Судья Федотова М.В. Дело № 33-2381/2016 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 апреля 2016 года дело по апелляционным жалобам администрации МР «Корткеросский» и ГБУ РК «Центр правового обеспечения» в интересах третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 17 февраля 2016 года, которым исковые требования прокурора Корткеросского района удовлетворены. Администрация МР «Корткеросский» обязана предоставить Жигалову К.Н. <Дата обезличена> рождения на территории муниципального образования ... Республики Коми благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или жилого дома, применительно к условиям населенного пункта, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее ... кв. м., отвечающее требованиям санитарного и технического законодательства, на условиях договора найма специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения представителя ответчика Мальцева В.А., прокурора Юдина А.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Корткеросского района обратился в суд с иском в интересах Жигалова К.Н. к администрации МР «Корткеросский» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение как лицу из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Третьим лицом по делу привлечено Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми
Суд принял указанное выше решение, на которое ответчиком подана апелляционная жалоба с требованиями об отмене решения в связи с его незаконностью и необоснованностью.
Истец, представитель третьего лица в суде апелляционной инстанции не участвовали. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Жигалов К.Н. <Дата обезличена> рождения является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жигалов К.Н. состоит на учете в администрации МР «Корткеросский» под номером № <Номер обезличен> в Сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с <Дата обезличена>
До настоящего времени Жигалов К.Н. жилым помещением, пригодным для проживания, не обеспечен.
Разрешая спорные правоотношения, суд пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение жилого помещения по договору специализированного найма.
Указанный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с пунктом 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения по договорам специализированного найма предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пунктам 7 и 8 статьи 1 Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по формированию списка и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 20 октября 2015 года часть 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 07 декабря 2012 года № 104-РЗ в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, жилых помещений по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения этих жилых помещений, признана соответствующей Конституции Республики Коми.
Суд первой инстанции, установив, что истец относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список таких лиц, нуждающихся в жилых помещениях, достиг возраста 18 лет, закончил пребывание в учреждениях для детей-сирот и первоначальное обучение в образовательном учреждении, пришел к обоснованному выводу о праве истца на жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда, подлежащего предоставлению по договору найма специализированного жилого помещения.
Не оспаривая право истца на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, представители ответчика и третьего лица в апелляционных жалобах указали о том, что права и законные интересы истца ответчиком не нарушались, поскольку обеспечение детей-сирот и лиц из их числа должно осуществляться исходя из очередности получения финансирования на данные цели, а не по судебному решению.
Судебная коллегия отклоняет доводы жалобы, считая их основанными на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии с нормами приведенного законодательства именно органы местного самоуправления в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
Предоставление жилых помещений в соответствии с приведенными нормами носит обязательный характер. Указанные нормы не содержат условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.
Также не имеют правового значения обстоятельства финансового возмещения понесенных расходов в связи с исполнением возложенных полномочий, так как данные обстоятельства не являются предметом настоящего иска.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, отвечающее нормам материального права, оснований для отмены или изменения которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 17 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации МР «Корткеросский» и ГБУ РК «Центр правового обеспечения», поданную в интересах Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи