Судья (ФИО)3 № 33-294/2024 ((номер))
УИД 86RS0(номер)-78
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ханты-Мансийск 10 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего-судьи Куликовой М.А.,
судей Клюпы Ю.Н., Сокоревой А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Муратовой З.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ханты-Мансийского природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Администрации Ханты-Мансийского района, Муниципальному предприятию «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района об устранении нарушений природоохранного законодательства,
по апелляционному представлению Ханты-Мансийского природоохранного прокурора на решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
«Исковые требования Ханты-Мансийского природоохранного прокурора к Администрации Ханты-Мансийского района удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Ханты-Мансийского района в срок, не превышающий девяти месяцев co дня вступления решения в законную силу, разработать проекты санитарно-защитных зон для полигонов, расположенных в (адрес) c номером в (номер), (адрес) c номером в (номер) с получением санитарно-эпидемиологических заключений o соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитных зон данных санитарно-защитных зон.
Обязать Администрацию Ханты-Мансийского района в срок не превышающий одиннадцати месяцев co дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить регистрацию санитарно-защитных зон полигонов, расположенных в (адрес) c номером в (номер), (адрес) c номером в (номер), в Едином государственном реестре недвижимости.
В остальной части исковых требований Ханты-Мансийского природоохранного прокурора к Администрации Ханты-Мансийского района отказать.
Удовлетворить требования Ханты-Мансийского природоохранного прокурора к Муниципальному предприятию «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района.
Обязать Муниципальное предприятие «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района:
- в срок, не превышающий двух лет co дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить эксплуатацию полигонов, расположенных в (адрес) с номером в (номер), (адрес) c номером в (номер), при наличии установленных в предусмотренном законом порядке санитарно-защитных зон объектов, a также положительных заключений государственных экологических экспертиз;
- в срок, не превышающий двух лет c момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить размещение отходов в соответствии c проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, на полигонах в (адрес) c номером в (номер), (адрес) c номером в (номер), в границах специально оборудованных карт, исключив их хаотичное складирование;
- исключить захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, путем изъятия из массивов полигонов, расположенных в (адрес) c номером в (номер), (адрес) c номером в (номер), передачи специализированной организации по обращению c отходами для их утилизации;
- при эксплуатации полигонов, расположенных в (адрес) c номером в (номер), (адрес) c номером в (номер), обеспечить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном приказом Минприроды России от 08.12.2020 года №1030.
Взыскать с Муниципального предприятия «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района государственную пошлину в бюджет города Ханты-Мансийска в сумме 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Клюпы Ю.Н. об обстоятельствах дела, доводах апелляционного представления, возражений на апелляционное представление, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Администрации Ханты-Мансийского района, Муниципальному предприятию «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района об устранении нарушении природоохранного законодательства.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства при эксплуатации объектов размещения отходов и осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами были выявлены нарушения природоохранного законодательства Администрацией Ханты-Мансийского района и Муниципальным предприятием «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района при эксплуатации земельного участка в (адрес) Ханты-Мансийского района, предназначенного для размещения отходов «Полигон ТБО (адрес)» и земельного участка в (адрес) Ханты-Мансийского района, предназначенного для размещения отходов «Полигон ТБО (адрес)».
С учетом всех выявленных нарушений природоохранного законодательства, истец просил суд:
1. Обязать администрацию Ханты-Мансийского района:
- в срок, не превышающий пяти месяцев co дня вступления решения суда в законную силу, привести вид разрешенного использования земельного участка c кадастровым номером (номер) в соответствие c ограничениями использования зоны затопления и подтопления, зарегистрированной c присвоением номера (номер) от 31.07.2020 года.
- в срок, не превышающий одного года co дня вступления решения суда в законную силу, разработать проектную документацию на объекты размещения отходов, расположенные в (адрес), c номером в (номер) б, (адрес), c номером в (номер), соответствующую Единым требованиям к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 Х21657, обратиться в уполномоченный орган за получением на данную документацию положительных заключений государственной экологической экспертизы;
- в срок, не превышающий двух лет co дня вступления решения суда в законную силу, на основании документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, оборудовать объекты размещения отходов, расположенные в (адрес), c номером в (номер), (адрес), c номером в (номер):
системой видеонаблюдения,
системой радиационного контроля,
системой сбора и отвода биогaза,
переносными сетчатыми ограждениями для улавливания легких фракций при разгрузке мусоровозов,
весами для учета ввозимых отходов,
освещением территории вспомогательной зоны полигонов,
ваннами для дезинфекции колес при выезде c полигонов;
колодцами для отбора проб в рамках мониторинга за состоянием компонентов природной среды.
- в срок, не, превышающий трех месяцев co дня вступления решения суда в законную силу, восстановить целостность ограждения полигона, расположенного в (адрес), c номером в (номер)
- в срок, не превышающий девяти месяцев co дня вступления решения в законную силу, разработать проекты санитарно-защитных зон для полигонов, расположенных в (адрес), c номером в (номер), (адрес), c номером в (номер), обратиться в Управление Роспотpебнадзора по ХМАО-Югре для получения санитарно-эпидемиологических заключений o соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам санитарно-защитных зон.
- в срок, не превышающий одиннадцати месяцев co дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить регистрацию санитарно-защитных зон полигонов, расположенных в (адрес), c номером в (номер), (адрес), c номером в (номер), в Едином государственном реестре недвижимости.
2. Обязать Муниципальное предприятие «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района:
- в срок, не превышающий двух лет co дня вступления решения суда в законную силу, обеспечить эксплуатацию полигонов, расположенных в (адрес), с номером в (номер), (адрес), c номером в (номер), при наличии установленных в предусмотренном законом порядке санитарно-защитных зон объектов, a также положительных заключений государственных экологических экспертиз;
- в срок, не превышающий двух лет c момента вступления решения суда в законную силу, обеспечить размещение отходов в соответствии c проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, на полигонах в (адрес), c номером в (номер), (адрес), c номером в (номер) в границах специально оборудованных карт, исключив их хаотичное складирование;
- исключить захоронение отходов, содержащих полезные компоненты, путем изъятия из массивов полигонов, расположенных в (адрес), c номером в (номер), (адрес), c номером в (номер), передачи специализированной организации по обращению c отходами для их утилизации;
- при эксплуатации полигонов, расположенных в (адрес) c номером в (номер), (адрес) c номером в (номер), обеспечить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном приказом Минприроды России от 08.12.2020 года №1030.
Суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционном представлении Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор просит решение суда отменить и принять по делу новое об удовлетворении исковых требований к Администрации Ханты-Мансийского района в полном объеме. Выражает несогласие с выводами суда об отнесении обязанностей к МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района, исполнение которых истец просил возложить на администрацию Ханты-Мансийского района. Указывает на то, что спорные объекты размещения отходов являются собственностью муниципального образования Ханты-Мансийский район. Кроме того, муниципальное образование Ханты-Мансийский район является учредителем МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района и от его имени осуществляет права собственника имущества предприятия администрация Ханты-Мансийского района, вследствие чего администрация Ханты-Мансийского района как муниципальное образование в силу закона несет обязанности по разработке проектной документации на объекты размещения отходов и оборудованию их в соответствии с требованиями законодательства.
В возражениях на апелляционное представление Администрация Ханты-Мансийского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения. Отмечает, что судом верно учтено отнесение исполнения обязанностей к МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района, так как обязанность соблюдения норм действующего природоохранного законодательства относится к обязанностям лица, осуществляющего спорную деятельность и эксплуатирующего земельные участки в соответствии с заключенными договорами и актами передачи.
Прокурор Киргизов А.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционного представления по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района Зверева Т.А. ссылалась на то, что у представляемого ею юридического лица отсутствуют необходимые денежные средства для исполнения возложенных судом обязанностей.
Администрация Ханты-Мансийского района извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, явку уполномоченного представителя в суд апелляционной инстанции не обеспечила, ходатайств, заявлений об отложении рассмотрения дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представлено. Информация о движении дела размещена на официальном сайте суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. При таких обстоятельствах, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильность решения проверена в пределах доводов апелляционного представления.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Муниципальное предприятие «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района осуществляет деятельность по обращению c отходами на основании лицензии 066 (номер) от 28:07:2016, эксплуатирует: в (адрес) Ханты-Мансийского района объект размещения отходов «Полигон ТБО (адрес)», включённый в государственный реестр объектов размещения отходов c присвоением номера (номер); в (адрес) (ФИО)1-(адрес) - объект размещения отходов «Полигон ТБО (адрес)», зарегистрированный в государственном реестре объектов размещения отходов c присвоением номера (номер).
Указанные объекты являются собственностью Муниципального образования Ханты-Мансийский район и переданы Муниципальному предприятию «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района на праве хозяйственного ведения.
Между МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района и АО «Югра-Экология» заключены договоры на оказание услуг по размещению твердых коммунальных отходов (номер) и (номер) от (дата), согласно которым МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района обязуется оказать услуги по размещению твердых коммунальных отходов на специализированных объектах.
По результатам проверки, проведенной Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что на вышеуказанных полигонах ТБО отсутствуют видеонаблюдение, система радиационного контроля, переносные сетчатые ограждения для улавливания легких фракций при разгрузке мусоровозов, весы для учета ввозимых отходов, освещение территории вспомогательной зоны полигона, ванны для дезинфекции колес при выезде c полигонов, отходы размещаются в хаотичном порядке, послойное уплотнение и промежуточная изоляция размещенных отходов отсутствует, отсутствует система сбора и отвода биогаза, на полигоне ТБО в (адрес) нарушено ограждение, выполненное из сетки рабицы, что не обеспечивает защиту от свободного доступа посторонних лиц. Не представлена документация, подтверждающая регулярное наблюдение за состоянием окружающей среды в связи с эксплуатацией полигона, а также безопасность данной деятельности. Не утверждены проекты санитарно-защитных зон полигонов, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии требованиям и нормативам санитарно-защитных зон в установленном порядке не оформлены, внесение данных в Единый государственный реестр недвижимости не обеспечено, полигон, расположенный в (адрес) находится в границах зоны с особыми условиями использования территорий – зоны затопления и подтопления. На полигонах размещаются отходы, запрещенные к захоронению (тара стеклянная, использованные книги, картон, полиэтилен, упаковка полипропиленовая лом алюминиевых банок).
По результатам проверки в адрес руководителя МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района прокурором внесено представление, однако выявленные нарушения не устранены, что послужило основанием для обращения в суд с указанными требованиями.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статьями 39, 51, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 11, 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьями 11, 18 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», a также статьями 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 №52-Ф3 «O санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Приказом Минстроя России от 17.11.2017 N 1555/пр "Об утверждении свода правил "Полигоны для твердых коммунальных отходов. Проектирование, эксплуатация и рекультивация", Постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов", Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства РФ 02.11.1996, положениями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемическик (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №3, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1030 "Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду" суд первой инстанции с учетом того, что прокурором заявлены отдельные требования к каждому из ответчиков, пришел к выводу о полном удовлетворении требований, заявленных к МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района, вместе с тем частично удовлетворил требования к Администрации Ханты-Мансийского района, полагая, что требования, о возложении обязанностей, исполнение которых истец просит возложить на Администрацию Ханты-Мансийского района, за исключением требований об установлении охранных зон и внесении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости, относятся к обязанностям Муниципального предприятия «ЖЭК-3»Ханты-Мансийского района, так как обязанность соблюдения норм действующего природоохранного законодательства относится к обязанностям лица, осуществляющего спорную деятельность и эксплуатирующего земельные участки в соответствии с заключенными договорами, актами передачи. При этом, по мнению суда, Администрация Ханты-Мансийского района может осуществлять лишь контрольные мероприятия в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации и правами в области муниципального контроля, иных прав в области контроля у Администрации не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Обращение c отходами регулируется законодательством в сфере охраны окружающей среды, в том числе Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», a также Федеральным законом от 30.03.1999 №52-Ф3 «O санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Факты нарушения законодательства при эксплуатации вышеназванных объектов размещения отходов и осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, решение в этой части сторонами не оспаривается, равно как и не оспаривается в части отказа в возложении обязанности по приведению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером (номер) в соответствие с ограничениями использования зоны затопления и подтопления, поскольку соответствующая обязанность была исполнена до вынесения обжалуемого решения.
Доводы апелляционного представления о том, что Администрация Ханты-Мансийского района как муниципальное образование в силу закона несет обязанности по разработке проектной документации на объекты размещения отходов и оборудованию их в соответствии с требованиями законодательства, подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района действительно отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Материалами дела подтверждено, что спорные объекты размещения отходов являются собственностью муниципального образования Ханты-Мансийский район.
Вместе с тем указанные объекты Администрацией Ханты-Мансийского района переданы в хозяйственное ведение МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района, оно же является лицензиатом и осуществляет эксплуатацию указанных объектов размещения отходов.
Согласно Уставу МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района указанное юридическое лицо от своего имени приобретает и осуществляет имущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В предмет его деятельности входит сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение и утилизация твердых бытовых отходов (пункты 1.8, 2.2).
В соответствии со статьей 39 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Указанные лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; разрабатывать планы мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с обращением с отходами, планы ликвидации последствий этих чрезвычайных ситуаций; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом соответствующие федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом является вещным правом лица, не являющегося собственником.
Согласно статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Исходя из совокупности вышеприведенных обстоятельств, принимая во внимание, что объекты размещения отходов в (адрес) и (адрес) Ханты-Мансийского района на праве хозяйственного ведения переданы ответчику МП «ЖЭК-3» Ханты-Мансийского района, которое осуществляет их эксплуатацию и одновременно является лицензиатом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обязанности по разработке проектной документации на объекты размещения отходов, а также их оборудованию в соответствии с требованиями законодательства, должны быть возложены на указанного ответчика, а не на администрацию соответствующего муниципального образования.
Оснований для иного вывода, исходя из установленных по делу обстоятельств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, судебной коллегией не усматривается.
При этом как верно отмечено в обжалуемом решении, отказ в удовлетворении требований к администрации Ханты-Мансийского района не лишает истца права обращения с иском в суд к надлежащему ответчику.
Иных доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность принятого судом решения, в апелляционной жалобе не приведено.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения суда, по изложенным в апелляционной жалобе доводам, судебная коллегия не усматривает. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от (дата) – оставить без изменения, апелляционное представление Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 января 2024 года.
Председательствующий Куликова М.А.
Судьи коллегии Клюпа Ю.Н.
Сокорева А.А.