РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 29 августа 2017 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе: председательствующего: судьи Михайлова О.В., при секретаре: Яковлевой А.Ю., с участием: представителя истца: ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл Семеновой С.М., ответчика Ласточкиной С.В., представителя третьего лица – Отдела образования МО «Звениговский муниципальный район» Гордеевой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску:
Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл к Ласточкиной С. В. о взыскании неправомерно полученной выплаты по уходу за детьми-инвалидами,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Марий Эл (далее – ГУ - УПРФ в <адрес> РМЭ, истец) обратилось в суд с исковым заявлением, указанным выше, к Ласточкиной С.В. (далее - ответчик), в котором просило взыскать с последней причиненный ущерб – неправомерно полученную выплату по уходу за детьми-инвалидами в размере 154000 рублей 00 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 4270 рублей 00 копеек.
В судебном заседании представитель истца ГУ - УПФР в <адрес> РМЭ Семенова С.М., действующая на основании Доверенности № от <дата>, исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, суду пояснила, что ответчик Ласточкина С.В. является опекуном детей-инвалидов Гайдукова В.И. <дата> года рождения и Гайдукова А.И., <дата> года рождения, получающих пенсии по инвалидности. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" ежемесячные компенсационные выплаты в размере 5500 рублей предоставляются неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом либо престарелым, нуждающимся в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет. Указанные компенсационные выплаты производятся названным категориям нетрудоспособных граждан к установленной им пенсии в период осуществления ухода за ними, независимо от их родственных отношений и совместного проживания с лицом, осуществляющим за ним уход. Компенсация к пенсиям детей–инвалидов установлена согласно заявлению Ласточкиной С.В. от <дата>, в соответствии с которым она обязалась при поступлении на работу сообщить об этом в УПФР, при возникновении обязательств, влекущих переплату пенсии, возместить расходы. В соответствии с п. 5 ст. 26 ФЗ «О страховых пенсиях» получатели пенсии и иных выплат, обязаны безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты. В результате проверки, проведенной специалистами УПФР установлено, что с <дата> по <дата> Ласточкина С.В. оформила договора от <дата> №№ и 08-14 об осуществлении опеки на возмездной основе с отделом образования Администрации МО «Звениговский муниципальный район» по которым ей выплачивалось вознаграждение в размере 1,5 тысяч рублей на каждого ребенка-инвалида с детства – Гайдукова В.И. <дата> года рождения и Гайдукова А.И., <дата> года рождения, однако, не сообщила об этом в установленном законом порядке в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение - УПФР. Выплата компенсации к пенсиям была прекращена с момента, когда в УПФР стали известны данные о доходе, поскольку отдел образования отчитался о Ласточкиной С.В., как о работающей, перечислил взносы на ее пенсионное страхование. Указанные обстоятельства повлекли необоснованную выплату компенсации к пенсии Гайдукова В.И. и Гайдукова А.И. в размере 154000 рублей за период времени с <дата> по <дата>, переплата не погашена. Согласно Постановлению Правительства РФ от 2.05.2013 года N 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства 1 группы» компенсация по уходу за нетрудоспособным лицом производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии. Финансирование расходов, связанных с осуществлением ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год. Согласно ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб. Учитывая вышеизложенное, ответчиком подлежат возмещению средства в сумме 154000 рублей, неправомерно полученные ею за период с <дата> по <дата>, указанная сумма является переплатой по вине ухаживающего лица – ответчика Ласточкиной С.В., которая, нарушив обязательство, закрепленное ст. 28 Закона РФ «О страховых пенсиях», не сообщила в установленный законом срок в УПФР о факте заключения договора на оказание возмездных услуг в связи с чем ответчица перестала быть неработающим лицом, следовательно, утратила право на получение ежемесячных выплат в размере 5500 рублей на основании Указа Президента РФ № от <дата>. В связи с расторжением с <дата> договоров от <дата> №№ и № об осуществлении опеки на возмездной основе, ежемесячная выплата в размере 5500 рублей на ребенка-инвалида Гайдукова А.И. <дата> года рождения в настоящее время производится, выплата на ребенка-инвалида Гайдукова В.И. <дата> года рождения не производится в связи с его нахождением на государственном обеспечении в доме-интернате. О наличии вышеуказанных договоров и получении Ласточкиной С.В. выплат в размере 1500 рублей ежемесячно на каждого ребенка при осуществлении опеки на возмездных условиях УПФР стало известно после предоставления Отделом образования ежегодных сведений на Ласточкину С.В., как застрахованную в системе пенсионного страхования. При обращении в суд истцом была уплачена государственная пошлина в размере 4270 рублей, являющаяся судебными расходами и подлежащая взысканию с ответчика.
Представитель третьего лица – Отдела образования Администрации МО «Звениговский муниципальный район» Гордеева Е.И., действующая на основании Доверенности №-д от <дата>, в судебном заседании показала, что Ласточкина С.В., на основании Постановления Администрации МО «Звениговский муниципальный район» № от <дата>, является опекуном несовершеннолетних детей-инвалидов Гайдукова В.И. <дата> года рождения и Гайдукова А.И., <дата> года рождения, <дата> с ней отделом образования, как органом опеки и попечительства, были заключены Договоры № и № об осуществлении опеки на возмездных условиях, с выплатой ежемесячного вознаграждения в размере 1500 рублей на каждого ребенка, указанное считает трудовой деятельностью, отделом образования на Ласточкину С.В. производились страховые отчисления в пенсионный фонд, подавались сведения о стаже, удерживался ли подоходный налог, не знает, разъяснялись ли Ласточкиной С.В. при заключении договоров возможные последствия, связанные с иными выплатами как опекуну, не знает, указанные выплаты в размере 1500 рублей ежемесячно производились именно опекуну, иные расходы на содержания опекаемых детей – расходы на их одежду, питание и т.д., производились отдельно.
Ответчик Ласточкина С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать, суду пояснила, что является опекуном несовершеннолетних детей-инвалидов с детства Гайдукова В.И. <дата> года рождения и Гайдукова А.И., <дата> года рождения, ей производись выплаты в УПФР по уходу на каждого ребенка по 5500 рублей, при обращении в УПФР писала заявление, где, в т.ч., указала, что при устройстве на работу обязуется в течении 5 дней сообщить об этом, в декабре 2014 года по предложению отдела образования, заключила договоры опеки на возмездных условиях, при этом ей не разъяснялись возможные последствия, касающиеся осуществления иных выплат, ее не предупреждали о том, что будут производиться отчисления в пенсионный фонд и подаваться сведения, о заключении договоров УПФР не уведомляла. Заключение с ней договоров об осуществлении опеки на возмездных условиях и связанные с этим выплаты по 1500 рублей на каждого ребенка трудовой деятельностью не считает, трудовой договор с ней не заключался, записи в ее трудовую книжку не вносились, недобросовестности в ее действиях нет. Полно и мотивированно ее позиция изложена в отзыве на иск, который просит принять за основу.
В судебно заседании исследованы материалы дела, представленные сторонами доказательства и материалы, а также выплатные дела Гайдукова В.И. <дата> года рождения и Гайдукова А.И., <дата> года рождения, представленные суду для обозрения представителем истца.
Согласно Постановления Администрации МО «Звениговский муниципальный район» № от <дата>, Ласточкина С.В. является опекуном несовершеннолетних детей-инвалидов Гайдукова В.И. <дата> года рождения и Гайдукова А.И., <дата> года рождения (л/д 8), Гайдуков В.И. <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом с детства (Свидетельство серии МСЭ-№ № (л/д 5)); Гайдуков А.И., <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом с детства (Свидетельство серии МСЭ-№ № (л/д 6)); указанные являются получателями пенсии, как дети-инвалиды, <дата> Ласточкина С.В. обратилась в ГУ - УПФР в <адрес> РМЭ с заявлениями о назначении ежемесячной выплаты по удоду за детьми-инвалидами Гайдуковым В.И. <дата> года рождения и Гайдуковым А.И., <дата> года рождения, при этом указала, что работающей не является, обязалась, в случае трудоустройства, сообщить об этом в течении 5 дней, Решениями ГУ - УПФР в <адрес> РМЭ от <дата> № и № Ласточкиной С.В. с <дата> установлены выплаты в размере по 5500 рублей (на каждого) по уходу за детьми-инвалидами Гайдуковым В.И. <дата> года рождения и Гайдуковым А.И., <дата> года рождения; Решением ГУ - УПФР в <адрес> РМЭ от <дата> б/н, выплата в размере 5500 рублей по уходу за ребенком-инвалидом Гайдуковым В.И. <дата> года рождения, прекращена с <дата>; Решением ГУ - УПФР в <адрес> РМЭ от <дата> №, выплата в размере 5500 рублей по уходу за ребенком-инвалидом Гайдуковым В.И. <дата> года рождения, была назначена вновь с <дата> на время летних каникул; Решением ГУ - УПФР в <адрес> РМЭ от <дата> б/н, выплата в размере 5500 рублей по уходу за ребенком-инвалидом Гайдуковым А.И. <дата> года рождения, прекращена с <дата>; Распоряжением ГУ - УПФР в <адрес> РМЭ от <дата> №, выплата в размере 5500 рублей по уходу за ребенком-инвалидом Гайдуковым А.И. <дата> года рождения, возобновлена с <дата>; согласно расчета переплаты, переплата по уходу за ребенком-инвалидом Гайдуковым А.И. <дата> года рождения, в период с <дата> года по <дата> года составила 71500 рублей (л/д 3); согласно расчета переплаты, переплата по уходу за ребенком-инвалидом Гайдуковым В.И. <дата> года рождения, в период с <дата> года по <дата> года составила 82500 рублей (л/д 4); а всего 154000 рублей, указанные расчеты судом проверены и признаны правильными.
Согласно Договоров от <дата> №№ и № об осуществлении опеки на возмездной основе, указанные заключены между Отделом образования Администрации МО «Звениговский муниципальный район» (орган опеки и попечительства) и Ласточкиной С.В., согласно п. 1, 2 договоров Отдел образования передает, а Ласточкина С.В. принимает на воспитание в семью, соответственно Гайдукова А.И. <дата> года рождения, и Гайдукова В.И. <дата> года рождения, Отдел образования обязуется ежемесячно выплачивать вознаграждение в размере 1500 рублей на каждого ребенка (л/д 7); указанное подтверждается справками Отдела образования Администрации МО «Звениговский муниципальный район» от <дата> №№ и № где также указано, что выплаты прошли <дата> (с доплатой за период с <дата> по <дата>); согласно справки Отдела образования Администрации МО «Звениговский муниципальный район» от <дата> №, Ласточкина С.В. осуществляла опеку на возмездных условиях, начислялся и удерживался подоходный налог, перечислялись взносы во внебюджетные фонды, в том числе Пенсионный Фонд РФ. Вышеуказанные договоры были расторгнуты с <дата> (Приказы Отдела образования Администрации МО «Звениговский муниципальный район» от <дата> №№а и №).
Давая оценку вышеизложенному, суд считает установленным, что в период получения ежемесячных выплат в размере 5500 рублей на основании Указа Президента РФ № 175 от 26.02.2013 года в связи с уходом за детьми-инвалидами с детства – Гайдуковым В.И. <дата> года рождения и Гайдуковым А.И., <дата> года рождения, Ласточкина С.И. заключила с Отделом образования Администрации МО «Звениговский муниципальный район» Договоры от <дата> №№ и № об осуществлении опеки на возмездной основе, получала ежемесячные выплаты в размере 1500 рублей на каждого ребенка, с указанного вознаграждения уплачивались налоги и производились отчисления страховых взносов, в т.ч., на обязательное пенсионное страхование, однако, не сообщила об этом в установленном законом порядке, и в исполнение принятых на себя обязательств, в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение – ГУ - УПФР в <адрес> РМЭ.
Выслушав объяснения и принимая во внимание позицию участников процесса, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.02.2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан постановлено установить с <дата> ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) - в размере 5500 руб.; другим лицам - в размере 1200 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2.05.2013 года N 397 "Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы" утверждены Правила осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы (далее - Правила), в пункте 2 которых предусмотрено, что ежемесячная выплата устанавливается проживающим на территории Российской Федерации родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), а также другому лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, независимо от совместного проживания с ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Ежемесячная выплата устанавливается одному лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним (пункт 3 Правил).
В соответствии с пунктом 4 Правил ежемесячная выплата устанавливается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии ребенку-инвалиду в возрасте до 18 лет или инвалиду с детства I группы.
В пункте 12 Правил перечислены основания для прекращения ежемесячной выплаты. Одним из таких оснований является выполнение лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (подпункт "д" пункта 12 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что ежемесячная выплата лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы, производится при условии отсутствия у такого лица оплачиваемой работы, то есть если такое лицо является неработающим.
В соответствии с пунктом 1 ст. 145 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (пункт 1 ст. 121 СК РФ), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.
В силу части 1 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 2 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Согласно ст. 2 Закона Республики Марий Эл № 56-З от 21.10.2008 года «О вознаграждении опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан и внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам опеки и попечительства» выплата вознаграждения опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан осуществляется в случае принятия по опеку (попечительство), в т.ч., детей-инвалидов; выплата вознаграждения осуществляется на основании договора об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях; размер ежемесячного вознаграждения составляет 1500 рублей. Выплата вознаграждения опекуну (попечителю) осуществляется органами опеки и попечительства в порядке, установленном Законом Республики Марий Эл "О приемной семье" для выплаты вознаграждения приемным родителям.
Из изложенных норм регионального законодательства видно, что получаемое опекунами вознаграждение за оказание услуг по воспитанию ребенка приравнивается к заработной плате.
В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) приведены виды доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в статье 9 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действовавшего на момент возникновения спорных отношений и утратившего силу с 1.01.2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3.07.2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Вознаграждение опекунам не относится к предусмотренным ст. 217 НК РФ и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (опекунов), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
Следовательно, принимая на себя обязательства опекуна за вознаграждение по договору об осуществлении опеки на возмездных условиях, опекун выполняет оплачиваемую работу. Между тем право на получение ежемесячной выплаты по уходу за ребенком-инвалидом, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26.02.2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы", имеют только неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Из вышеуказанного следует, что ответчик Ласточкина С.В. необоснованно получила предусмотренные положениями Указа Президента Российской Федерации от 26.02.2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" ежемесячные выплаты в связи с осуществлением ухода за детьми-инвалидами Гайдуковым В.И. <дата> года рождения и Гайдуковым А.И., <дата> года рождения в общем размере 154000 рублей, поскольку, по убеждению суда, ответчик Ласточкина С.В., как опекун, заключивший договор об осуществлении опеки на возмездных условиях, в период его действия и получения предусмотренных указанным договором ежемесячных выплат, относилась к категории работающих лиц и не имела права на получение компенсационных выплат, установленных вышеупомянутым Указом Президента Российской Федерации.
Согласно ст. 28 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года "О страховых пенсиях", физические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии (выплаты). В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб.
Согласно ст. ст. 88, 98, 109 ГПК РФ, уплаченная истцом при обращении в суд государственная пошлина в размере 4270 рублей 00 коп. (л/д 1), подлежит взысканию с ответчика.
На основании вышеизложенного суд находит исковые обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск удовлетворить, взыскать с Ласточкиной С. В. в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> Республики Марий Эл неправомерно полученную выплату по уходу за детьми-инвалидами в размере 154000 рублей 00 копеек, судебные расходы в размере 4270 рублей 00 копеек, а всего 158270 (сто пятьдесят восемь тысяч двести семьдесят) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Звениговский районный суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: судья О.В. Михайлов
Мотивированное решение составлено <дата>