Дело № 2а-35/2020
№ 88а-6711/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Владивосток 16 сентября 2020 года
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28.09.2020
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» на решение Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 16 апреля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 18 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Остапчук Дмитрия Анатольевича к департаменту по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильского городского округа» о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, возложении обязанности заключить договор купли-продажи.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Остапчук Д.А. обратился в Южно-Курильский районный суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением, с учётом уточнения заявленных требований, просил признать ответ комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» от 6 мая 2019 года № 880 незаконным; возложить на департамент по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» обязанность заключить с ним договор купли-продажи земельного участка.
В обоснование заявленных требований указал, что между ним и комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» 13 января 2016 года заключен договор аренды земельного участка № сроком до 13 января 2035 года, общей площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, предоставленный из земель сельскохозяйственного назначения. На его обращение от 11 апреля 2019 года о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, получен отказ, который является незаконным, принятым в нарушении требований земельного законодательства.
Решением Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 16 апреля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 18 июня 2020 года, административные исковые требования Остапчук Д.А. удовлетворены в части: признано незаконным решение комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», изложенное в письме от 6 мая 2019 года № 880; на департамент по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Остапчук Д.А. от 11 апреля 2019 года о предоставлении арендуемого земельного участка в собственность с учётом требований действующего законодательства. В удовлетворении требования о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка отказано.
7 августа 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба департамента по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильского городского округа», поданная через Южно-Курильский районный суд Сахалинской области 20 июля 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование своей позиции заявитель указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, хоть в силу закона и признаются сельскохозяйственными производителями, тем не менее, это не означает, что они занимаются сельскохозяйственным производством в понимании Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Они являются товаропроизводителями. Кассатор заявил о пропуске административным истцом срока на обращение в суд.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 августа 2020 года кассационная жалоба департамента по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения Остапчук Д.А., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.
Согласно частям 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьёй 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.
В силу подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В статье 42 Земельного кодекса РФ закреплено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно статье 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
В соответствии с Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, одним из видов сельскохозяйственного использования земельных участков является ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, которое включает в себя производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее - Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ) личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
В статье 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ определено, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Таким образом, ведение личного подсобного хозяйства на полевых земельных участках предполагает ведение сельскохозяйственного производства.
В соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 13 января 2016 года между комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» («Арендодатель») и Остапчук Д.А. («Арендатор») заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому Арендодатель сдал, а Арендатор принял в пользование на условиях аренды сроком до 13 января 2035 года земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, общей площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 10 марта 2020 года следует, что земельный участок с кадастровым номером № отнесён к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», установлен вид его разрешённого использования «для ведения личного подсобного хозяйства».
11 апреля 2019 года Остапчук Д.А. обратился в комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, без проведения торгов, на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.
Решением комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», изложенным в письме от 6 мая 2019 года за № 880, Остапчук Д.А. отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, со ссылкой на то, что возможность предоставления гражданину в собственность земельного участка за границами населённого пункта для ведения личного подсобного хозяйства без проведения торгов нормами земельного законодательства не предусмотрено, и указано на невозможность предоставления земельного участка в собственность на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, поскольку спорный земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства, а не для ведения сельскохозяйственного производства.
Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» переименован в департамент по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» с 12 марта 2020 года.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Федерального закона от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», и пришли к правильному выводу о необоснованности отказа административного ответчика в предоставлении административному истцу арендуемого земельного участка в собственность без проведения торгов, поскольку ведение личного подсобного хозяйства на полевых земельных участках предполагает ведение сельскохозяйственного производства, а испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, используется административным истцом на основании договора аренды по целевому назначению более трёх лет, сведения о выявленных в рамках государственного земельного надзора нарушениях законодательства при использовании данного земельного участка отсутствуют, заявление о заключении договора купли-продажи земельного участка без проведения торгов подано Остапчуком Д.А. до дня истечения срока договора аренды земельного участка, у него возникло право на приобретение данного земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы, административным истцом срок на обращение в суд с настоящим административным иском не пропущен, поскольку первоначально с административным исковым заявлением об оспаривании решения комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» Остапчук Д.А. обратился в Южно-Курильский районный суд Сахалинской области в августе 2019 года, т.е. в срок, установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ. Определением судьи Южно-Курильского районного суда Сахалинской области ему было разъяснено о необходимости обращения в суд с настоящим требованием в порядке гражданского процессуального законодательства. Данное разъяснение суда было выполнено Остапчук Д.А., а в последующем суд перешёл к рассмотрению настоящего спора в порядке административного судопроизводства.
Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам департамента по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» в суде первой и апелляционной инстанций, несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Южно-Курильского районного суда Сахалинской области от 16 апреля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 28 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи