Решение по делу № 33а-21893/2016 от 27.09.2016

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег.№33а-21893/2016 Судья: Тумасян К.Л.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 17 октября 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего Ивановой Ю.В.

судей Чуфистова И.В., Павловой О.А.

при секретаре Г.К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 17 октября 2016 года административное дело №2а-11459/2016 по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга на решение Приморского районного суда города Санкт-Петербурга от 15 июля 2016 года по административному исковому заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга к Ф.Ю.Г. о взыскании пени на недоимку по страховым взносам.

Заслушав доклад судьи Ивановой Ю.В., выслушав объяснения представителя административного истца Г.Н.В., действующей на основании доверенности №3 от 13 января 2016 года сроком до 31 декабря 2016 года, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга обратилось в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением о взыскании с Ф.Ю.Г. пени на недоимку по страховым взносам за 2013-2014 годы в сумме <...> рублей <...> копейку.

В обоснование требований Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга указало, что Ф.Ю.Г. является адвокатом и состоит на учете в Управлении в качестве плательщика страховых взносов. В ходе осуществления контроля полноты и своевременности уплаты административным ответчиком страховых взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды Управлением по состоянию на 28 января 2015 года была выявлена недоимка по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2013-2014 годы; на задолженность по страховым взносам за 2014 год начислены пени за период с 1 января 2015 года по 28 января 2015 года и доначислены пени на недоимку по страховым взносам за 2013 год: на страховую часть пенсии в сумме <...> рублей <...> копеек; на накопительную часть пенсии в сумме <...> рублей <...> копеек, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <...> рубля <...> копеек. Направленное административному ответчику требование №08800440032904 оставлено без удовлетворения.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2016 года, постановленного в порядке упрощенного (письменного) производства, в удовлетворении административного искового заявления отказано.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга просит решение отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец указал, что 7 сентября 2015 года обратились к мировому судье судебного участка № 169 с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Ф.Ю.Г. задолженности по страховым взносам и пени, в принятии которого определением мирового судьи от 7 октября 2015 года было отказано в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, после чего заявление было оформлено и подано в Приморский районный суд Санкт-Петербурга в порядке административного судопроизводства вместе с ходатайством о восстановлении срока.

В заседание апелляционной инстанции не явился административный ответчик, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил и доказательств уважительных причин неявки не представил.

Согласно статьям 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Неявка в судебное заседание административного ответчика не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, подержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.

Заявленная сумма иска менее <...> рублей.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд без уважительных причин.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда.

Обязанность по оплате законно установленных налогов и сборов предусмотрена статьей 57 Конституции Российской Федерации.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ.

Статьей 18 Федерального закона №212-ФЗ от 24 июля 2009 года предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (ч. 1); в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом (часть 2).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 указанного Закона и пункту 2 части 1 статьи 6 Федерального закона №167-ФЗ от 15 декабря 2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» плательщиками страховых взносов являются адвокаты.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона №212-ФЗ от 24 июля 2009 года сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона №212-ФЗ от 24 июля 2009 года страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в соответствии со статьёй 3 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов). Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют обмен необходимой информацией соответственно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене.

Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, которыми согласно статье 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона №212-ФЗ от 24 июля 2009 года направляет плательщику страховых вносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки требование об уплате недоимки, которое в соответствии с частью 5 указанной статьи должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов не указан в этом требовании.

Течение срока согласно части 2 статьи 4 Федерального закона №212-ФЗ от 24 июля 2009 года начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

Ф.Ю.Г., являясь с 2011 года адвокатом, обязан был уплачивать страховые взносы за 2013 и 2014 годы до 31 декабря соответствующего года.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга направило Ф.Ю.Г.:

- 25 января 2015 года требование №08800440011626 от 21 января 2014 года об оплате в срок до 12 февраля 2014 года недоимки по страховым взносам и пени в сумме <...> рублей <...> копейки.

-30 января 2015 года требование №08800440032904 от 28 января 2015 года об оплате в срок до 11 марта 2015 года недоимки по страховым взносам и пени в сумме <...> рубля <...> копеек.

Согласно статье 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, которыми признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.

Согласно пункту 7 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

При этом, пени могут взыскиваться только в том случае, если были приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующих страховых взносов. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьей 289 (часть 6) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1998 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5,6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Частью 5.5. статьи 19 Федерального закона №212-ФЗ от 24 июля 2009 года также установлено, что заявление в суд о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.

Как следует из материалов дела и объяснений представителя административного истца, Ф.Ю.Г. оплатил страховые взносы за 2013 год 30 декабря 2014 года и 14 января 2015 года, за 2014 год страховые взносы не оплатил, однако, административный истец не обращался с заявлением о выдаче судебного приказа или в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам за 2014 год.

При таких обстоятельствах, требование административного истца о взыскании пени на недоимку по страховым взносам за 2014 год как не соответствующее пункту 7 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ не подлежит удовлетворению.

Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).

Для взыскания пени на недоимку по страховым взносам за 2013 год административным истцом пропущен срок для обращения в суд.

Так, согласно требованию №08800440011626 от 21 января 2014 года административный ответчик обязан был оплатить пени на недоимку по страховым взносам за 2013 год за период с 1 января 2014 года по 21 января 2014 года в срок до 12 февраля 2014 года; согласно требованию №08800440032904 от 28 января 2015 года административный ответчик обязан был оплатить пени на недоимку по страховым взносам за 2013 год за период с 22 января 2014 года до 28 января 2015 года в срок до 11 марта 2015 года.

Следовательно, в связи с неисполнением административным ответчиком требований добровольно административный истец имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании с административного истца недоимки по страховым взносам и пени по требованию №08800440011626 от 21 января 2014 года в срок 12 августа 2014 года; по требованию №08800440032904 от 28 января 2015 года – в срок до 11 сентября 2015 года.

Согласно почтовому реестру Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга направило 9 сентября 2015 года мировому судье судебного участка № 169 заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с Ф.Ю.Г. пени на недоимку за 2013 и 2014 годы в сумме <...> рублей <...> копейку.

Определением мирового судьи судебного участка №169 Санкт-Петербурга от 7 октября 2015 года в принятии заявления о вынесении судебного приказа отказано в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Указанное определение получено административным истцом 20 октября 2015 года и не обжаловано, с настоящим административным исковым заявлением Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга обратилось в Приморский районный суд Санкт-Петербурга через 13 месяцев после истечения срока, установленного в требовании об оплате недоимки и пени, -12 апреля 2016 года, что подтверждается реестром почтовых отправлений и штампом отделения связи.

В силу пункта 2 статьи 6, пункта 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет с момента обращения за судебной защитой, в том числе со дня подачи заявления о вынесении судебного приказа.

Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Статьёй 95 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные). В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки заявителя-организации на необходимость согласования с каким-либо лицом вопроса о подаче заявления о компенсации, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), а также на иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у юридического лица.

По мнению административного истца, уважительными причинами пропуска срока для обращения в суд с административным исковым заявлением является большое количество дел, возвращенных мировыми судьями в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и необходимость их переоформления для предъявления в порядке административного судопроизводства, небольшой штат сотрудников, занимающихся оформлением дел.

Указанные основания относятся к обстоятельствам организационного характера и не могут являться уважительной причиной пропуска срока.

Других уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с административным иском после получения документов от мирового судьи судебного участка № 169 административный истец не указал и доказательств не представил, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в восстановлении срока для обращения в суд с административным исковым заявлением и оставил без удовлетворения административное исковое заявление.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Приморском районе Санкт-Петербурга -без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-21893/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
УПФР
Ответчики
Филиппов Ю.Г.
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Судья
Иванова Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
17.10.2016Судебное заседание
21.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.10.2016Передано в экспедицию
17.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее