Дело № 2а-390/2021
(№ 2а-4624/2020)
56RS0042-01-2020-008011-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 1 февраля 2021 года
Центральный районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего, судьи Чувашаевой Р.Т.,
при секретаре Портновой А.В.,
с участием представителя административного истца Хлынцевой А.А.,
представителя административного ответчика Надежкина А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга к Полковой И.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу и суммы пени
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилась в суд с административным исковым заявлением к Полковой И.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу и суммы пени, указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности транспортные средства, в связи с чем ей был начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 1943 рубля, за 2016 год в сумме 1 711 рублей, и направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором приведен расчет налога. Поскольку в установленный срок Полкова И.А. не уплатила сумму налога за 2015-2016 г.г., то ей в соответствии со ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога за каждый календарный день просрочки начислена пеня, которая составляет: 15 рублей 54 копейки – за 2015 год; 310 рублей 61 копейка – за 2016 год (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 30 рублей 07 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 222 рубля 19 копеек, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 58 рублей 35 копеек). В связи с неисполнением обязанностей по уплате налога в установленный срок, инспекцией на основании ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ в адрес Полковой И.А. направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. По заявлению инспекции мировым судьей судебного участка № 6 Центрального района г. Оренбурга 24 апреля 2020 года был вынесен судебный приказ о взыскании вышеуказанных сумм с Полковой И.А., который впоследствии определением мирового судьи от 25 мая 2020 года был отменен.
Поскольку до настоящего времени сумма транспортного налога и пени административным ответчиком не уплачена, ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга просит взыскать с Полковой И.А. недоимку по транспортному налогу за 2016 год в сумме 1 711 рублей, пени по транспортному налогу за 2015 год в сумме 15 рублей 54 копейки, пени по транспортному налогу за 2016 год в сумме 310 рублей 61 копейки, а всего на общую сумму 2 037 рублей 15 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца Хлынцева А.А., действующая на основании доверенности, требования административного иска поддержала в полном объеме, а также просила восстановить срок на подачу административного искового заявления ввиду уважительности причины пропуска срок, поскольку первоначально административное исковое заявление в отношении Полковой И.А. было передано в отделение почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в установленный шестимесячный срок после отмены судебного приказа, что подтверждается реестром почтовых отправлений. Однако по неизвестным причинам конверт с судебным приказом был возвращен в инспекцию. В связи с этим полагала, что срок инспекцией пропущен по уважительным причинам и просила восстановить его.
Административный ответчик Полкова И.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика.
Представитель административного ответчика Надежкин А.О. просил в удовлетворении требований ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга отказать в полном объеме, поскольку инспекцией пропущен срок на подачу административного искового заявления, о восстановлении пропущенного срока инспекция в административном иске ходатайство не заявляла. Кроме того, Полковой И.А. ДД.ММ.ГГГГ был оплачен транспортный налог в сумме 3 669 рублей 17 копеек, ДД.ММ.ГГГГ – в сумме 1 943 рублей, в связи с чем на момент возникновения обязанности по оплате транспортного налога за 2015, 2016 год Полкова И.А. имела переплату по транспортному налогу. Поскольку задолженность по транспортному налогу за 2015, 2016 г.г. у Полковой И.А. отсутствовала, то сумма пеня не может быть взыскана.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В силу ст. 44 Налогового кодекса РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ установлено, что плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничному ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 359 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно статьи 361 Налогового кодекса РФ, статьи 6 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года № 322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2 ст. 362 Налогового кодекса РФ).
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 360 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ уплата налога физическими лицами производится не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 45 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней. Каких-либо иных сроков для направления требования о взыскании налога и пеней, в частности в зависимости от периода их начисления, в налоговом законодательстве не предусмотрено.
Судом установлено, что административный ответчик Полкова И.А. в 2015-2016 г.г. являлась собственником транспортного средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, мощность двигателя <данные изъяты> л.с.
Полковой И.А. был начислен транспортный налог за 2015 год в сумме 1 943 рублей, исходя из мощности двигателя <данные изъяты> л.с., налоговой ставки 15, периодом владения 12 месяцев, а также налог за 2016 год за вышеуказанный автомобиль в сумме 810 рублей, исходя из мощности двигателя <данные изъяты> л.с., налоговой ставки 15, периода владения 4 месяца.
Также в уведомлении № начислен транспортный налог за 2016 год в сумме 901 рубля за автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №.
В силу п. 4 ст. 85 Налогового кодекса РФ сведения о транспортных средствах, их владельцах в налоговый орган сообщают органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств.
Согласно представленной РЭО ГИБДД МУ МВД России «Оренбургское» карточке транспортного средства мощность двигателя транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № 102, собственником которого ранее являлась Полкова И.А., составляет 100 лошадиных сил.
В соответствии со статьи 6 Закона Оренбургской области от 16 ноября 2002 года № 322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге» (в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений) легковые автомобили с мощностью двигателя менее 100 лошадиных сил объектом налогообложения не являются.
Таким образом, транспортный налог не подлежит начислению на автомобиль <данные изъяты>.
В адрес административного ответчика были направлены налоговые уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых приведен расчет транспортного налога за 2015, 2016 годы в отношении автомобиля <данные изъяты>.
В связи с неисполнением в установленный срок обязанности по оплате налогов, инспекцией на основании ст. 75 НК РФ на неуплаченную в установленный срок сумму налога за каждый календарный день просрочки начислена пеня, процентная ставка которой равна 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, и составляет за 2015 год – 15 рублей 54 копейки, за 2016 год – 310 рублей 61 копейка.
ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга в адрес административного ответчика на основании ст. ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ направлены требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты суммы недоимки по транспортному налогу за 2016 год и суммы пени по транспортному налогу за 2015, 2016 г.г.
Поскольку административным ответчиком оплата вышеуказанных сумм не была произведена, ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилась к мировому судье судебного участка № 6 Центрального района г. Оренбурга с заявлением о взыскании с Полковой И.А. недоимки по транспортному налогу за 2016 год и суммы пени за 2015, 2016 г.г.
24 апреля 2020 года мировым судьей судебного участка № 6 Центрального района г. Оренбурга был вынесен судебный приказ о взыскании с Полковой И.А. задолженности по налогу и пени.
Определением мирового судьи судебного участка № 6 Центрального района г. Оренбурга от 25 мая 2020 года судебный приказ от 24 апреля 2020 года был отменен.
26 ноября 2020 года ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга в Центральный районный суд г. Оренбурга было направлено административное исковое заявление о взыскании с Полковой И.А. вышеуказанной суммы задолженности по транспортному налогу и пени.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (в редакции части 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ, действующей в период возникновения спорных правоотношений).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
В пункте 30 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 разъяснено, что в силу части 1 статьи 95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные).
Таким образом, с административным исковым заявлением ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга обратилась в суд с нарушением установленного шестимесячного срока после отмены судебного приказа.
В обоснование уважительности пропуска срока административный истец указал, что административное исковое заявление было сдано в отделение почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком внутренних отправлений от ДД.ММ.ГГГГ, однако было возвращено в инспекцию по неизвестным причинам ДД.ММ.ГГГГ, и в этот же день вновь направлено посредством почтовой связи в Центральный районный суд г. Оренбурга.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии уважительных причин, не зависящих от административного истца, которые не позволили ИФНС по Центральному району г. Оренбурга своевременно обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Полковой И.А. задолженности по налогу и пени.
Суд также обращает внимание на то обстоятельство, свидетельствующее, что налоговым органом предпринимались все зависящие от него меры к направлению заявления в установленный Налоговым кодексом РФ срок, что после возвращения административного искового заявления с отделения почтовой связи, ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга незамедлительно, в этот же день вновь направило заявление в адрес суда.
Следовательно, пропущенный по уважительным причинам срок на подачу административного искового заявления о взыскании с Полковой И.А. задолженности по транспортному налогу и пени подлежит восстановлению,
На день вынесения решения за административным ответчиком числится задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 810 рублей (по автомобилю <данные изъяты>).
Доказательств того, что Полковой И.А. произведена оплата начисленного налога в рамках рассмотрения спора суду не представлено, равно как и не представлено доказательств неправильного исчисления налога.
Поскольку расчет транспортного налога за 2016 год произведен верно, до настоящего времени уплата налога налогоплательщиком не произведена, суд находит требования ИФНС России по Центральному району г. Оренбурга о взыскании данной суммы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд не соглашается с доводами представителями административного ответчика об отсутствии задолженности по уплате транспортного налога за 2016 год в связи с наличием переплаты.
Как усматривается из представленных суду копии чеков, Полковой И.А. ДД.ММ.ГГГГ была произведена оплата налога в сумме 1856 рублей за налоговый период 2013 г., ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1813 рублей 17 копеек – за налоговый период 2014 г., ДД.ММ.ГГГГ в сумме 1943 рублей – за налоговый период 2015 года.
Административным истцом также заявлены требования о взыскании с Полковой И.А. задолженности по пени по транспортному налогу за 2015, 2016 г.г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться, в том числе пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 настоящего Кодекса, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75).
Пункт 1 настоящей статьи устанавливает, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с суммами налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из изложенных норм права следует, что пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу. При этом, основанием для прекращения начисления пени является уплата налога.
Судом установлено, что Полкова И.А. в установленный законодательством срок обязанность по уплате транспортного налога за 2016 год (за один автомобиль) не исполнила, в связи с чем налогоплательщику произведено начисление пени в размере 147 рублей 05 копеек
Начисленную сумму транспортного налога за 2015 год в размере 1943 рублей административный ответчик должен был оплатить не позднее ДД.ММ.ГГГГ (уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ).
Как усматривается из представленной копии чека, данная сумма налога была уплачена ДД.ММ.ГГГГ, то есть, с нарушением установленного срока, в связи с чем начисление пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 15 рублей 54 копеек является правильным.
Доказательств того, что размер пени является иным, или пеня погашена, суду не представлено.
Таким образом, с Полковой И.А. подлежит взысканию сумма пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 15 рублей 54 копеек, за 2016 год – в размере 147 рублей 05 копеек.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Следовательно, с Полковой И.А. в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░ 2015, 2016 ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░ 810 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2015 ░░░ ░ ░░░░░ 15 ░░░░░░ 54 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░ ░░░░░ 147 ░░░░░░ 05 ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ 972 ░░░░░░ 59 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 400 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░