дело № 2-1775/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Литвинова Д.О.,
при секретаре судебного заседания Альжанове Т.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 04.04.2016 гражданское дело по иску прокурора города Омска в интересах муниципального образования городской округ город Омск Омской области, неопределенного круга лиц к ФИО2 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, возложении обязанности по его передаче, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился с иском к Медведевой Л.М. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведения проверки прокуратурой <адрес> законности предоставления департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4431 установлены нарушения земельного законодательства. Распоряжением департамента имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении схемы положения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира - жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, в Омск, Кировский административный округ, <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:130126, относительно земель населенных пунктов, установлен вид использования земельного участка - под благоустройство и организацию зоны отдыха.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р при разделе земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3415. площадью 1319641 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования, предназначенного для реализации муниципальных социально-экономических проектов, образовано 2 земельных участка, в том числе земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, площадью 212300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха. Право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, площадью 212300 кв.м. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в собственность ООО «КРОНА» за плату передан земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:130126:3449 площадью 212 300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес>.
На основании указанного распоряжения Департаментом имущественных отношений Администрации <адрес> с ООО «КРОНА» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи №.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> за ООО «КРОНА» зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:130126:3884, 55:36:130126:3885 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ рег. №, поданного представителям по доверенности ООО «РЦЗУН» Зинченко С.Г. и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РЦЗУН». Заказчиком кадастровых работ является ООО «КРОНА».
В последующем, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3885 ООО «КРОНА» по договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ продан ФИО6, ФИО16, ФИО13
ДД.ММ.ГГГГ из земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:130126:3884, 55:36:130126:3885 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:130126:4169, 55:36:130126:4170, 55:36:130126:4171, 55:36:130126:4172, 55:36:130126:4173, 55:36:130126:4174, 55:36:130126:4175, 55:36:130126:4176, 55:36:130126:4177, 55:36:130126:4178, 55:36:130126:4179, 55:36:130126:4180 на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ рег. №, поданного представителем по доверенности ООО «РЦЗУН» Зинченко С.Г. и межевого плата от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РЦЗУН», Заказчиком кадастровых работ является ФИО13
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО7, ФИО13, ФИО14 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4178.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4178 разделен, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4425.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 приобрел в собственность у ФИО14 земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4431.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО14 и ФИО15 заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4431.
ДД.ММ.ГГГГ между Стручковым А.В. и Медведевой Л.П. заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: 55:36:130126:4431.
Право собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126: 4431 за Медведевой Л.П. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес>, утвержденным Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, предоставленный ООО «КРОНА», расположен в территориальной зоне Ж5-19 (зоне жилой застройки смешанного типа). В соответствии с п. 5 ст. 46 Правил землепользования и застройки зона жилой застройки смешанного типа включает в себя участки территории <адрес>, предназначенные для размещения жилых домов, следующих типов: высотных многоквартирных жилых домов, многоквартирных жилых домов средней этажности, индивидуальных, блокированных и многоквартирных жилых домов малой этажности.
Организация зоны отдыха в данной территориальной зоне не предусмотрена. Зона отдыха как основной вид разрешенного использования предусмотрена только в территориальной зоне Р-4 (прибрежная зона отдыха).
В случае нахождения земельного участка в конкретной территориальной зоне, вид его разрешенного использования предопределяется и теми требованиями, которые предъявляются Правилами землепользования и застройки муниципального образования <адрес> к территориальным зонам, в переделах которых расположен спорный земельный участок.
При этом в зоне Ж5-19 согласно данным положениям закона размещение земельных участков с видом использования – организация зоны отдыха является запрещенным.
Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений в <адрес>» органы местного самоуправления <адрес> в сфере регулирования земельных отношений осуществляют управление и распоряжение участками, находящимися в муниципальной собственности, принимают решения о предоставлении в собственность гражданами и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; осуществляют с учетом правового статуса территории, на которой расположен соответствующий земельный участок, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельных участков из одной категории в другую осуществляется по основаниям, установленным законом, для последующего предоставления земельных участков для использования в определенных целях.
Соответственно изменение категории земельного участка до совершения с ним распорядительных действий является обязательным, данные действия рассматриваются в качестве управления и распоряжения земельными участками.
Таким образом, предоставляя земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 (из которого образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4431), департамент имущественных отношений Администрации <адрес> не принял во внимание требования территориального зонирования.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> №-р в связи с удовлетворением протеста прокурора <адрес> утратившим силу признаны распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р, от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления и обращения утверждает и выдает заявителю схему распоряжения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Согласно ст. 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со ст. 38 ЗК РФ (п. 2 ст. 30 ЗК РФ).
С учетом изложенного, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4413 мог быть продан исключительно на торгах (конкурсах, аукционах), что свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае указанный земельный участок выбыл из владения с нарушением закона.
В соответствии с положениями ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
По факту превышения полномочий должностными лицами Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> в связи с предоставлением земельного участка ООО «КОРОНА» ДД.ММ.ГГГГ СУ СК России по <адрес> возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ, предметом преступного посягательства по которому является земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449.
Принимая во внимание изложенное, земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, из которого в последующем образован земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4413, выбыл из владения противоправного, помимо воли и вопреки интересам муниципального образования городской округ <адрес>.
На основании этого прокурор просил истребовать из незаконного владения Медведевой Л.П. земельный участок 55:36:130126:4413, местоположение которого установлено в 1120 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>. Также просит возложить на Медведеву Л.П. обязанность передать земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4413, в распоряжение муниципального образования городской округ <адрес>. Кроме того, просит исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись № от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации права собственности Медведевой Л.П. на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4413 (т.1 л.д. 3-9).
Представитель прокурора <адрес> – старший помощник прокурора Кировского АО <адрес> Бондарева М.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчица Медведева Л.П., ее представитель – Медведев А.П. в суде, исковых требований не признали, в их удовлетворении просили отказать.
Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Администрации <адрес>, Департамента имущественных отношений Администрации <адрес>, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, третьи лица Рычков И.П., Коханенко И.С., Кочубей А.А., Стручков Е.В. в суд не явились. О времени и месте слушания дела были уведомлены надлежащим образом (т.2, л.д. 135, 136, 138, 139, 163, 164, 165), при этом представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, просил рассмотреть дело в его отсутствие (т.2, л.д. 129).
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя истца, ответчицу и ее представителя, изучив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии со статьей <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции, действовавшей на момент спорных отношений, органы местного самоуправления <адрес> в сфере регулирования земельных отношений осуществляют в том числе, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности; принимают решения о предоставлении в собственность гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; принимают решения о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
В силу пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных отношений Администрации <адрес>, утвержденном Постановлением Мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п, в редакции, действовавшей на момент спорных отношений, Департамент управлял и распоряжался земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования <адрес>, за исключением земельных участков, предоставляемых: для строительства; для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м., металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов, огородов (далее - временные объекты) в аренду; а также распоряжался земельными участками, расположенными на территории <адрес>, находящимися в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, предоставляемыми, в том числе, для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества. Департамент выполнял функции продавца земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования <адрес>, заключал договоры купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования <адрес> и (или) находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю в пределах своей компетенции (п. 21 Положения).
Таким образом, на момент возникновения спорных отношений предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлял Департамент имущественных отношений Администрации <адрес>.
В судебном заседании установлено, что распоряжением первого заместителя Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира - жилого дома с почтовым адресом: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>» утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого из кадастрового квартала с кадастровым номером 55:36:130126, относительно земель населенных пунктов, установлен вид использования земельного участка - под благоустройство и организацию зоны отдыха. При постановке на кадастровый учет земельному участку был присвоен кадастровый № (т.1, л.д.29-39).
В судебном заседании установлено, и сторонами не оспаривалось, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3415 был разделен, в том числе на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 (Т. 1, л.д. 168).
Право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449, площадью 212.300 кв.м. за муниципальным образованием городской округ зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 46).
В соответствии с частью 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
На основании распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в собственность ООО «КРОНА» за плату предоставлен земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером 55:36:130126:3449 площадью 212.300 кв.м. под благоустройство и организацию зоны отдыха. Местоположение земельного участка установлено в 880 метрах юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> Кировском административном округе <адрес> (т.2, л.д. 69).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, категории земель - земли населенных пунктов – под благоустройство и организацию зоны отдыха, площадью 212.300 кв.м., местоположение которого установлено в 880 м. юго-западнее относительно жилого дома с почтовым индексом: <адрес> имеющий кадастровый №, на основании договора купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности ООО «Крона», о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. основанием для государственной регистрации права послужил договор купли-продажи земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 47).
Земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3449 был разделен в том числе на земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:3885 (т.1, л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Крона» продало Кузнецову С.Ф., Рычкову И.П. и Коханенко И.С. земельный участок (по 1/3 доли каждому), площадью 123.941 +/- 123 кв.м., с кадастровым номером 55:36:130126:3885, образованный из земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3449 (т.1, л.д. 231). Факт передачи подтверждается актом приема – передачи земельного участка с разрешенным использованием «индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей)» от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 233).
Из земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:3885 был выделен земельный участок с кадастровым №. (т.1, л.д.168).
ДД.ММ.ГГГГ Кочубей А.А. приобрел в собственность у Коханенко И.С. и Рычкова И.П. земельный участок, с кадастровым номером 55:36:130126:4178 (т.1, л.д. 207), Факт передачи подтверждается актом приема –передачи от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 208).
Из земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4178 был выделен земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4431 (т.1, л.д.193).
Согласно договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Кочубей А.А. продал Стручкову Е.В. земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4431, площадью 603 кв.м., предназначенный под индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (не более 3 этажей), расположенный в 1120 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>. Стоимость земельного участка составила 200 000 рублей (т.1, л.д. 103-104). Факт передачи подтверждается актом приема-передачи (т.1, л.д. 105).
ДД.ММ.ГГГГ Стручков Е.В. продал ответчице Медведевой Л.П. спорный земельный участок. Стоимость земельного участка составила 200 000 рублей (т.1, л.д. 100-101). Факт передачи подтверждается актом приема-передачи (т.1, л.д. 102).
Регистрация права собственности ответчицы на указанный земельный участок подтверждается выпиской из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ № (т. 1, л.д. 92-93).
Согласно статье <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» и подпункту 5 пункта 20 Положения о Департаменте имущественных отношений Администрации <адрес>, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ N 452, и действующего в настоящее время, функции по распоряжению земельными участками, расположенными на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства и в аренду для размещения на них лотков, палаток площадью не более 4 кв.м., металлических и сборных железобетонных гаражных боксов, погребов вновь переданы Департаменту имущественных отношений Администрации <адрес>.
Иные земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности <адрес>, расположенные на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена, могут быть проданы исключительно на торгах, организатором которых также выступает Департамент имущественных отношений.
По смыслу названных норм, участки земли для благоустройства и организации зоны отдыха могут быть предоставлены в собственность граждан на основании распоряжения Департамента имущественных отношений, а участки для строительства – путем их выкупа на торгах.
При этом, исходя из буквального толкования положений пунктов 4, 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность гражданам осуществляется с обязательным учетом зонирования территорий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно статье 85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в том числе жилого и сельскохозяйственного использования.
В силу статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ <адрес> утверждены решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №.
В определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав положениями статей 16, 20 и 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации» отражено, что согласно статье 1 Градостроительного Кодекса, разрешенным использованием земельных участков признается использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом. Градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны и схема зонирования, определяющая границы территориальных зон различного функционального назначения, согласно пункту 2 статьи 39, являются составляющими правил застройки — нормативно правового акта органа местного самоуправления, устанавливающего порядок градостроительной деятельности на соответствующих территориях. Данные правила разрабатываются на основе генерального плана городского и сельского поселения или комплексных схем планирования развития соответствующих территорий. В соответствии с градостроительной документацией о градостроительном планировании развития территорий поселений и правил застройки разрабатывается документация о застройке, которая является основой для создания проектов планировки, определяющих красные линии и линии регулирования застройки, проектов межевания территорий и проекте застройки (статьи 57 и 58).
При этом градостроительная документация разрабатывается одновременно со схемами, зонирования территорий, определяющих вид «пользования территорий и устанавливающих ограничения на их использование. На территориях городских и сельских поселений предусматривается возможность выделения следующих территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, рекреационные, зоны сельскохозяйственного использования, зоны специального назначения, зоны военных объектов и зоны режимных территорий (статьи 37 и 40).
Действующее земельное законодательство Российской Федерации регулирует отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля, будучи объектом права собственности, одновременно является важнейшей и неотъемлемой частью природы (природным объектом), основой осуществления хозяйственной и иной деятельности (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) чем обусловливается необходимость установления специальных правил в отношении правового режима земли.
В частности, Земельный кодекс Российской Федерации в статье 42 в качестве одной из обязанностей собственников земельных участков закрепляет соблюдение при их использовании требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, а в пункте 2 статьи 83 предусматривает необходимость использования земель поселений в соответствии с документами зонирования территорий, утверждаемыми и изменяемыми нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Спорный земельный участок с кадастровым номером 55:36:130126:4431 был продан ответчице с целевым назначением – под индивидуальные жилые дома с прилегающими земельными участками (но не более 3 этажей).
Тогда как из схемы его расположения следует, что указанные земельные участки находится в зоне использования - под благоустройство и организацию зоны отдыха, где строительство индивидуальных жилых домов не предусмотрено.
Такие земельные участки в соответствии со статьей 30.1 ЗК РФ могут продаваться гражданам только путем проведения конкурса или аукциона с установление начальной продажной стоимости в соответствии с требованиями статьи 38.1 ЗК РФ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В настоящее время Распоряжением Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О предоставлении Обществу с ограниченной ответственности «КРОНА» в собственность земельного участка, находящегося в муниципальной собственности», и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении схемы расположения земельного участка, местоположение которого установлено в 880 метрах юго-западнее относительно ориентира – жилого дома с почтовым адресом: <адрес> признаны утратившими силу (т.1, л.д. 91).
Оценивая действия должностного лица Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, передавшего земельный участок ООО «КРОНА» с нарушением установленного законом порядка, суд приходит к выводу, что оно действовало вопреки интересов как самого Департамента, так и всего муниципального образования, вследствие чего, он выбыл из его владения помимо воли собственника.
Доводы ответчика и третьего лица Коханенко И.С. о пропуске прокурором исковой давности, признаны судом необоснованными.
Согласно статье 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Очевидно, что о нарушении своего права муниципальное образование городской округ город Омск Омской области узнало с ДД.ММ.ГГГГ - момента возбуждения уголовного дела по факту превышения должностными лицами Департамента имущественных отношений своих полномочий. В связи с этим срок исковой давности не пропущен.
В то же время, суд принимает во внимание, что согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, суд исходит из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Между тем фактов недобросовестного поведения ответчицы судом не выявлено, равно как и прокурором о них не заявлено. Поскольку, как было установлено выше, муниципальное образование о нарушении своего права узнало ДД.ММ.ГГГГ, то и ответчица в момент заключения сделки ДД.ММ.ГГГГ не могла знать об этом. Участок ей был приобретен по цене 200 000 рублей, сделка совершена и зарегистрирована в установленном законом порядке и нареканий у регистрирующего органа не вызвала. При этом доводы ответчицы о том, что земельный участок ею был приобретен за 350 000 рублей, суд отклоняет, поскольку доказательств данного факта представлено не было, а согласно договору купли-продажи его цена составила именно 200 000 рублей.
Согласно статье 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество выбыло из его владения помимо его воли.
Разрешая вопрос о возможности истребования спорного земельного участка у ответчицы на основании указанной нормы, суд учитывает следующие обстоятельства.
Как указано выше, за спорный земельный участок ответчицей оплачено 200 000 рублей.
После его приобретения и до обращения прокурора с иском в суд Медведева Л.П. заложила на этом участке фундамент жилого дома, а также огородили участок забором с двух сторон (т.2, л.д. 105). Затраты на их возведение составили в текущих ценах 454.697 рублей 98 копеек (22 552 рубля 50 копеек + 45 400 рублей + 100.000 рублей + 43 007 рублей 79 копеек + 74.999 рублей 69 копеек + 59 500 рублей + 9 000 рублей +26 800 рублей + 33 000 рублей + 38 038 рублей + 2 400 рублей (т.2, л.д. 106- 113, 167, 176, 177).
Помимо этого, Медведева Л.П. внесла первоначальный взнос в размере 20.000 рублей, на приобретения права на подключение к сетям газопровода низкого давления в отключающее устройство (точку подключения) на границе принадлежащего ответчице участка (полная сумма выкупа 240.000) (т.2, л.д. 178-180).
В результате при кадастровой стоимости изымаемого участка в 220.649 рублей 76 копеек общая стоимость доказанных затрат, понесенных ответной стороной, составила 454.697 рублей 98 копеек + 200.000 рублей = 654.697 рублей 98 копеек.
Из изложенного выше становится очевидным, что убытки ответчицы, являющейся добросовестным приобретателем, в случае удовлетворения иска, многократно превысят имущественную выгоду, полученную от истребованного земельного участка.
Между тем, целью судебной защиты с учетом требований части 3 статьи 17, частью 1 статьи 19, частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. При этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора, а в данном случае и неопределенного круга лиц.
Анализируя приведенные конституционные нормы, а также принимая во внимание положения статьи 10 ГК РФ, согласно которой злоупотребление правом не допускается, суд полагает, что выбранный прокурором способ защиты нарушенного права (истребование у ответчицы земельного участка) является несоразмерным нарушенному праву и не позволяет обеспечить баланс интересов всех участников спора. В то время как нарушенное право может быть восстановлено и посредством иного способа его защиты.
Истребование земельного участка без решения судьбы, возведенного на нем строения (фундамента) неправомерно, поскольку противоречит закрепленному в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ принципу единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Иск об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения может быть предъявлен собственником такого участка одновременно либо с иском о сносе самовольной постройки, либо с иском о признании права собственности на постройку по правилам пункта 3 статьи 222 ГК РФ (определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 308-ЭС15-8731).
Между тем прокурором города Омска не заявлено ни требование о признании расположенных на участке объектов самовольными постройками и их сносе, ни требование о признании на них права муниципальной собственности.
С учетом изложенных обстоятельств, а также норм права, суд отказывает прокурору города Омска в удовлетворении иска об истребовании земельного участка и вытекающих из него требований о возложении обязанности по его передаче и исключении записи о государственной регистрации права собственности на этот земельный участок.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 167, 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения ФИО2 земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4431, местоположение которого установлено в 1120 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, <адрес>, а также возложении на ФИО2 обязанности передать земельный участок в распоряжение муниципального образования городской округ <адрес>, и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации ФИО2 на земельный участок кадастровым номером 55:36:130126:4431 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд г. Омска в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения
Председательствующий: п/п Д.О. Литвинов
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2016 Решение обжаловалось. оставлено без изменения, вступилов законную силу 04.08.2016г.
Копия верна:
Судья:
Секретарь:
дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
Кировский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Литвинова Д.О.,
при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах муниципального образования городской округ <адрес>, неопределенного круга лиц к ФИО2 об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, возложении обязанности по его передаче, исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о государственной регистрации права собственности на земельный участок
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> к ФИО2 об истребовании из чужого незаконного владения ФИО2 земельного участка с кадастровым номером 55:36:130126:4431, местоположение которого установлено в 1120 м. юго-западнее относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: <адрес>, Кировский административный округ, <адрес>, а также возложении на ФИО2 обязанности передать земельный участок в распоряжение муниципального образования городской округ <адрес>, и исключении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о государственной регистрации ФИО2 на земельный участок кадастровым номером 55:36:130126:4431 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Кировский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения
Председательствующий: Д.О. Литвинов