского края от 03.06.2022 года № 155-уг "О внесении изменений в Указ Губернатора Красноярского края от 26.12.2016 года № 285-уг "Об утверждении Порядка назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Красноярского края и должности государственной гражданской службы Красноярского края, и Порядка ведения сводного реестра лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет и ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемых за счет средств краевого бюджета и местных бюджетов" пункт 2.12 изложен в следующей редакции: размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного настоящим пунктом базового размера пенсии за выслугу лет, увеличенного на районный коэффициент и надбавку, применяемых при расчете денежного содержания гражданского служащего на день прекращения гражданской службы либо на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Базовый размер пенсии за выслугу лет составляет: 5 000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы менее 20 лет; 7 000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы от 20 до 30 лет; 10 000 рублей - при наличии у гражданских служащих стажа гражданской службы 30 и более лет.

Как следует из части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований; исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, которые определяют порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим с учетом бюджетных возможностей.

Учитывая, что в приведенных федеральных и краевом законах установлены лишь максимальные размеры денежного содержания, из которых исчисляется пенсия за выслугу лет, и не предусмотрены минимальные размеры денежного содержания для такого исчисления, суд пришел к обоснованному выводу о том, что установление в оспариваемом пункте 2.13 Порядка (в редакции решения Таежнинского сельского Совета депутатов от 26.11.2022 года № 9) минимального размера пенсии за выслугу лет, не противоречит вышеуказанным положениям федерального и краевого законодательства.

Кроме того, по материалам дела установлено, что решением Таежнинского сельского Совета депутатов от 16.12.2022 года № 14 пункт 2.13 раздела 2 Порядка изложен в новой редакции: размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже 1 000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы менее 20 лет; 2 000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы от 20 до 30 лет; 3 000 рублей - при наличии у муниципальных служащих стажа муниципальной службы 30 и более лет.

Поскольку, как установлено по материалам дела, финансирование муниципальной пенсии производится за счет средств муниципального бюджета, то Таежнинский сельский Совет депутатов Богучанского района вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты данной пенсии, исходя из бюджетных возможностей муниципального образования, а также в связи с тем, что установленный размер состава денежного содержания не превышает максимальный размер денежного содержания, установленного Законом Красноярского края от 24.04.2008 года № 5-1565 "Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в Красноярском крае".

В связи с отсутствием законных оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконными решения Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края № 9 от 26.11.2022 и действий администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района, вывод суда об отказе истцам в удовлетворении требований о возложении на ответчиков обязанности произвести перерасчет муниципальной пенсии, взыскании невыплаченной муниципальной пенсии и компенсации морального вреда является законным и обоснованным.

Судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы истцов о том, что решение Таежнинского сельского Совета депутатов Богучанского района Красноярского края № 9 от 26.11.2022 и действия администрации Таежнинского сельсовета Богучанского района Красноярского края нарушают их право на получение муниципальной пенсии в повышенном размере согласно Указу Губернатора Красноярского края № 155 от 03.06.2022 года, поскольку по материалам дела установлено, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, в рамках спорных правоотношений гарантированное и ранее предоставленное истцам право на получение ежемесячной доплаты к пенсии и самой пенсии по выслуге лет не отменено и их размер не уменьшен, в связи с чем, само по себе определение с учетом бюджетных возможностей органом местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение истцов по сравнению с государственными гражданскими служащими Красноярского края.

Иные доводы апелляционной жалобы истцов повторяют основания их требований, изложенных в иске, были предметом исследования суда, в результате которого получили надлежащую правовую оценку, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем, не могут послужить основанием для отмены постановленного судом решения.

Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Богучанского районного суда Красноярского края от 27 апреля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истцов Волковой В.И., Трощиной Л.П. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-8195/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Трощина Людмила Павловна
Волкова Валентина Ивановна
Ответчики
Администрация Таежнинского сельсовета
Другие
Таёжнинский сельский Совет депутатов
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Охременко Ольга Витальевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
10.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2023Передано в экспедицию
10.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее