Решение по делу № 33-2639/2023 от 03.02.2023

УИД № 59RS0013-01-2022-000596-26

Дело № 33-2639/2023

Судья Бахарева Е.Б.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Пермь 14 марта 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Казанцевой Е.С.,

судей Бабиновой Н.А., Мухтаровой И.А.,

при секретаре Рожковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело № 2-394/2022 по иску Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, Западный территориальный отдел к МБОУ Большесосновская общеобразовательная школа о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий МБОУ Большесосновская общеобразовательная школа выразившихся в оказании образовательной услуги с нарушением санитарных правил,

по апелляционной жалобе Управления образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 13.12.2022.

Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., пояснения представителя ответчика Управления образования администрации Большесосновского муниципального округа Пшеничниковой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в порядке ст. 46 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском с учетом его уточнения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Бердышевская основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа»), указав, что в результате плановой выездной проверки на предмет соблюдения обязательных требований действующего законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности в сфере образования, проведенной на основании решения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 22.02.2022 № 308 выявлены нарушения требований п. п. 2.4.3, 2.5.3, 2.6.5, 3.1.7 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, в частности: в учебных кабинетах №№ 5, 12, 13, 14 покрытие столов имеет сколы на рабочей поверхности; в учебном кабинете № 4 двое обучающихся не обеспечены мебелью (стол, стул) в соответствии с их ростом; в лаборантской учебного кабинета № 17 на стене и потолке имеются дефект в виде трещины и отслоения красочного слоя, что не позволяет проведений влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств; туалет для сотрудников детского сада в здании школы не обеспечен горячей водой, унитазы санитарных узлов разновозрастной группы не обеспечены индивидуальными сидениями для каждого ребенка. Кроме того, в нарушение требований п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» в пищеблоке для обучающихся школы не обеспечивается последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции: продовольственное сырье транспортируется через обеденный зал и горячий цех в склад хранения продукции. Свои требования обосновывает тем, что вышеприведенными положениями санитарного законодательства, положениями ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 40 Закона РФ 07.02.1990 № 2300-1 «О защите прав потребителей», истец просит суд признать действия МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа», выразившиеся в нарушении санитарного законодательства незаконными, обязать образовательное учреждение в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований п.п. 2.4.3, 2.5.3, 2.6.5, 3.1.7 СП 2.4.3648-20, п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Кроме того, просили возложить на Управление образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края обязанность обеспечить работу образовательного учреждения в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

Решением Большесосновского районного суда Пермского края от 13.12.2022 исковые требования удовлетворены частично, признаны противоправными действия МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» в отношении учащихся школы, выразившиеся в нарушении санитарного законодательства Российской Федерации, МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения п. 2.4.3 Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20): в здании школы по адресу Пермский край, Большесосновский район, с. Бердышево, ул. Набережная, 33 обеспечить учебные кабинеты №№ 5, 12, 13, 14 столами без дефектов и повреждений на рабочей поверхности, также устранить нарушения п. 2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20): в помещении столовой здания школы обеспечить последовательность (поточность) технических процессов сырых полуфабрикатов и готовой продукции. Кроме того, суд обязал Управление образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края обеспечить работу МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части иска к МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа»было отказано в связи с добровольным удовлетворением заявленных исковых требований. Кроме того, суд возложил на школу обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом.

В апелляционной жалобе Управление образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края выражает несогласие с постановленным решением, просит его отменить в части удовлетворения исковых требований об обязании МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» устранить нарушения п. 2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20): в помещении столовой здания школы обеспечить последовательность (поточность) технических процессов сырых полуфабрикатов и готовой продукции. В обоснование доводов жалобы ссылаются на то, что школа не является организацией, оказывающей услуги по организации общественного питания населения, в связи с чем, возложение обязанностей на ответчиков по выполнению п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 неправомерно. Кроме того, положения данных санитарных правил носят рекомендательный характер. Полагают, что при определении нарушений санитарного законодательства в части обеспечения последовательности технических процессов сырых полуфабрикатов и готовой продукции необходимо руководствоваться п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20, которые содержат идентичные требования, указанные в п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Однако, для исполнения требований п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20 необходимо провести реконструкцию, либо постройку нового здания, тогда как здание школы введено в эксплуатацию в 1988 году.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Пикулева Т.В. просила оставить оспариваемое решение без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Управления образования администрации Большесосновского муниципального округа Пшеничникова Н.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала.

Иные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Пермского краевого суда www.oblsud.perm.sudrf.ru, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения в порядке, установленном гл. 39 ГПК РФ, с учетом п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, организацию питания учащихся, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 15.03.2022 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 22.02.2022 № 308 проведена плановая выездная проверка МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа», предметом деятельности которого в соответствии с п. 2.1 Устава школы является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего и основного общего образования.

Предметом проверки являлось соблюдение образовательным учреждением санитарно-эпидемиологических требований.

Из акта проверки от 15.03.2022 № 376 следует, что при осуществлении деятельности в сфере общего образования основной общеобразовательной школой не соблюдаются следующие требования СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28:

в учебных кабинетах №№ 5, 12, 13, 14 покрытие столов имеет сколы на рабочей поверхности (п. 2.4.3);

в учебном кабинете № 4 двое обучающихся не обеспечены мебелью (стол, стул) в соответствии с их ростом (п. 2.4.3);

в лаборантской учебного кабинета № 17 на стене и потолке имеются дефект в виде трещины и отслоения красочного слоя, что не позволяет проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.5.3);

туалет для сотрудников детского сада в здании школы не обеспечен горячей водой (п. 2.6.5);

унитазы санитарных узлов разновозрастной группы детского сада не обеспечены индивидуальными сидениями для каждого ребенка (п. 3.1.7).

Кроме того, в школьной столовой в нарушение п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» в пищеблоке для обучающихся школы не обеспечивается последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции: продовольственное сырье транспортируется через обеденный зал и горячий в склад хранения продукции.

По итогам проверки образовательному учреждению выданы предписания от 15.03.2022 № 318, № 319 об устранении выявленных нарушений по предписанию № 318 – в срок до 28.03.2022, по предписанию № 319 - до 01.09.2022.

Разрешая заявленные требования, частично их удовлетворяя, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения дела, ответчиками не устранены нарушения п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»: в школьной столовой (пищеблоке), не обеспечивается последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции: продовольственное сырье транспортируется через обеденный зал и горячий цех в склад хранения продукции, что подтверждается протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования № 2166 от 02.12.2022, составленным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», письменными пояснениями представителя Управления Роспотребнадзора от 09.12.2022 и объяснениями представителя Управления образования Завирохиной А.А. в судебном заседании 13.12.2022, а также не устранены нарушения п. 2.4.3 Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20), поскольку в здании школы на момент рассмотрения дела учебные кабинеты №№ 5, 12, 13, 14 не обеспечены столами без дефектов и повреждений на рабочей поверхности. Установив, что допущенные МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» вышеприведенные нарушения требований санитарного законодательства свидетельствуют о предоставлении образовательным учреждением образовательных услуг ненадлежащего качества, оказывают негативное влияние на санитарно-эпидемиологическое благополучие детей, суд признал действия МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» в отношении учащихся школы, выразившиеся в нарушении санитарного законодательства Российской Федерации, противоправными, обязал образовательное учреждение устранить таковые, а Управление образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края как учредителя образовательного учреждения обеспечить работу школы в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации в указанной части. Кроме того, на основании абз. 2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд возложил на школу обязанность довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом.

Вместе с тем, установив, что на момент рассмотрения дела, часть вменяемых нарушений была устранена ответчиками в добровольном порядке, а именно: устранены нарушения п.п. 2.4.3, 2.5.3, 2.6.5, 3.1.7 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: в кабинете № 4 обучающиеся обеспечены мебелью (стол и стул) в соответствии с их ростом (п. 2.4.3); дефекты в виде трещины и отслоения красочного слоя в лаборантской кабинета № 17 устранены (п. 2.5.3); туалет для сотрудников детского сада обеспечен горячей водой (п. 2.6.5); унитазы в санитарных узлах разновозрастной группы детского сада обеспечены индивидуальными сидениями на унитаз для каждого ребенка (п. 3.1.7), что подтверждено письменными пояснениями представителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 09.12.2022 и приложенными к ним документами: копией протокола измерения мебели для учебных заведений от 25.11.2022, копией списка обучающихся с 1 по 4 классы, копией экспертного заключения № 2159-ЗФ от 02.12.2022, фототаблицами, суд отказал в соответствующей части иска.

Апелляционная жалоба ответчиком подана на решение суда только в удовлетворенной части иска, в связи с чем проверяется судебной коллегией только в оспариваемой части.

С выводами суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в соответствующей части судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.

Доводы апелляционной жалобы о том, что МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» не является организацией, оказывающей услуги по организации общественного питания населения, в связи с чем возложение на нее обязанности по выполнению требований п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 неправомерно, а также о том, что указанное положение санитарных правил носит рекомендательный характер, в связи с чем не может быть предметом санитарно-эпидемиологического надзора подлежат отклонению.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно статье 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», среди прочего, являются государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Абзацами вторым и четвертым статьи 11 вышеприведенного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

В силу положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы (часть 7 статьи 28 названного выше Федерального закона).

Глава II. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Общие санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общественного питания, направленные на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания» предусматривает особенности организации общественного питания детей, в соответствии с п. 2.5 в предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала.

Таким образом, в силу вышеприведенного правового регулирования, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований образовательными организациями носит обязательный, а не рекомендательный характер, в связи с чем доводы апеллянта об обратном являются ошибочными.

Кроме того, в силу части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в связи с чем проверка организации детского питания на предмет соответствия СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», вопреки суждению автора жалобы правомерно являлась предметом санитарно-эпидемиологического надзора.

Поскольку ответчиком в нарушение требований действующего законодательства не исполнена обязанность по устранению нарушений требований санитарного законодательства СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» при осуществлении деятельности организации питания детей в школьной столовой, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для понуждения МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» к устранению указанных нарушений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при определении нарушений санитарного законодательства в части обеспечения последовательности технических процессов сырых полуфабрикатов и готовой продукции необходимо было руководствоваться п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20, однако, для исполнения требований предписаний указанного пункта необходимо провести реконструкцию, либо постройку нового здания, тогда как здание школы было введено в эксплуатацию в 1988 году, поэтому, по мнению апеллянта, спорное здание может в дальнейшем эксплуатироваться, вопреки позиции ответчика не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований с учетом того, что выявленное нарушение санитарных правил безусловно установлено и не оспаривается ответчиками, а п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 по своему содержанию полностью дублирует п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20, при этом, СанПин 2.3/2.4.3590-20 регулирует исключительно вопросы питания, что является предметом настоящего спора, тогда как СП 2.4.3648-20 направлен на организацию воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Тот факт, что СП 2.3/2.4.3590-20 вступили в силу с 01 января 2021 года, не освобождает ответчиков от обязанности соблюдения предусмотренных санитарно-эпидемиологических требований.

Согласно п. 2.4.3 Устава образовательного учреждения к видам деятельности школы также относятся услуги по питанию учащихся (л.д. 57).

Судебная коллегия отмечает, что с учетом положений ГОСТа 30389-2013. «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (вместе с «Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов») (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст), школьная столовая – это обслуживающее школьников предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным меню по дням недели, в связи с чем, вопреки ошибочным доводам апеллянта, требования СанПиН 2.3/2.4.3590-20 по организации питания в школе в полной мере к ней применимы.

Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ответчиками не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности без реконструкции здания исключить встречные потоки сырой и готовой продукции в школьной столовой, то есть, исключить транспортировку сырья в склад через обеденный зал и через зону приготовления пищи для детей.

Более того, со стороны апеллянта не представлено доказательств того, что здание школы с 1988 года по настоящее время используется в соответствии с утвержденной типовой проектной документацией на строительство и втечение периода его эксплуатации не подвергалось реконструкции, переоборудованию и пр.

Как верно отмечено судом первой инстанции, требования санитарного законодательства, в том числе, при организации питания в школе, должны соблюдаться безусловно и независимо от особенностей конструктивных и планировочных решений зданий, года их постройки и ввода в эксплуатацию, поскольку эти требования направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в настоящем случае, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью школьников, угрозу возникновения и распространения среди них инфекционных заболеваний, что недопустимо.

Поскольку Управление образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края согласно п. 1.3 Устава МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» исполняет функции учредителя образовательного учреждения (л.д. 56-оборот), то суд правомерно возложил на указанного ответчика обязанность по контролю за соблюдением школой норм санитарного законодательства, а также недопущению нарушения прав детей на безопасное питание в образовательном учреждении.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции при вынесении оспариваемого решения правильно определил нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дал обстоятельный анализ позиции, на которой основывали стороны свои требования в суде первой инстанции.

Правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Большесосновского районного суда Пермского края от 13.12.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подпись

Мотивированное апелляционное определение изготовлено дата.

УИД № 59RS0013-01-2022-000596-26

Дело № 33-2639/2023

Судья Бахарева Е.Б.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Пермь 14 марта 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Казанцевой Е.С.,

судей Бабиновой Н.А., Мухтаровой И.А.,

при секретаре Рожковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело № 2-394/2022 по иску Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю, Западный территориальный отдел к МБОУ Большесосновская общеобразовательная школа о признании противоправными в отношении неопределенного круга потребителей действий МБОУ Большесосновская общеобразовательная школа выразившихся в оказании образовательной услуги с нарушением санитарных правил,

по апелляционной жалобе Управления образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 13.12.2022.

Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., пояснения представителя ответчика Управления образования администрации Большесосновского муниципального округа Пшеничниковой Н.А., изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в порядке ст. 46 ГПК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском с учетом его уточнения к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Бердышевская основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа»), указав, что в результате плановой выездной проверки на предмет соблюдения обязательных требований действующего законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении деятельности в сфере образования, проведенной на основании решения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 22.02.2022 № 308 выявлены нарушения требований п. п. 2.4.3, 2.5.3, 2.6.5, 3.1.7 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, в частности: в учебных кабинетах №№ 5, 12, 13, 14 покрытие столов имеет сколы на рабочей поверхности; в учебном кабинете № 4 двое обучающихся не обеспечены мебелью (стол, стул) в соответствии с их ростом; в лаборантской учебного кабинета № 17 на стене и потолке имеются дефект в виде трещины и отслоения красочного слоя, что не позволяет проведений влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств; туалет для сотрудников детского сада в здании школы не обеспечен горячей водой, унитазы санитарных узлов разновозрастной группы не обеспечены индивидуальными сидениями для каждого ребенка. Кроме того, в нарушение требований п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» в пищеблоке для обучающихся школы не обеспечивается последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции: продовольственное сырье транспортируется через обеденный зал и горячий цех в склад хранения продукции. Свои требования обосновывает тем, что вышеприведенными положениями санитарного законодательства, положениями ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическим благополучии населения», Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 40 Закона РФ 07.02.1990 № 2300-1 «О защите прав потребителей», истец просит суд признать действия МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа», выразившиеся в нарушении санитарного законодательства незаконными, обязать образовательное учреждение в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушение требований п.п. 2.4.3, 2.5.3, 2.6.5, 3.1.7 СП 2.4.3648-20, п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Кроме того, просили возложить на Управление образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края обязанность обеспечить работу образовательного учреждения в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

Решением Большесосновского районного суда Пермского края от 13.12.2022 исковые требования удовлетворены частично, признаны противоправными действия МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» в отношении учащихся школы, выразившиеся в нарушении санитарного законодательства Российской Федерации, МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» обязана в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения п. 2.4.3 Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20): в здании школы по адресу Пермский край, Большесосновский район, с. Бердышево, ул. Набережная, 33 обеспечить учебные кабинеты №№ 5, 12, 13, 14 столами без дефектов и повреждений на рабочей поверхности, также устранить нарушения п. 2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20): в помещении столовой здания школы обеспечить последовательность (поточность) технических процессов сырых полуфабрикатов и готовой продукции. Кроме того, суд обязал Управление образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края обеспечить работу МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части иска к МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа»было отказано в связи с добровольным удовлетворением заявленных исковых требований. Кроме того, суд возложил на школу обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом.

В апелляционной жалобе Управление образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края выражает несогласие с постановленным решением, просит его отменить в части удовлетворения исковых требований об обязании МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» устранить нарушения п. 2.5 Санитарно-эпидемиологических требований к организации общественного питания населения (СанПиН 2.3/2.4.3590-20): в помещении столовой здания школы обеспечить последовательность (поточность) технических процессов сырых полуфабрикатов и готовой продукции. В обоснование доводов жалобы ссылаются на то, что школа не является организацией, оказывающей услуги по организации общественного питания населения, в связи с чем, возложение обязанностей на ответчиков по выполнению п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 неправомерно. Кроме того, положения данных санитарных правил носят рекомендательный характер. Полагают, что при определении нарушений санитарного законодательства в части обеспечения последовательности технических процессов сырых полуфабрикатов и готовой продукции необходимо руководствоваться п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20, которые содержат идентичные требования, указанные в п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Однако, для исполнения требований п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20 необходимо провести реконструкцию, либо постройку нового здания, тогда как здание школы введено в эксплуатацию в 1988 году.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Пикулева Т.В. просила оставить оспариваемое решение без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Управления образования администрации Большесосновского муниципального округа Пшеничникова Н.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала.

Иные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения соответствующей информации на сайте Пермского краевого суда www.oblsud.perm.sudrf.ru, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения в порядке, установленном гл. 39 ГПК РФ, с учетом п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, организацию питания учащихся, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий согласно ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 15.03.2022 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю на основании распоряжения заместителя руководителя Управления от 22.02.2022 № 308 проведена плановая выездная проверка МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа», предметом деятельности которого в соответствии с п. 2.1 Устава школы является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего и основного общего образования.

Предметом проверки являлось соблюдение образовательным учреждением санитарно-эпидемиологических требований.

Из акта проверки от 15.03.2022 № 376 следует, что при осуществлении деятельности в сфере общего образования основной общеобразовательной школой не соблюдаются следующие требования СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28:

в учебных кабинетах №№ 5, 12, 13, 14 покрытие столов имеет сколы на рабочей поверхности (п. 2.4.3);

в учебном кабинете № 4 двое обучающихся не обеспечены мебелью (стол, стул) в соответствии с их ростом (п. 2.4.3);

в лаборантской учебного кабинета № 17 на стене и потолке имеются дефект в виде трещины и отслоения красочного слоя, что не позволяет проведение влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.5.3);

туалет для сотрудников детского сада в здании школы не обеспечен горячей водой (п. 2.6.5);

унитазы санитарных узлов разновозрастной группы детского сада не обеспечены индивидуальными сидениями для каждого ребенка (п. 3.1.7).

Кроме того, в школьной столовой в нарушение п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» в пищеблоке для обучающихся школы не обеспечивается последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции: продовольственное сырье транспортируется через обеденный зал и горячий в склад хранения продукции.

По итогам проверки образовательному учреждению выданы предписания от 15.03.2022 № 318, № 319 об устранении выявленных нарушений по предписанию № 318 – в срок до 28.03.2022, по предписанию № 319 - до 01.09.2022.

Разрешая заявленные требования, частично их удовлетворяя, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения дела, ответчиками не устранены нарушения п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»: в школьной столовой (пищеблоке), не обеспечивается последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции: продовольственное сырье транспортируется через обеденный зал и горячий цех в склад хранения продукции, что подтверждается протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования № 2166 от 02.12.2022, составленным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», письменными пояснениями представителя Управления Роспотребнадзора от 09.12.2022 и объяснениями представителя Управления образования Завирохиной А.А. в судебном заседании 13.12.2022, а также не устранены нарушения п. 2.4.3 Санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП 2.4.3648-20), поскольку в здании школы на момент рассмотрения дела учебные кабинеты №№ 5, 12, 13, 14 не обеспечены столами без дефектов и повреждений на рабочей поверхности. Установив, что допущенные МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» вышеприведенные нарушения требований санитарного законодательства свидетельствуют о предоставлении образовательным учреждением образовательных услуг ненадлежащего качества, оказывают негативное влияние на санитарно-эпидемиологическое благополучие детей, суд признал действия МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» в отношении учащихся школы, выразившиеся в нарушении санитарного законодательства Российской Федерации, противоправными, обязал образовательное учреждение устранить таковые, а Управление образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края как учредителя образовательного учреждения обеспечить работу школы в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации в указанной части. Кроме того, на основании абз. 2 ст. 46 Закона РФ «О защите прав потребителей» суд возложил на школу обязанность довести решение суда до сведения потребителей через средства массовой информации или иным способом.

Вместе с тем, установив, что на момент рассмотрения дела, часть вменяемых нарушений была устранена ответчиками в добровольном порядке, а именно: устранены нарушения п.п. 2.4.3, 2.5.3, 2.6.5, 3.1.7 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»: в кабинете № 4 обучающиеся обеспечены мебелью (стол и стул) в соответствии с их ростом (п. 2.4.3); дефекты в виде трещины и отслоения красочного слоя в лаборантской кабинета № 17 устранены (п. 2.5.3); туалет для сотрудников детского сада обеспечен горячей водой (п. 2.6.5); унитазы в санитарных узлах разновозрастной группы детского сада обеспечены индивидуальными сидениями на унитаз для каждого ребенка (п. 3.1.7), что подтверждено письменными пояснениями представителя Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 09.12.2022 и приложенными к ним документами: копией протокола измерения мебели для учебных заведений от 25.11.2022, копией списка обучающихся с 1 по 4 классы, копией экспертного заключения № 2159-ЗФ от 02.12.2022, фототаблицами, суд отказал в соответствующей части иска.

Апелляционная жалоба ответчиком подана на решение суда только в удовлетворенной части иска, в связи с чем проверяется судебной коллегией только в оспариваемой части.

С выводами суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в соответствующей части судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.

Доводы апелляционной жалобы о том, что МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» не является организацией, оказывающей услуги по организации общественного питания населения, в связи с чем возложение на нее обязанности по выполнению требований п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 неправомерно, а также о том, что указанное положение санитарных правил носит рекомендательный характер, в связи с чем не может быть предметом санитарно-эпидемиологического надзора подлежат отклонению.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения - публично-правовая обязанность государства, обусловленная необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Формами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения согласно статье 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», среди прочего, являются государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и обязательное соблюдение гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Абзацами вторым и четвертым статьи 11 вышеприведенного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (пункт 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

В силу положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы (часть 7 статьи 28 названного выше Федерального закона).

Глава II. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Общие санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общественного питания, направленные на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания» предусматривает особенности организации общественного питания детей, в соответствии с п. 2.5 в предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала.

Таким образом, в силу вышеприведенного правового регулирования, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований образовательными организациями носит обязательный, а не рекомендательный характер, в связи с чем доводы апеллянта об обратном являются ошибочными.

Кроме того, в силу части 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в связи с чем проверка организации детского питания на предмет соответствия СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», вопреки суждению автора жалобы правомерно являлась предметом санитарно-эпидемиологического надзора.

Поскольку ответчиком в нарушение требований действующего законодательства не исполнена обязанность по устранению нарушений требований санитарного законодательства СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» при осуществлении деятельности организации питания детей в школьной столовой, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для понуждения МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» к устранению указанных нарушений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при определении нарушений санитарного законодательства в части обеспечения последовательности технических процессов сырых полуфабрикатов и готовой продукции необходимо было руководствоваться п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20, однако, для исполнения требований предписаний указанного пункта необходимо провести реконструкцию, либо постройку нового здания, тогда как здание школы было введено в эксплуатацию в 1988 году, поэтому, по мнению апеллянта, спорное здание может в дальнейшем эксплуатироваться, вопреки позиции ответчика не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований с учетом того, что выявленное нарушение санитарных правил безусловно установлено и не оспаривается ответчиками, а п. 2.5 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 по своему содержанию полностью дублирует п. 2.3.3 СП 2.4.3648-20, при этом, СанПин 2.3/2.4.3590-20 регулирует исключительно вопросы питания, что является предметом настоящего спора, тогда как СП 2.4.3648-20 направлен на организацию воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.

Тот факт, что СП 2.3/2.4.3590-20 вступили в силу с 01 января 2021 года, не освобождает ответчиков от обязанности соблюдения предусмотренных санитарно-эпидемиологических требований.

Согласно п. 2.4.3 Устава образовательного учреждения к видам деятельности школы также относятся услуги по питанию учащихся (л.д. 57).

Судебная коллегия отмечает, что с учетом положений ГОСТа 30389-2013. «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» (вместе с «Минимальными требованиями к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов») (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст), школьная столовая – это обслуживающее школьников предприятие общественного питания, производящее и реализующее блюда в соответствии с разнообразным меню по дням недели, в связи с чем, вопреки ошибочным доводам апеллянта, требования СанПиН 2.3/2.4.3590-20 по организации питания в школе в полной мере к ней применимы.

Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ответчиками не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии технической возможности без реконструкции здания исключить встречные потоки сырой и готовой продукции в школьной столовой, то есть, исключить транспортировку сырья в склад через обеденный зал и через зону приготовления пищи для детей.

Более того, со стороны апеллянта не представлено доказательств того, что здание школы с 1988 года по настоящее время используется в соответствии с утвержденной типовой проектной документацией на строительство и втечение периода его эксплуатации не подвергалось реконструкции, переоборудованию и пр.

Как верно отмечено судом первой инстанции, требования санитарного законодательства, в том числе, при организации питания в школе, должны соблюдаться безусловно и независимо от особенностей конструктивных и планировочных решений зданий, года их постройки и ввода в эксплуатацию, поскольку эти требования направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в настоящем случае, несоблюдение которых создает угрозу жизни и здоровью школьников, угрозу возникновения и распространения среди них инфекционных заболеваний, что недопустимо.

Поскольку Управление образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края согласно п. 1.3 Устава МБОУ «Бердышевская основная общеобразовательная школа» исполняет функции учредителя образовательного учреждения (л.д. 56-оборот), то суд правомерно возложил на указанного ответчика обязанность по контролю за соблюдением школой норм санитарного законодательства, а также недопущению нарушения прав детей на безопасное питание в образовательном учреждении.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции при вынесении оспариваемого решения правильно определил нормы материального права, подлежащие применению, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, дал обстоятельный анализ позиции, на которой основывали стороны свои требования в суде первой инстанции.

Правовых оснований, влекущих в пределах действия ст. 330 ГПК РФ отмену постановленного по делу решения, судебной коллегией при рассмотрении жалобы не установлено, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Большесосновского районного суда Пермского края от 13.12.2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подпись

Мотивированное апелляционное определение изготовлено дата.

33-2639/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю,Западный территориальный отдел
Ответчики
МБОУ Бердышевская основная общеобразовательная школа
Другие
Управление образования администрации Большесосновского муниципального округа Пермского края
Пикулева Татьтяна Владимровна
Трескова Екатерина Сергеевна
Завирохина Анастстаися Александровна
Лабутин Алекссандр Юрьевич
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Мухтарова Ирина Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
03.02.2023Передача дела судье
14.03.2023Судебное заседание
17.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2023Передано в экспедицию
14.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее