Дело № 2а-6258/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 26 августа 2019 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Воробьевой А.П.
при секретаре судебного заседания Черенько Е.В.
с участием представителя административного истца Юрина И.А. – Поляковой Э.С.
представителя административного ответчика Военного комиссариата Ленинского АО г. Тюмени - Пуртовой А.В.,
представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области» - Миллер Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6258/2019 по административному исковому заявлению Юрина Игоря Александровича о признании незаконным решения призывной комиссии городского округа г. Тюмени (Ленинского и Восточного административных округов) от ДД.ММ.ГГГГ о признании Юрина Игоря Александровича, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований,
установил:
административный истец обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что он состоял на воинском учете, проходил обучение, имел право на отсрочку. В период с ДД.ММ.ГГГГ по апрель ДД.ММ.ГГГГ повестки о явке на призывные мероприятия не получал, ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно явился на призывную комиссию для прохождения медицинского освидетельствования, результаты требуемых медицинских обследований им предоставлены ДД.ММ.ГГГГ, однако призывная комиссия не приняла в отношении него соответствующего решения до достижения им 27-летнего возраста.
В судебном заседании представитель административного истца Юрина И.А. – Полякова Э.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные требования поддержала, пояснив также, что Юрин И.А. место жительства и регистрации не изменял, не работал и не работает в настоящее время, в жилом помещении по адресу: <адрес> проживает совместно с родителями. До ДД.ММ.ГГГГ ему предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу, в связи с обучением, после окончания отсрочки он не оповещался о необходимости явки для прохождения призывных мероприятий ни повестками, ни по телефону, ни через родственников. ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 27 лет и у призывной комиссии была возможность принять в отношении него решение о призыве.
Представители административных ответчиков Военного комиссариата Ленинского АО г. Тюмени и ФКУ «Военный комиссариат Тюменской области» - Пуртова А.В. и Миллер Е.Г., действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, в судебном заседании возражали против заявленных требований.
Выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, и, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов личного дела призывника следует, что Юрин И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете с ДД.ММ.ГГГГ Сторонами не оспаривается, что истцу дважды предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на время обучения в высшем учебном заведении, срок последней истек в мае ДД.ММ.ГГГГ.
В материалах личного дела призывника имеются копии повесток с отметками о том, что они после ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после окончания действия отсрочки от призыва на военную службу, направлялись истцу, однако сведений об их личном вручении Юрину, материалы дела не содержат, истец в лице представителя получение повесток оспаривает.
Также в материалах дела имеются сведения о медицинском освидетельствовании Юрина в ДД.ММ.ГГГГ, результаты медицинских исследований, а также заключение врача-специалиста с указанием категории годности к военной службе.
Решением призывной комиссии городского округа <адрес> (Ленинского и Восточного административных округов) от ДД.ММ.ГГГГ Юрин И.А. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение в связи с этим прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу п. 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе») при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, п. 4 ст. 23, ст. 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
В данном Положении указано, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (п. 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
Согласно п. 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
Вопросы организации призыва граждан на военную службу регламентированы ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В силу п. 1 названной статьи призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п. 3 названной статьи).
Согласно ст. 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п. 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (п. 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 г. № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных выше нормативных положений возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
При этом законом на гражданина, подлежащего призыву на военную службу, не возложена обязанность самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
Из материалов дела следует, что после прекращения действия предоставленной отсрочки от призыва на военную службу в ДД.ММ.ГГГГ, мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в отношении административного истца фактически не проводились, доказательств вручения призывнику повесток, не представлено, истец данное обстоятельство оспаривает.
Кроме того, в период проведения мероприятий по призыву в ДД.ММ.ГГГГ Юрин И.А. самостоятельно явился для прохождения призывных мероприятий, проходил соответствующие медицинские освидетельствования, однако, решение о призыве его на военную службу, либо иное решение не принято.
Установленные по административному делу обстоятельства свидетельствуют о том, что Юрин И.А. не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам. Доказательств обратного административным ответчиком вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Юрина Игоря Александровича удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии городского округа <адрес> (Ленинского и Восточного административных округов) от ДД.ММ.ГГГГ о признании Юрина Игоря Александровича не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Обязать административных ответчиков устранить допущенное нарушение и сообщить об исполнении решения в Ленинский районный суд <адрес> и административному истцу.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись А.П. Воробьева