Решение по делу № 2-3021/2021 от 17.06.2021

Дело

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                  30 августа 2021 года

Кировский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Акимовой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Махмудовым М.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации <адрес> к Халилову Н.Ф. о признании недействительными постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гр. Халилову Н.Ф. в собственность земельного участка под индивидуальное жилое строительство, в районе МКР «Эльтав» по <адрес>» и постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительными материалы и результаты межевания, аннулировании из ЕГРН сведения о земельном участке и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233, признании отсутствующим право собственности и установлении, что решение суда является основанием для внесения записи в ЕГРН о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,

установил:

Администрация <адрес> обратилось в суд с иском к Халилову Н.Ф. о признании недействительными постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гр. Халилову Н.Ф. в собственность земельного участка под индивидуальное жилое строительство, в районе МКР «Эльтав» по <адрес>» и постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, признании недействительными материалы и результаты межевания, аннулировании из ЕГРН сведения о земельном участке и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233, признании отсутствующим право собственности и установлении, что решение суда является основанием для внесения записи в ЕГРН о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

Свои исковые требования истец обосновывает тем, что Управлением имущественных и земельных отношений <адрес> в ходе осуществления муниципального земельного контроля было выявлено, что ответчик по делу - гражданин Халилов Нажмутдин Фируддинович, незаконно осуществил постановку на государственный кадастровый учет в границах Эльтавского леса земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:3233, площадью 450+/-7 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>, в районе мкр «Эльтав», уч. .

В результате проведения рейдового осмотра, обследования земельного участка установлено, что земельный участок расположен на территории Эльтавского леса, не огорожен, капитальных строений и следов обработки не имеется, на земельном участке имеются многолетние тополя.

Данные доводы в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:3233 подтверждаются: справкой о земельном участке с кадастровым номером 05:40:000025:3233, актом планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка - от ДД.ММ.ГГГГ, распечаткой фотографии с места расположения земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:3233, распечаткой с Публичной кадастровой карты на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233, выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000 025:3233, уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, межевым планом на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233, ответом архива, схемой расположения микрорайона Эльтав.

Как следует из содержания вышеприведенных материалов, следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233 поставлен на государственный кадастровый учет на основании постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гр. Халилову Н.Ф. в собственность земельного участка под индивидуальное жилое строительство, в районе МКР «Эльтав» по <адрес>», которое в преамбуле содержит следующие основания, такие как ст. 11,15,28,29 Земельного кодекса РФ, согласно постановлению главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В силу ч. 2 статьи 30 ЗК РФ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса. Сведений о проведении каких-либо торгов, о наличии постановлений как таковых не имеется в Управлении архитектуры и градостроительства <адрес>, полномочном осуществлять данные действия в тот период.

Постановление Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ находится на хранении в городском архиве и поименовано как «О предоставлении Абдусаламовой А.А. земельного участка под строительство магазина в районе <адрес> по пер. Умаханова», изъято ДД.ММ.ГГГГ старшим оперативным сотрудником ВОГ Управления «К» 4 Службы ФСБ России в СКФО., а в перечне регистраций постановлений Главы Администрации <адрес> имеется за данным номером «Распоряжение».

Таким образом, данная документация позволяет утверждать о поддельности данных постановлений.

При образовании земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:3233 допущены нарушения нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с установлением границ земельного участка.

Из межевых планов также следует, что они не основаны на соответствующих актах выноса или отвода земельных участков в натуре в землепользование гражданину, что является дополнительным доказательством незаконного осуществления государственного кадастрового учета спорного земельного участка.

Составной частью акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и удостоверяемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам. Право на земельный участок на основании постановлений Администрации <адрес> могло возникнуть в случае выполнения соответствующими землеустроительными органами работ по отводу земельного участка в натуру и установления границ земельного участка на местности и только с момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.

Дополнительным подтверждением подложности всех совершенных сделок является тот факт, что спорные земельные участки никогда фактически никому не предоставлялись, в том числе и непосредственно ответчику, что следует из ответа Управления по делам архивов <адрес>.

Они как были изначально во владении муниципального образования, так и остаются в нем по настоящее время. Именно этим обстоятельством и подтверждается то, что истец не знал о произведенных кадастровых и реестровых записях в соответствующих книгах учета, поскольку по факту никаких изменений на местности, в том числе элементарных действий, свидетельствующих о выбытии и фактическом переходе земель во владение иных лиц, не происходило. Запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (в том числе в случае, когда право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Таким образом, выбор истцом, владеющим спорными земельными участками, способа защиты нарушенного права в виде предъявления иска к ответчику, не владеющему спорным объектом недвижимости, о признании права собственности ответчика отсутствующим является надлежащим способом защиты нарушенного права на объекты недвижимости, относящиеся к муниципальным землям.

Принимая во внимание, что признание результатов межевания недействительными само по себе не влечет восстановление нарушенных прав и законных интересов истца, сохранение права собственности Муртазалиева Ш.У. на указанные выше земельные участки с координатами границ, указанными в государственном кадастре недвижимости, препятствует осуществлению истцом правомочий пользования и владения земельными участками в виду наложения их границ на принадлежащий МО ГОсВД <адрес>, земельный участок.

Просит суд признать недействительными постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гр. Халилову Н.Ф. в собственность земельного участка под индивидуальное жилое строительство, в районе МКР «Эльтав» по <адрес>» и постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, изданные в отношении гр. Халилова Нажмутдина Фируддиновича; признать недействительными материалы и результаты межевания, на основании которых поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233, площадью 450+/-7 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>, в районе мкр «Эльтав», уч. ; аннулировать (исключить) из ЕГРН сведения о земельном участке и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233, площадью 450+/-7 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>, в районе мкр. «Эльтав», уч. ; признать отсутствующим право собственности Халилова Нажмутдина Фируддиновича на земельный участок с кадастровым номером05:40:000025:3233, площадью 450+/-7 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>, в районе мкр «Эльтав», уч. ; установить, что решение суда является основанием для внесения записи в ЕГРН о снятии земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:3233, площадью 450+/-7 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, в районе мкр «Эльтав», уч. , с государственного кадастрового учета.

Администрация <адрес> надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание своего представителя не направило и не просило об отложении судебного заседания, в исковом заявлении просит рассмотреть дело без участия представителя истца.

Ответчик Халилов Н.Ф. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела.

Третьи лица - Управление Росреестар по РД, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по РД» в судебное заседание явку своего представителя не обеспечили.

На основании ст. 233 ГПК РФ, дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела и оценив, руководствуясь статьей 67 ГПК РФ, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении иска в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст. 9, 36 Конституции РФ земля может находиться в частной собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В силу ст.ст. 15, 21 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренными законодательством РФ. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного Кодекса РФ, сохраняется. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.

Согласно п. 1 ст.25 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с п.п.1, 2 ст.25.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) государственная регистрация права собственности гражданинана земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность (ч.5).

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При зтом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта 1 документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано вустановленном настоящим Федеральным законом порядке (п. 7 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 268-ФЗ).

Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ КУВИ 002/2021-87241261, следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233, площадью 450 кв.м., расположенный по адресу: РД, <адрес>, МКР «Эльтав», уч., образован на основании межевого дела, заказчиком которого является Халилов Н.Ф.

Между тем, согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, № КУВИ-002/2021-43746527 следует, что отсутствуют в ЕГРН записи о зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Из материалов дела, следует, что Управлением имущественных и земельных отношений <адрес> в ходе осуществления муниципального земельного контроля выявлено, что ответчиком Халиловым Н.Ф., незаконно осуществлена постановка на государственный кадастровый учет в границах Эльтавского леса земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:3233, площадью 450+/-7 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>, в районе мкр «Эльтав», уч. .

Кроме того, в результате проведенного рейдового осмотра, обследования земельного участка установлено, что земельный участок расположен на территории Эльтавского леса, не огорожен, капитальных строений и следов обработки не имеется, на земельном участке имеются многолетние тополя.

Указанные обстоятельства в отношении земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:3233 подтверждаются подтверждаются представленными в суд следующими доказательствами: справкой о земельном участке с кадастровым номером 05:40:000025:3233, актом планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка - от ДД.ММ.ГГГГ, распечаткой фотографии с места расположения земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:3233, распечаткой с Публичной кадастровой карты на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233, выпиской из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000 025:3233, уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений, межевым планом на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233, ответом архива, схемой расположения микрорайона Эльтав.

Из материалов гражданского дела, следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233 поставлен на государственный кадастровый учет на основании постановления Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гр. Халилову Н.Ф. в собственность земельного участка под индивидуальное жилое строительство, в районе МКР «Эльтав» по <адрес>».

Согласно п. 1 ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно статье 9 Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По смыслу указанных выше правовых норм, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) ведении, на принципах эффективности, публичности и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

В силу ч. 2 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса. Сведений о проведении каких-либо торгов, о наличии постановлений как таковых не имеется в Управлении архитектуры и градостроительства <адрес>, полномочном осуществлять данные действия в тот период.

При этом, постановление Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гр. Халилову Н.Ф. в собственность земельного участка под индивидуальное жилое строительство, в районе МКР «Эльтав» по <адрес>» выдано на основании постановление Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленного истцом в суд копии журнала регистрации постановлений главы <адрес> за 2000 год, следует, что на хранении в городском архиве находится журнал регистрации постановлений главы <адрес> за 2000 год в котором постановление Главы Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и поименовано как «О предоставлении Абдусаламовой А.А. земельного участка под строительство магазина в районе <адрес> по пер. Умаханова», само постановление изъято ДД.ММ.ГГГГ старшим оперативным сотрудником ВОГ Управления «К» 4 Службы ФСБ России в СКФО., а в перечне регистраций постановлений Главы Администрации <адрес> имеется за данным номером «Распоряжение».

В связи с вышеизложенным, суд приходит к мнению о подложности указанного постановления о выделении и переоформлении земельного участка в собственность Халилову Н.Ф. земельного участка под индивидуальное жилое строительство, в районе МКР «Эльтав» по <адрес>».

Согласно закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Аналогичное правовое регулирование было предусмотрено частью 1 статьи 38 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), согласно которой межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Между тем в пункте 21 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , было указано, что межевой план составляется на основе сведений ГКН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, которые расположены на таком земельном участке (кадастровой выписки об объекте недвижимости), и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории), например, в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.

При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы, в том числе картографо- геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.Пунктом 21 действующих Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ , прямо предусмотрено, что для подготовки межевого плана используются картографические материалы, в том числе картографо-геодезического фонда, и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

С учетом изложенного при образовании земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:3233 допущены нарушения нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с установлением границ земельного участка.

Из межевых планов также следует, что они не основаны на соответствующих актах выноса или отвода земельных участков в натуре в землепользование гражданину, что является дополнительным доказательством незаконного осуществления государственного кадастрового учета спорного земельного участка.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 42.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", а также п. 10 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при отсутствии необходимых документов уточнение границ земельных участков должно осуществляться по границам, существующим на местности пятнадцать и более лет и закрепленным с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения.

Согласно п. 3 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" реестровой ошибкой признается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Федеральным законом.

Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.

Положениями пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство основывается на принципах: учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (подпункт 1); единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5); сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11).

Пунктом 4 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлен запрет на образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Пунктом 7 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

В соответствии с п.9 ст. 38 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

Согласно статьям 14 и 15 Закона ДССР «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего в период до введения в действие Земельного кодекса РФ ДД.ММ.ГГГГ, и приведенным выше нормативным актам, предоставление земель с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ производилось путем отвода земельного участка на местности и установления границ земельного участка на местности, то есть путем проведения специальных землеустроительных работ. При этом в силу статьи 14 Закона ДССР «О земле» приступать к пользованию земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается.

В соответствии со ст. ст. 113 и 114 Земельного кодека РСФСР землеустроительный процесс состоял из подготовительных работ, разработки прогнозов, схем, проектов землеустройства, отвода земельных участков в натуру, подготовки документов, удостоверяющих право владения и пользования землей.

В силу п. 4 Порядка выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю, утвержденного Роскомземом ДД.ММ.ГГГГ, на вновь предоставляемые земельные участки одновременно с оформлением свидетельства в обязательном порядке изготавливается чертеж границ или плана /выкопировка с плана/ землепользования с указанием на нем границ предоставленных земель.

Согласно Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах по наделению граждан земельными участками» (действовавшему в период возникновения правоотношений) следует, что на вновь предоставляемые гражданам земельные участки в месячный срок после принятия решения об их предоставлении выдаются документы, удостоверяющие право граждан на землю и устанавливаются границы участка на местности. С момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.

Таким образом, в силу приведенных норм предоставление земель на территории Республики Дагестан в период с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ должно было производиться на основании решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с составлением и удостоверением уполномоченными на то органами чертежа границ земель участка на местности.

Составной частью акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и удостоверяемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам. Право на земельный участок на основании постановлений Администрации <адрес> могло возникнуть в случае выполнения соответствующими землеустроительными органами работ по отводу земельного участка в натуру и установления границ земельного участка на местности и только с момента выдачи этих документов граждане приобретают право на землю.

Учитывая, что вышеприведенная процедура в отношении спорного земельного участка не проведена, права на земельный участок у ответчика не возникло.

Согласно ст. 52 Закона Республики Дагестан «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего в момент возникновения спорных правоотношений, земельные участки для индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства предоставляются во владение районными, городскими, поселковыми, сельскими Советами народных депутатов из земель, находящихся в их ведении.

Размеры земельных участков для индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства устанавливаются в соответствии с утвержденными соответствующими Советами народных депутатов нормами отвода земель для несельскохозяйственных нужд или проектно-технической документацией.

Согласно ст. 17 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ при переходе права собственности на строение и сооружение вместе с этими объектами к их собственнику переходит и право владения или право пользования земельным участком в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом.

Право частной собственности граждан на землю Законом не было предусмотрено. Земельные участки предоставлялись гражданам во владение и пользование для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного и индивидуального садоводства, огородничества и животноводства. Предоставленные в пожизненное наследуемое владение земельные участки могли быть использованы гражданами для строительства и обслуживания жилого дома, строительства хозяйственных построек, гаража. В пользование и аренду земельные участки предоставлялись гражданам для огородничества, сенокошения и выпаса скота в соответствии с установленным целевым назначением.

Между тем, ответчиком суду не представлены, первичные документы на основании которых земельный участок поставлен на кадастровый учет.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Между тем, регистрационные записи не порождают право, если отсутствуют законные основания для этого, которые включают в себя комплекс юридических фактов, порождающих право собственности, в противном случае никакого права запись в реестре сама по себе не порождает, а тот, кто указан в реестре по содержательному и буквальному смыслу закона, собственником не является. Государственная регистрация призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 132-0).

Порядок предоставления земельных участков и возникновения права на них в 1993 году регулировался Законом Республики Дагестан «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ гола «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения», постановлением Совета Министров ДАССР от ДД.ММ.ГГГГ «О форме государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», указанием Госкомзема ДАССР от ДД.ММ.ГГГГ «О форме и выдаче свидетельств на право владения, пожизненного наследуемого владения и бессрочного (постоянного) пользования землей».

Согласно статьям 14 и 15 Закона Республики Дагестан «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего до введения в действие Земельного кодекса РФ в октябре 2001 года, и совокупности приведенных выше нормативных актов, предоставление земель с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ производилось путем отвода земельного участка на местности и установления границ земельного участка на местности, то есть путем проведения специальных землеустроительных работ. Так же приложенный акт выноса границ не соответствует установленным требованиям.

При этом в силу статьи 14 Закона Республики Дагестан «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этих участков в натуре (на местности) и выдачи документов, удостоверяющих право на земельный участок, запрещается.

Форма государственного акта, удостоверяющего право собственника на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, утверждена Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Применение этого акта на территории Республики Дагестан предусмотрено Постановлением Совета Министров ДАССР от ДД.ММ.ГГГГ «О форме государственного акта на право собственности н пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей».

Составной частью этого акта является чертеж границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании, составляемый и одобряемый органами по земельной реформе и земельным ресурсам.

Совокупность приведенных нормативных актов позволяет уставить, что предоставление земель на территории Республики Дагестан в период с 1991 года до ДД.ММ.ГГГГ должно было производиться на основании, решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления путем отвода земельного участка на местности с давлением и удостоверением уполномоченными на то органами черте границ земель участка на местности.

Из этих же норм вытекает, что для подтверждения своих прав на земельные участки граждане должны представлять документы, предусмотренные приведенными выше нормативными актами.

Их чего следует что ответчиком, незаконно в обход предусмотренного законом порядка произведено кадастровый учет земельного участка, что является нарушением принципа добросовестности участников гражданского оборота, закрепленного в ст. 10 ГК РФ. Так, в силу п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).

Из акта планового осмотра, обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233 площадью 450 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, МКР «Эльтав», участок , не огорожен, каких-либо строений не имеется и представляет собой открытую для всеобщего доступа местность.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие ЗК РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа. Таким образом, незаконным владением и регистрацией права собственности ответчика на спорный земельный участок нарушены права и законные интересы муниципального образования ГОсВД «<адрес>». При этом в силу абз. 2 п. 1 ст. 3.3 названного закона отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Согласно и. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ). Соответствующее право принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (ст. 305 ГК РФ).

В абзаце 4 пункта 52 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

На основании изложенного истец вправе требовать признания права собственности ответчика на земельные участки отсутствующим.

В силу абз. 2 п. 52 указанного постановления высших судов оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Ответчик не представил суду возражения и доказательства опровергающие доводы искового заявления, в связи с чем, в силу положений статьи 68 ГПК РФ суд вправе обосновать свои выводы объяснениями истца.

При изложенных обстоятельствах суд находит иск подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Администрации <адрес> к Халилову Н.Ф. удовлетворить.

Признать недействительными постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении гр. Халилову Н.Ф. в собственность земельного участка под индивидуальное жилое строительство, в районе МКР «Эльтав» по <адрес>» и постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, изданные в отношении гр. Халилова Нажмутдина Фируддиновича.

Признать недействительными материалы и результаты межевания, на основании которых поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233, площадью 450+/-7 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>, в районе мкр. «Эльтав», уч. .

Аннулировать (исключить) из ЕГРН сведения о земельном участке и снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233, площадью 450+/-7 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>, в районе мкр. «Эльтав», уч. .

Признать отсутствующим право собственности Халилова Нажмутдина Фируддиновича на земельный участок с кадастровым номером 05:40:000025:3233, площадью 450+/-7 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>, в районе мкр. «Эльтав», уч. .

Установить, что решение суда является основанием для внесения записи в ЕГРН о снятии земельного участка с кадастровым номером 05:40:000025:3233, площадью 450+/-7 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>, в районе мкр. «Эльтав», уч. , с государственного кадастрового учета.

Ответчик вправе подать в Кировский районный суд <адрес>, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес>.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Л.Н. Акимова

2-3021/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г.Махачкалы
Ответчики
Халилов Нажмутдин Фируддинович
Другие
Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по РД
Управление Росреестра по РД
Суд
Кировский районный суд г. Махачкала
Судья
Акимова Лейли Нурметовна
Дело на странице суда
kirovskiy.dag.sudrf.ru
17.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2021Передача материалов судье
23.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.07.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2021Подготовка дела (собеседование)
04.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.08.2021Судебное заседание
06.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
20.10.2021Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
20.10.2021Дело оформлено
30.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее