Дело 2-1632 /2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 ноября 2017 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Богаевской Т.С.,
при секретаре Догадиной О.Г.,
с участием представителя истца Антонова А.В.
ответчика Гостева П.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Козловской ...., Гостеву .... третьи лица : Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя, Беспалов К.В. об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в суд с иском к Козловской Н.Г., Гостеву П.В., которым просит истребовать у ответчика земельный участок общей площадью 1000 кв.м, расположенный по адресу: .... Требования мотивированы тем, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки требованиям земельного законодательства, в частности, члены ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити», в том числе ответчик, с заявлениями о выделении земельных участков в порядке бесплатного получения в собственность не обращались, проект землеустройства на каждый земельный участок не предоставлялся, не разрабатывался и не согласовывался с органами государственной власти, решение о передаче земельного участка в собственность принято органом, который не имел полномочий на распоряжение данным земельным участком.
Представитель истца, действующий по доверенности Антонов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по вышеуказанным основаниям, против удовлетворения встречного иска возражал.
Ответчик Гостев П.В. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, не знал и не мог знать об обстоятельствах приобретения земельного участка первоначальным собственником, сделка прошла государственную регистрацию, до этого удостоверена у нотариуса.
Ответчик Козловская Н.Г., привлеченный судом в качестве третьего лица Беспалов К.В., надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Представитель третьего лица Правительства Севастополя в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель третьего лица Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом.
Дело рассматривается в отсутствии неявившихся участников процесса.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Закона города Севастополя от 23 апреля 2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Как следует из положений подпункта 4 пункта 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" права на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности - все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя.
Согласно пункту 2 статьи 25, пунктам 1, 7, 9 статьи 27 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года N 5-ЗС "О правительстве Севастополя" к основным полномочиям Правительства Севастополя относится организация и осуществление управления и распоряжения собственностью города Севастополя и контроля за ее эффективным использованием, наделение полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующих органов исполнительной власти, разработка и осуществление городской политики в области градостроительства и землепользования, осуществление контроля за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществление управления в области земельных отношений.
Из положения о Департаменте по земельным и имущественным отношениям, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 года №883-ПП последний осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, и имеет право направлять заявления в суд, в случаях предусмотренных законодательством.
Судом установлено, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрации от 14.01.2010 года №61-р ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити» дано разрешение на разработку комплексного проекта землеустройства относительно отведения земельного участка ориентировочной площадью 20,24 га в районе мыса Лукулл в городе Севастополе.
Распоряжением СГГА № 337-р от 16.02.2010 года ОК «Дачно-строительному кооперативу «Статут-Сити» утвержден комплексный проект землеустройства по отведению земельных участков общей площадью 20,7134 га с установлением границ в натуре (на местности) для строительства и обслуживания кварталов дачной застройки ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити», расположенный в Нахимовском районе города Севастополя южнее мыса Лукул. Утверждена техническая документация по землеустройству, касающаяся составления документов, подтверждающих право собственности каждого из 170 членов кооператива на земельный участок. Переданы в частную собственность 170 гражданам Украины – членам ОК «Дачно-строительный кооператив «Статут-Сити» земельные участки, общей площадью 16,6749 га для индивидуального дачного строительства, расположенные в Нахимовском районе города Севастополя южнее мыса Лукул, с указанием адресов, указанных в адресных справках управления градостроительства и архитектуры городской государственной администрации в соответствии с приложением.
Согласно приложения к указанному распоряжению, в списке лиц, которым передаются земельные участки в частную собственность для индивидуального дачного строительства указан ответчик Козловская Н.Г. которой выдан государственный акт на право собственности на спорный земельный участок серии ЯИ № 081766 06.06.2012 года Главным Управлением Госкомзема в г. Севастополе.
По договору купли-продажи от 29.09. 2015 года, заключенному между Козловской Н.Г., от имени которой действовал представитель Беспалов К.В. на основании доверенности от 28.05. 2015 года, и Гостевым П.В. спорный земельный участок продан последнему за 450 245 руб., по передаточному акту спорный земельный участок передан Гостеву П.В., зарегистрировано право собственности в ЕГРПрав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.06. 2015 года.
Истец, заявляя требование об истребовании земельного участка из незаконного владения ответчика, ссылался на то, что данный земельный участок выбыл из владения города Севастополя вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, находится в пользовании ответчика.
Статьями 81 и 116 Земельного кодекса Украины (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) определено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом либо по результату аукциона.
Согласно ч. 6 ст. 118 Земельного кодекса Украины, граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры, к ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект землеустройства относительно отведения земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства относительно отведения земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству.
Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства относительно отвода земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.
В соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года№ 6-ФКЗ « О принятии в Российскую Федерацию республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право собственности, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской федерации, государственных органов республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 этого федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа этого отношения.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории г. Севастополя установлены законом г. Севастополя от 25.07. 2014 года №46-ЗС « Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» ( далее закон № 46-ЗС).
В соответствии с п.3 ст.7 Закона № 46-ЗС перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества на территории г. Севастополя до вступления в силу Федерального Конституционного закона № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года « О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов -Республики Крым и города федерального значения Севастополя», устанавливается нормативно-правовым актом Правительства Севастополя.
Постановлением Правительства города Севастополя № 202 от 07.08. 2014 года утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, необходимых для государственной регистрации права, согласно которому такими являются в том числе, изданные (выданные) в установленном порядке на территории г. Севастополя до 18 марта 2014 года государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок, а также акт органа государственной власти или местного самоуправления о предоставлении гражданину земельного участка.
Как следует из материалов дела право собственности Козловской Н. Н.Г. на спорный земельный участок возникло на основании акта государственного органа Украины ( распоряжение Севастопольской городской государственной администрации от 26.02. 3010 года № 337-р) и впоследствии 06.07. 2012 года данное право было зарегистрировано также в соответствии с законодательством Украины.
Рассматриваемый иск заявлен Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя с целью защиты прав публично-правового образования путем истребования утраченного земельного участка.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, перечень которых не является исчерпывающим. Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты.
В соответствии с пунктами 34 и 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10» Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года « О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой прав собственности и других вещных прав» ( далее Постановление Пленума 20/22), если собственник требует возврата своего имущества из владения лица, которое незаконно им завладело, а также если имущество приобретено у лица, которое, которое не имело право его отчуждать, такое исковое требование подлежит рассмотрению по правилам статей 301 и 301 Гражданского Кодекса РФ.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Если имущество приобретено безвозмездно у лица, которое не имело право его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях ( п.2 ст. 302 ГК РФ ).
Из материалов дела следует, что органами государственной власти Украины, действовавшими на территории г. Севастополя каких-либо действий по восстановлению права собственности на спорный земельный участок с февраля 2010 года совершено не было. Напротив, в июле 2012 года право собственности Козловской Н.Г. зарегистрировано в установленном порядке и ей выдан государственный акт о праве собственности на спорный земельный участок.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в период с 2010 года по март 2014 года органами государственной власти Украины, а также государственными органами г. Севастополя, в том числе Севастопольским городским Советом распоряжение Севастопольской государственной администрации от 16 февраля 2010 года № 337-р не оспорено и не признано недействительным, а также не оспорена законность выдачи ответчику государственного акта о праве собственности и на спорный земельный участок.
Применительно к спорным правоотношениям, с учетом приведенных норм материального права и разъяснений по их применению следует, что сам по себе факт приобретения ответчиком спорного земельного участка на основании решения органа публично-правого образования (города Севастополя) принятого с превышением компетенции установленной актами, определяющими статус этого органа при наличии зарегистрированного права собственности ответчика, подтвержденного документом, выданным государственным органом города Севастополя, не может являться достаточным основанием для удовлетворения исковых требований ДИЗО.
Суд находит заслуживающими внимания также доводы ответчика Гостева П.В. о том, что он является добросовестным приобретателем спорного земельного участка.
Согласно п.1 ст. 302 ГК РФ если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело право его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать ( добросовестный приобретатель ) то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому это имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В соответствии с разъяснениями Пленума № 10/22, в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам ст. ст. 301, 302 ГК РФ. По смыслу п. 1 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником помимо их воли. В то же время в п. п. 37,38 Указанного Постановления также разъяснено, что возмездность приобретения сама по себе не свидетельствует о добросовестности приобретателя, равно как и запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя. Конституционным судом РФ в Постановлении от 22.06. 2017 года № 16-П конкретизировано, что действующее законодательство исходит из принципа защиты добросовестных участников гражданского оборота, проявляющих при заключении следки добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность.
С учетом того, что право прежнего собственника на спорный земельный участок было зарегистрировано в установленном порядке и выдан государственный акт, процесс приобретения спорного земельного участка носил не спонтанный характер, покупателю продавцом передана техническая документация по землеустройству на спорный земельный участок, был удостоверен нотариально договор купли-продажи от 29.05. 2015 года, участок приобретен во возмездной сделке, прошедшей также государственную регистрацию, суд приходит к выводу, что Гостев П.В. является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, в связи с чем также не подлежат удовлетворению заявленные истцом исковые требования.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя к Козловской ...., Гостеву .... об истребовании в пользу города федерального значения Севастополя из незаконного владения земельного участка № ...., площадью 1000 кв.м., расположенного по адресу ...., кадастровый номер ранее присвоенный ...., целевое назначение ( вид разрешенного использования) – для индивидуального дачного строительства отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судьей 20 ноября 2017 года.
Судья Нахимовского районного
суда города Севастополя Богаевская Т.С.