Судья Багателия Н.В.                             33-2028/2023 (2-754/2022)

УИД 86RS0003-01-2022-001599-73

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 апреля 2023 года                            г.Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи            Ивановой И.Е.,

судей                            Решетниковой О.В., Степановой М.Г.

при ведении протокола помощником судьи Рахматулиной А.Б.,рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Кустовой К.В., Кустова А.В. к администрации Нижневартовского района о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма,

по апелляционной жалобе Кустовой К.В., Кустова А.В. на решение Нижневартовского районного суда от 22 декабря 2022 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В.,объяснения истца Кустовой К.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

                                                          установила:

         Кустова К.В., Кустов А.В. обратились в суд с вышеуказанными исковыми заявлениями к администрации Нижневартовского района.

Требования мотивированы тем, что истцы проживают по адресу: (адрес).

Указанная квартира была предоставлена по договору социального найма их (ФИО)22 Площадь жилого помещения составляет 38,8 кв.м., жилая - 22,3 кв.м., проживают они втроем.

Жилая площадь квартиры не позволяет истцам проживать в рамках нормы, в связи с чем они обратились с заявлениями о предоставлении отдельных жилых помещений, в чем им было отказано, поскольку общая площадь квартиры соответствует норме.

Считали, что нарушаются их права как детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих право на предоставление жилого помещения.

Просили обязать ответчика предоставить им благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Истец Кустова К.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске, пояснила, что с (ФИО)21 проживать она не может, поскольку бабушка конфликтная, они ссорятся по любому поводу, кроме того, она чрезмерно их опекает, чем мешает им жить.

Истец Кустов А.В. в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие по правилам статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель истца Кустова А.В. - Пархоменко М.В. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования.

Пояснила, что <данные изъяты> и является нанимателем квартиры, в которой проживают истцы.

Квартира находится в новом 2-этажном доме, но дети с <данные изъяты> проживать не могут, поскольку у нее психическое заболевание.

По поводу болезни <данные изъяты> в психо-неврологический диспансер они не обращались.

Просила предоставить истцам жилые помещения по договорам социального найма в (адрес).

Представитель ответчика администрации Нижневартовского района Агеева С.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснила, что квартира, в которой зарегистрированы истцы, по площади соответствует установленным нормам из расчета на 1 человека, а иных оснований, установленных Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не имеется.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе Кустова К.В., Кустов А.В. просят решение отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.

Полагают, что решение суда нарушает их права как детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право, согласно п.1 ст.5 Закона ХМАО – Югры от 09.09.2009 № 86-оз «О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре».

Отмечают, что в решении Администрации Нижневартовского района об отказе содержится ссылка на решение Совета депутатов <данные изъяты> (номер), в соответствии с которым учетная норма на каждого зарегистрированного гражданина в жилом помещении соблюдена. Указывают, что в данном решении идет речь о жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, тогда как истребуемые жилые помещения должны быть предоставлены в рамках Закона № 86-оз.

Считают, что при наличии в формулировке об учетной норме только данных о социальном найме, вопросы предоставления жилого помещения специализированных жилых помещений не могут разрешаться с учетом указанного решения.

Указывают, что жилая площадь квартиры составляет 22,4 кв.м., при этом на данной жилой площади в одной комнате проживают 2 женщины и 1 мужчина. Со ссылкой на п.1 ст.58 ЖК РФ отмечают, что при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия. В их случае согласия не спрашивали.

В тексте письменных возражений администрация Нижневартовского района просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Истец Кустов А.В., представитель ответчика администрации Нижневартовского района в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Закона лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (пункт 1 статьи 8 Закона).

Пункт 4 статьи 8 Закона предусматривает, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 5 данной статьи).

В Ханты-Мансийском автономном округе - Югре отношения, связанные с обеспечением детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями, урегулированы Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-ОЗ "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (далее - Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-ОЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается Правительством автономного округа.

Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, а также в целях реализации статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, статьи 5 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-ОЗ Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принято постановление от 25 января 2013 года N 21-п, которым утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных лиц в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Для установления факта невозможности проживания в жилом помещении законные представители детей-сирот в течение 30 календарных дней со дня достижения детьми возраста 14 лет или возникновения по достижении детьми возраста 14 лет обстоятельств, свидетельствующих о невозможности проживания в жилом помещении, представляют в уполномоченный орган заявление о признании факта невозможности проживания в жилом помещении с приложением документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, подтверждающих обстоятельства.

Заявление могут также представить дети-сироты, лица из числа детей-сирот и иные лица, если их законные представители в установленном порядке с заявлением не обращались до достижения ими возраста 18 лет или указанные лица не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

В пункте 6 Порядка содержится перечень документов (сведений), необходимых для подтверждения обстоятельств и запрашиваемых уполномоченным органом в течение трех рабочих дней со дня представления заявителем заявления и документов, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, в том числе заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Пункт 11 Порядка устанавливает основания для отказа в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, которыми являются:

непредставление заявителем документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка;

неподтверждение обстоятельств;

предоставление недостоверных либо заведомо ложных сведений.

Решением Совета депутатов <данные изъяты> от 17.11.2009 № (номер) «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилых помещений по договорам социального найма», установлена учетная норма площади жилого помещения по договору социального в размере менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцы являются лицами, оставшимися без попечения родителей, в связи с чем постановлением администрации г. Нижневартовска от <данные изъяты>

На основании типового договора социального найма жилого помещения (номер) от 20.05.2008, (ФИО)23 и членам ее семьи (<данные изъяты>) - Кустову А.В. и Кустовой К.В., в бессрочное владение и пользование было передано изолированное жилое помещение, общей площадью 40,3 кв.м., расположенное по адресу: (адрес).

Согласно техническому паспорту жилого помещения (номер) в доме (адрес) общая площадь данного помещения составляет 40,3 кв.м., имеются 2 жилые комнаты, площадью 14,0 кв.м., 8,4 кв.м.

На основании постановления администрации Нижневартовского района от 01.10.2019 Кустову А.В. отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: (адрес).

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, исходя из того, что площадь жилого помещения, приходящаяся на одного члена семьи, соответствует учетной норме, квартира, в которой проживают истцы, состоит из двух жилых комнат, и в установленном порядке данная квартира непригодной для проживания не признавалась, отсутствуют основания для предоставления истцам жилых помещений по договору социального найма, равно как и специализированного найма, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Вопреки доводам апелляционной жалобы суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил неправильного применения норм материального права, влекущего отмену решения в апелляционном порядке.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном понимании норм материального права и ошибочной трактовке собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств, не содержат юридически значимых по делу обстоятельств, не учтенных судом первой инстанции и влияющих на правильность разрешения спора, о допущении судом нарушений норм материального и процессуального права не свидетельствуют, а потому по доводам апелляционной жалобы правильное судебное решение отменено быть не может.

Кроме того, выводы суда первой инстанции не противоречат "Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания к отмене решения, доводы жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства, имеющие значение по делу судом установлены правильно.

Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Нижневартовского районного суда от 22 декабря 2022 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу Кустовой К.В., Кустова А.В. - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 10 апреля 2023 года.

Председательствующий Иванова И.Е.
Судьи Решетникова О.В.Степанова М.Г.

33-2028/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кустов Артем Владимирович
Кустова Карина Владимировна
Ответчики
Администрация Нижневартовского района ХМАО-Югры
Суд
Суд Ханты-Мансийского автономного округа
Дело на сайте суда
oblsud.hmao.sudrf.ru
10.03.2023Передача дела судье
04.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.04.2023Передано в экспедицию
04.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее