Дело №2а-602/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 февраля 2019 г. Кировский районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Терентьевой М.А., при секретаре Шадриной М.В., с участием административного истца прокурора Лежневой И.В., административного ответчика Вайнарас В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми административное исковое заявление прокурора Кировского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Вайнарас В.М. о прекращении права управления транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кировского района г. Перми, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Вайнарас В.М. и просит прекратить у ответчика действие права на управление транспортными средствами.
В обоснование административного иска указано, что Прокуратурой Кировского района г. Перми проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении ограничений к водительской деятельности на территории Пермского края, в ходе которой установлено, что Вайнарас В.М. состоит на учете в ГБУЗ «.......» (с диагнозом .......). По информации, представленной МРЭО ГИБДД Пермского края, Вайнарас В.М. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение № на право управления транспортным средством. Согласно перечню медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденного постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 г. № 377, лица, страдающие заболеванием «наркомания» и «алкоголизм» не имеют права осуществлять деятельность, связанную с источником повышенной опасности. Таким образом, Вайнарас В.М., имеющий медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, в нарушение требований закона обладает правом управления транспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца на требованиях настаивала.
Административный ответчик требования не признал, пояснил, что поставлен на учет на основании акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения от ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в местах лишения свободы, что в соответствии с действующим законодательством является основанием для снятия с его учета.
Заинтересованное лицо ГБУЗ ПК «.......» в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело без его участия.
Заинтересованное лицо ГУ МВД России по Пермскому краю в судебное заседание своего представителя не направило, извещено.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 г. установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Часть 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (пункт 6 статьи 23 названного Федерального закона).
В силу пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами является, в том числе выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19).
В соответствии с Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. N 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (действующей в период постановки административного ответчика на учет), диспансерному учету в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.
За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: больных хроническим алкоголизмом - 3 года; больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Одним из оснований для снятия с диспансерного учета является осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года.
Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. В остальных случаях заключение о снятии с учета составляется лечащим врачом больного на основании официальных сообщений соответствующих органов или учреждений, при этом заключение о снятии подписывается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в котором наблюдался больной.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность снятия больного с диспансерного наблюдения при условии наличия заключения лечащего врача больного о снятии больного с учета, подписанного руководителем лечебно-профилактического учреждения.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Из материалов дела следует, что в результате проведенной прокуратурой Кировского района г.Перми проверки соблюдения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, выявлены обстоятельства, нарушающие права граждан на безопасное передвижение на дорогах Российской Федерации.
Данное обстоятельство подтверждается списками, зарегистрированных на территории Кировского района, состоящих под диспансерным наблюдением в ГБУЗ ПК «.......» по поводу ....... (письмо ГБУЗ ПК «.......» от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д. 6).
Из информации, представленной ГБУЗ «.......» от ДД.ММ.ГГГГ № Вайнарас В.В. состоит на учете с диагнозом ....... На учет поставлен на основании результатов проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (акт № от ДД.ММ.ГГГГ).
Диспансерное наблюдение начато ДД.ММ.ГГГГ
Приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ для лиц, замеченных в немедицинском потреблении ....... установлен срок профилактического наблюдения один год. В соответствии с приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации № для снятия с профилактического наблюдения необходимо подтвержденное прекращение употребления ....... и наблюдение у ....... в течение года.
Судом установлено, что Вайнарас В.М. ДД.ММ.ГГГГ выдано водительское удостоверение № на право управления транспортным средством, тогда как диспансерное наблюдение начато ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Кировского района г. Перми требований, которые направлены в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Прекратить у Вайнарас В.М., действие права на управление транспортными средствами.
Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми в апелляционном порядке.
Судья Терентьева М.А.