Решение по делу № 3а-57/2020 от 10.12.2019

№ 3а-57/2020

(№ 3а-640/2019)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Оренбург                                 28 января 2020 года

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кудряшова В.К.

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дмитриева В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», правительству Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,

установил:

Дмитриев В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес) категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2011 года установлена в размере 23 990 589,16 рублей.

Установленная кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке в размере 2 592 261 рублей.

Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

Лица, участвующие в рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Закон об оценочной деятельности в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.

Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 245 КАС РФ.

В 2011 году проведены работы по государственной оценке земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области. Результаты указанных работ утверждены постановлением правительства Оренбургской области от 13 октября 2011 года № 1003-п и содержат сведения о кадастровой стоимости земельных участков, существовавших на момент ее проведения, на дату 1 января 2011 года. Постановлением также утверждены удельные показатели для расчёта кадастровой стоимости земельных участков на территории Оренбургской области. Данное постановление вступило в силу 1 января 2012 года.

Из материалов дела следует, что Дмитриев В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которого по состоянию на 1 января 2011 года установлена в размере 23 990 589,16 рублей.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Согласно абзацу 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается, в том числе для целей налогообложения в соответствии с нормами, установленными земельным и гражданским законодательством в Российской Федерации.

Пунктом 2HYPERLINK consultantplus://offline/ref=2684303009419B77B6C06F7671237185E9832BDF09B40EEEE8D144FF9993F27C22EC2FC7D827D4E7c55EI статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка от 16 сентября 2019 года, выполненный оценщиком ООО «***».

Согласно отчёту об оценке рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2011 года определена в размере 2 592 261 рублей.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» содержится разъяснение о том, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

Из материалов дела усматривается, что сведения о кадастровой стоимости указанных в исковом заявлении земельных участков внесены в ЕГРН 30 декабря 2011 года.

Учитывая, что на момент обращения Дмитриева В.В. в суд очередные результаты определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости не внесены, суд полагает возможным восстановить пропущенный срок подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поскольку установленная кадастровая земельного участка применяется для целей налогообложения.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка существенно отличается от его рыночной стоимости.

Оценив отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами.

Отчет о рыночной стоимости земельного участка составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка, подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

В отчете об оценке последовательно описан процесс оценки земельного участка, в части применения подходов к оценке с приведением расчетов с обоснованием применения сравнительного подхода, указанием причин отказа от применения затратного подхода и отказа от применения доходного подхода.

При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих определенную в отчете об оценке рыночную стоимость земельного участка, и сведений об иной рыночной стоимости земельного участка лицами, участвующими в деле, не представлено.

Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью затрагивает права административного истца, осуществляющего уплату налоговых платежей.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения его кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку Дмитриев В.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка 10 декабря 2019 года, датой подачи заявления следует считать 10 декабря 2019 года.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для внесения органом регистрации прав на недвижимое имущество рыночной стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Следует также отметить, что постановлением правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 года № 881-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых территорий Оренбургской области. Данное постановление вступило в силу 1 января 2020 года. Следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость в размере рыночной действует до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, утвержденных вышеназванным постановлением правительства Оренбургской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 179, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

восстановить Дмитриеву В.В. срок на подачу заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2011 года в размере 2 592 261 рублей.

Датой подачи заявления считать 10 декабря 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда                              В.К. Кудряшов

В окончательной форме решение изготовлено 31 января 2020 года.

Судья Оренбургского

областного суда                              В.К. Кудряшов

3а-57/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дмитриев Владимир Владимирович
Ответчики
Правительство Оренбургской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
Другие
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Администрация Бугурусланского района
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Кудряшов Виталий Кузьмич
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
10.12.2019Регистрация административного искового заявления
10.12.2019Передача материалов судье
10.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.12.2019Предварительное судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
31.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее