ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-10755/2024 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.
№ 2-1565/2024 председательствующий судья суда первой инстанции Цыганова Г.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 ноября 2024 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: | Подлесной И.А. |
судей: | Курской А.Г., Морозко О.Р. |
при секретаре: | Плескун А.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора Центрального района г. Симферополя Республики Крым в защиту прав Губской Виктории Олеговны к Администрации города Симферополя, третьи лица: Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о понуждении предоставить жилое помещении, по апелляционной жалобе администрации города Симферополя Республики Крым на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2024 года
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Центрального района г. Симферополя Республики Крым, действующий в интересах Губской В.О. обратился к Администрации г. Симферополя с иском об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, общей площадью не менее нормы предоставления, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта не менее 25 м2 общей площади жилого помещения.
Исковые требования мотивированы тем, что Губская В.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот. Родители ФИО1 - ФИО2 и ФИО3 умерли, что подтверждается свидетельствами о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серии <данные изъяты>
Постановлением администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ № Губская В.О. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди в Списке - 238).
На момент подачи искового заявления Губская В.О. жильем не обеспечена, что подтверждается уведомлением из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2024 года исковые требования удовлетворены.
Обязано Администрацию города Симферополя Республики Крым предоставить Губской Виктории Олеговне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, включенное в реестр муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, общей площадью не менее 25 м2, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
В апелляционной жалобе администрация города Симферополя Республики Крым просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ответчик ссылается на положения Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым, Федерального закона от 21.12.1996г. № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации из которых следует, что на Администрацию города Симферополя возлагается обязанность по предоставлению благоустроенного жилья только за счет средств предоставляемых местным бюджетам субвенций. Несмотря на наделение органов местного самоуправления в соответствии со статьей 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, фактически реализация таких полномочий поставлена в прямую зависимость от принятия органами государственной власти Республики Крым соответствующих решений, в рассматриваемом вопросе - о предоставлении местному бюджету субвенции из республиканского бюджета в соответствии с частью 4 статьи 11 данного закона. В жалобе также указано, что в связи с изменением главного распорядителя бюджетных средств с Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым на Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов заключенные с Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым расторгнуты. Новые Соглашения с министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым не заключались.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о наличии предусмотренных п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции и необходимости отмены решения суда в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с определением Верховного Суда РК от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело рассматривается по правилам производства в суде первой инстанции.
Из материалов дела следует, что участие в рассмотрении дела в качестве третьего лица принимало Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 3.09.2019 года № 489 утвержден Порядок расходования субвенций из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. В силу пунктом 2, 3, 4, 11 Порядка, главным распорядителем бюджетных средств являлось Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
В соответствии с действующей на момент рассмотрения спора редакцией Порядка предоставления субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 N 359, главным распорядителем бюджетных средств Республики Крым является Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым.
Получателями субвенции и исполнителями мероприятий по приобретению и предоставлению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Предоставление субвенции бюджетам муниципальных образований Республики Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств Республики Крым в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на соответствующий финансовый год и на плановый период, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на цели предоставления субвенции на основании, в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субвенции между Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и администрацией муниципального образования в Республике Крым, а также на основании заявки на перечисление субвенции.
Главный распорядитель бюджетных средств Республики Крым Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым к участию в деле привлечен не был.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
Из материалов дела следует, что Губская Виктория Олеговна ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот.
Постановлением администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ № Губская В.О. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер очереди в Списке - 238) (л.д. 5-7).
Согласно сведениям, из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Губской В.О., отсутствует информация о зарегистрированных у нее правах на имеющиеся (имевшиеся) права на объекты недвижимости.
До настоящего времени администрацией г. Симферополя Республики Крым благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования, жилое помещение Губской В.О. не предоставлено, что является нарушением её прав, исходя из следующего.
Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно п. 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» (далее – Закон №46-ЗРК/2014), в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом №159-ФЗ, путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В силу ст. 9 Закона №46-ЗРК/2014, органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №46-ЗРК/2014, учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путем формирования и ведения списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ.
Формирование и ведение списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в отношении лиц, перечисленных в части первой указанной статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона №46-ЗРК/2014, жилые помещения специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом, согласно ст. 11 Закона № 46-ЗРК/2014, финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Нарушение жилищных прав Губской В.О. является основанием для возложения на администрацию города Симферополя Республики Крым обязанности по предоставлению жилого помещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит.
Право истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ответчиком не оспаривается.
Отсутствию достаточных денежных средств не может являться основанием для неисполнения администрацией обязательства по обеспечению жилым помещением истца, исходя из следующего.
Абзацем 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме и достигших возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из содержания указанной правовой нормы усматривается, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона №159-ФЗ.
К их числу относится, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации. Аналогичные положения содержатся и в ст. 8 Закона № 46-ЗРК/2014.
Как установлено судом, Губская В.О. достигла возраста 18 лет, состоит на учете для улучшения жилищных условий в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, у нее в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.
Законодательным актом субъекта Российской Федерации, а именно Постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июля 2016 № 359 утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
Указанным Порядком установлена процедура предоставления жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, и определена процедура формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Судебная коллегия также принимает о внимание, что ни статья 8 Федерального закона № 159-ФЗ, ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Таким образом, принимая во внимание, что у администрации города Симферополя Республики Крым имеется неисполненное обязательство по обеспечению жилым помещением истца, признанной нуждающейся в жилье, состоящей на учете лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, суд, с учетом того обстоятельства, что обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения лиц из категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, право которых признано уполномоченным органом местного самоуправления, производится сразу же после возникновения такого права и не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилья, наличия или отсутствия подходящих жилых помещений, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий, правомерно обязал администрацию города Симферополя Республики Крым обеспечить истца благоустроенным жилым помещением.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы об отсутствии достаточных денежных средств в бюджете муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым для обеспечения истца жилым помещением подлежат отклонению, поскольку отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, а недостаточность финансирования не должна являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них полномочий.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 25 июня 2024 года отменить, исковые требования заместителя прокурора Центрального района г. Симферополя Республики Крым в интересах Губской Виктории Олеговны - удовлетворить.
Обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым предоставить Губской Виктории Олеговне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального образования город Симферополь, включенное в реестр муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, общей площадью не менее 25 м2, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 ноября 2024 г.
Председательствующий:
Судьи: