ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-22708/2024
№ дела суда 1-й инстанции № 2-2241/2023
УИД: 91RS0009-01-2023-003324-97
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 25 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего М.А. Парасотченко,
судей И.И. Мотиной, А.Р. Сиюхова,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефремова Николая Ивановича к департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым о признании решения незаконным,
по кассационной жалобе департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи И.И. Мотиной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Ефремов Н.И. обратился в суд с иском к департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в предоставлении меры социальной поддержки в виде социального контракта по осуществлению предпринимательской деятельности.
В обоснование иска истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в ДТСЗН администрации города Евпатории Республики Крым с заявлением об оказании государственной социальной помощи в виде социального контракта для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности. Ответчик ДД.ММ.ГГГГ отказал ему в заключении социального контракта по мотивам, которые отсутствуют в перечне законных оснований, нарушив его конституционное право на государственную социальную помощь для выхода из трудной жизненной ситуации.
Не согласившись с отказом, истец обратился в суд.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 22 ноября 2023 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, администрация города Евпатории Республики Крым, Государственное казённое учреждение Республики Крым «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым».
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение Департамента труда и социальной защиты населения Администрации г. Евпатории Республики Крым, оформленного в виде протокола от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении государственной социальной помощи на получение социального контракта.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 марта 2024 решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Департамента труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Департамент труда и социальной защиты населения администрации г.Евпатории Республики Крым ставит вопрос об отмене судебных постановлений ввиду нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указал, что при вынесении решения об отказе в назначении Ефремову Н.И. Государственной социальной помощи на основании социального контракта ДД.ММ.ГГГГ основывался на отрицательном заключении межведомственной комиссии по вопросу оказания Государственной социальной помощи в виде социального контракта. Так же кассатор указал, что рассмотрев заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для заключение социального контракта и назначение государственной социальной помощи Ефремову Н.И., в связи с отсутствием навыков и профессионального мастерства по данному виду ремесла, отсутствием спроса на сувенирную продукцию в данный период времени года. Полагает правильным вывод комиссии об отсутствии оснований для предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта Ефремову Н.И. и заключения социального контракта по индивидуальной предпринимательской деятельности, связанной с изготовлением сувенирной продукции посредством лазерной резки. Указывает, что механизм и условия оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым устанавливает Порядок предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 г. № 612, в рамках которого заявителю Ефремову Н.И. отказано в заключении нового социального контракта. Обращает внимание, что ранее истец обращался в Департамент по аналогичным вопросам и заключенный с Ефремовым Н.И. социальный контракт в 2021 году не позволил ему преодолеть сложную жизненную ситуацию и обеспечить стабильный доход.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела с учетом положений статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации извещены надлежащим образом путем направления судебной корреспонденции посредством Почты России.
Кроме того, информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//4kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь требованиями статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ефремов Н.И. обратился в ДТСЗН администрации г. Евпатории Республики Крым с заявлением о предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта по программе социальной адаптации – по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.
Департаментом труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ была подготовлена программа социальной адаптации получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта.
К контрольному заключению специалиста, осуществляющего сопровождение социального контракта, по проведенным мероприятиям было установлено, что Ефремов Н.И. на основании диплома специалиста Днепропетровского государственного университета от ДД.ММ.ГГГГ имеет квалификацию инженера-программиста, согласно ответу на запрос в порядке межведомственного взаимодействия ТО ГКУ РК «Центр занятости населения» в городе Евпатория сообщено, что Ефремов Н.И. был зарегистрирован территориальным отделением ГКУ РК «Центр занятости населения» в г. Евпатория как безработный с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно акту обследования материального положения и жилищно-бытовых условий семьи (одиноко проживающего гражданина) и на основании анкеты о семейном и материально-бытовом положении установлено, что Ефремов Н.И. имеет дом общей площадью <данные изъяты> кв.м, требующий ремонта, а также автомобиль ГАЗ 32213.
В целях повышения жизненного уровня одиноко проживающего гражданина Ефремову Н.И. предложена одноэтапная программа социальной адаптации - осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности - самозанятости (изготовление сувениров), которое позволит ему самостоятельно повысить среднедушевой доход. Предполагается покупка лазерного станка - <данные изъяты> и фанера - <данные изъяты>, итого <данные изъяты> Сумма денежной выплаты по социальному контракту составляет <данные изъяты> с единовременным перечисление на лицевой счет получателя. Стоимость услуги - от <данные изъяты> в день. Работа ежедневная. Планируемый доход в месяц от <данные изъяты> Срок действия социального контракта 3 месяца.
Решением Департамента труда и социальной защиты населения города Евпатории Республики Крым, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, Ефремову Н.И. отказано в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта единовременно. Основанием для отказа указаны п.п. 10, 27 Порядка предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 13.10.2015 N 612.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание МВК по вопросу оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, согласно выписке из протокола № комиссией было принято решение о нецелесообразности заключения социального контракта и назначения государственной социальной помощи Ефремову Н.И. в связи с отсутствием навыков и профессионального мастерства по данному виду ремесла (изготовление сувенирной продукции), отсутствием спроса на данную продукцию в данный период времени года.
Суд, рассматривая дело, пришел к выводу о том, что выводы комиссии сделаны без учета требований указанных в Порядке предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 13.10.2015 года № 612, где в целях реализации мероприятий по осуществлению предпринимательской деятельности, орган социальной защиты оказывает содействие гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.
Кроме того, согласно п. 38 Приказа Минтруда России от 03.08.2021года № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта» направление обучения рекомендуется выбирать с учетом той специальности, по которой гражданин в дальнейшем планирует осуществлять предпринимательскую деятельность. По основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» орган социальной защиты населения при необходимости включает в программу социальной адаптации регистрацию гражданина на Портале Бизнес-навигатора МСП акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" с целью использования образовательных материалов портала для ведения гражданином предпринимательской деятельности в том числе: шаблонов бизнес-планов, маркетинговых исследований и т.д. Орган социальной защиты населения также направляет гражданина на прохождения тестирования в целях определения готовности к ведению предпринимательской деятельности, а также последующего обучения в рамках программ АО "Корпорация "МСП" на площадках инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующем субъекте Российской Федерации. Для осуществления указанных действий орган социальной защиты населения формирует и направляет в адрес Центра "Мой бизнес" с учетом региональной принадлежности и в адрес АО "Корпорация "МСП" заявку в свободной форме на прохождение гражданином тестирования и (или) обучения по основному мероприятию "осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности".
Доказательств того, что комиссия выполнила свои обязанности, предусмотренные п.п. 2.2.1, 2.2.2 Положения о межведомственной комиссии, по организации системного и комплексного изучения обстоятельств, связанных с предоставлением Ефремову Н.И. государственной социальной помощи на основании социального контракта, в материалах дела не имеется.
Учитывая изложенное, суд указал, что выводы комиссии основаны на субъективном мнении членов комиссии и не имеют ссылки на основания для отказа, предусмотренные законом.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Республики Крым следует, что оказание социальной помощи гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан.
К числу таких мер относится государственная социальная помощь в виде заключения социального контракта.
При этом с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи нуждающимся в социальной помощи гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи. В частности, до принятия такого решения осуществить комплексную оценку нуждаемости заявителя в социальной помощи в соответствии с установленными этими нормативными положениями критериями. Оценка причин нуждаемости заявителя в социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин, независящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.
Ответчик в своих возражениях на иск сообщил, что на основании программы социальной адаптации, в которой был изменен лишь срок действия социального контракта на 6 месяцев, ДТСЗН администрации города Евпатории Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ заключил с Ефремовым Н.И. социальный контракт для осуществления предпринимательской деятельности.
Оценив достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, руководствуясь положением Федерального закона «О государственной социальной помощи», Закона Республики Крым от 24.12.2014 года № 10-ЗРК/2014 «О государственной социальной помощи в Республике Крым», Порядком предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 № 612, приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 05.06.2019 № 302 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта и признании утратившим силу приказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 22.06.2017 № 334», Приказом Минтруда России от 03.08.2021 года № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта», суд пришел к выводу об обоснованности заявленных исковых требований истца и наличии оснований для удовлетворения иска о признании решения департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым об отказе Ефремову Н.И. в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, в пределах доводов кассационной жалобы, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что разрешая возникший спор, суды первой и апелляционной инстанции правильно установили юридически значимые обстоятельства, верно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дали надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, в соответствии с правилами, установленными положениями статей 67 ГПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Доводы кассационной жалобы об обоснованности и законности решения Департамента в рассматриваемом случае, суд кассационной инстанции отклоняет.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным названным законом, в соответствии с целями, установленными этим законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Согласно ст. 8.1. Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
Правила оказания субъектами Российской Федерации на условиях софинансирования из федерального бюджета государственной социальной помощи на основании социального контракта в части, не определенной настоящим Федеральным законом, в том числе примерный перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для назначения указанной государственной социальной помощи, и форма заявления о ее назначении устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта указан в пункте 25 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. N 1931.
Согласно пункту 26 Правил дополнительными основаниями отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, в случае, когда заявитель являлся получателем такой помощи, являются:
а) наличие завершенного социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "а" и "г" пункта 4 настоящих Правил:
б) представление заявителем в орган социальной защиты населения документов (сведений), необходимых для контроля реализации и мониторинга ранее заключенного социального контракта:
в) прекращение трудовой деятельности в период действия ранее заключенного социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил (за исключением случаев сокращения, увольнения в связи с переездом на новое место жительства и иных уважительных причин)
г) прекращение трудовой деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по мероприятию, указанному в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил (за исключением случаев сокращения, увольнения в связи с переездом на новое место жительства и иных уважительных причин»:
д) прекращение государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или снятие заявителя, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в период действия ранее заключенного социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил:
е) прекращение государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или снятие заявителя, не являющегося индивидуальным предпринимателем, с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил;
ж) нецелевое использование получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями ранее заключенного социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "б", "в" и "г" пункта 4 настоящих Правил:
з) неисполнение (несвоевременное исполнение) получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, перечень которых устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в рамках ранее заключенного социального контракта;
и) полное отсутствие налоговых отчислений в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия ранее заключенного социального контракта по мероприятиям, указанным в подпунктах "б" и ""в1" пункта 4 настоящих Правил:
к) получение заявителем от органов занятости населения единовременной финансовой помощи на содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, оказываемой в соответствии с абзацем одиннадцатым подпункта 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (при оказании государственной социальной помощи по мероприятиям, предусмотренным подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил).
Из пункта 27 Правил следует, что орган социальной защиты населения проверяет наличие оснований для отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, указанных в пункте 25 и в пункте 26 настоящих Правил.
Согласно абзацу 3 пункта 2 Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 13 октября 2015 года N 612 (далее - Порядок) социальный контракт - соглашение, заключенное между гражданином и органом труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина (далее - орган труда и социальной защиты населения) и в соответствии с которым орган труда и социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации.
Государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Крым, из числа малоимущих семей, малоимущих одиноко проживающих граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Крым (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 10 Порядка государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа труда и социальной защиты населения на основании заключения межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с предоставлением государственной социальной помощи на основании социального контракта (далее - межведомственная комиссия).
Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается органом труда и социальной защиты населения исходя из содержания программы социальной адаптации.
Программа социальной адаптации предусматривает обязательные для реализации мероприятия: 1) по поиску работы; 2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; 3) по ведению личного подсобного хозяйства; 4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре, в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования (пункт 11 Порядка).
Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде денежных выплат и возмещения расходов, связанных с реализацией мероприятий программы социальной адаптации (пункт 12 Порядка).
Согласно пункту 14 Порядка при реализации мероприятий, направленных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, гражданину: 1) предоставляется единовременная денежная выплата не более <данные изъяты> на одного предпринимателя или самозанятого гражданина для ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии соблюдения требований федеральных законов от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", исходя из сметы затрат, предусмотренных программой социальной адаптации (на индивидуальную предпринимательскую деятельность); 2) возмещаются расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика, налога на профессиональный доход в размере фактически понесенных расходов, но не более 5% от суммы, выделенной гражданину в рамках социального контракта.
Орган труда и социальной защиты населения по мероприятиям, указанным в подпункте 1 - 3 пункта 1 1 настоящего Порядка, в течение двух рабочих дней со дня получения заявления направляет в орган занятости населения запрос о проведении профессиональной консультации заявителя в целях выявления у него факторов мотивации к выбору вида профессиональной (трудовой, служебной, предпринимательской) деятельности; профессии (специальности) для профессионального обучения или дополнительного профессионального образования; профессиональных устремлений, предпочтений, способностей, физических и (или) психологических качеств гражданина и подбора (определения) для малоимущей семьи (малоимущего гражданина) мероприятий, необходимых для включения в программу социальной адаптации (далее профессиональная консультация) (пункт 24 Порядка).
Согласно пунктам 25 - 26 Порядка орган занятости населения в течение двух рабочих дней со дня получения запроса органа труда и социальной защиты населения проводит профессиональную консультацию, по результатам которой разрабатывает и направляет в орган труда и социальной защиты населения предложения по мероприятиям, необходимым для включения в программу социальной адаптации.
Программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии.
В силу пункта 27 Порядка по результатам рассмотрения программы социальной адаптации межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) заключения социального контракта.
Заключение межведомственной комиссии оформляется в виде протокола, в котором отражается результат рассмотрения программы социальной адаптации. Протокол утверждается председательствующим межведомственной комиссии.
Социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации, согласованной межведомственной комиссией, подписывается заявителем и руководителем органа труда и социальной защиты населения.
В случае отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в решении органа труда и социальной защиты населения указывается причина отказа.
Уведомление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта или об отказе в ее назначении направляется в письменной форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку заявителю не позднее десяти календарных дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При проведении дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) орган труда и социальной защиты населения в указанный срок уведомляет заявителя о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ дается заявителю не позднее чем через тридцать календарных дней после подачи им заявления.
Исходя из содержания указанных выше пунктов 10 и 27 Порядка, орган труда и социальной защиты при принятии решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении государственной социальной помощи вправе учитывать заключение межведомственной комиссии, при этом основания для отказа в предоставлении мер социальной поддержки должны соответствовать перечню оснований, указанных в законе.
Норма закона, предусматривающая основания для отказа в предоставлении государственной социальной помощи, в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ не указана.
Основания для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи указаны в статье 9 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которыми являются предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Аналогичные основания для отказа в предоставлении социальной помощи содержатся в статье 9 Закона Республики Крым от 24 декабря 2014 года N 10-ЗРК/2014 "О государственной социальной помощи в Республике Крым", в пункте 14 Административного регламента предоставления государственной услуги, по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 5 июня 2019 года N 302.
Также решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта принимается в случае неявки заявителя для разработки программы социальной адаптации или для подписания социального контракта (пункты 36, 38 Порядка), в случае нахождения заявителя в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания (пункт 5 Порядка), а также в случае, если у заявителя или членов семьи заявителя уже есть действующий социальный контракт (пункт 64 Порядка).
Таким образом, перечень оснований для отказа в предоставлении государственной социальной помощи является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, соответственно, одно либо несколько оснований, предусмотренных законом, Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым должен был указать в своем протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, однако такие основания ответчик не указал. Соответственно выводы судов об отсутствии в протоколе Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ указаний на законные основания для отказа в заключении с Ефремовым Н.И. социального контракта, являются правомерными.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы повторяют правовую позицию стороны ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, исследованную судами и нашедшую верное отражение и правильную оценку в судебных постановлениях, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорному правоотношению законодательства и фактических обстоятельств дела.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене состоявшихся судебных актов и по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судами оценкой представленных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судами первой и второй инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменений принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 19 декабря 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 20 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Парасотченко
Судьи И.И. Мотина
А.Р. Сиюхов