Решение от 02.07.2015 по делу № 2-1696/2015 от 14.04.2015

Дело № 2- 1696/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2015 года                            г. Новоалтайск

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Е. Ю. Головченко

При секретаре Д. В. Буянкине

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чекрыжова ФИО18 к Администрации городского округа ЗАТО Сибирский, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управления жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в предоставлении служебного жилого помещения, возложении обязанности обеспечить служебным жилым помещением по месту службы,

УСТАНОВИЛ:

    Чекрыжов А. Н. обратился в суд с иском к администрации городского округа ЗАТО Сибирский о признании незаконным отказа в предоставлении служебного жилого помещения, указывая в обоснование иска, что является старшим прапорщиком и проходит военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты>. В период прохождения военной службы в январе <данные изъяты> года истец на себя и членов своей семьи - жену ФИО8, сына ФИО9, <данные изъяты> года рождения получил служебную двухкомнатную АДРЕС по адресу: ФИО1, АДРЕС и заключил договор найма специализированного жилого помещения с администрацией ЗАТО Сибирский. ДАТА у него родился сын Владислав. ДАТА его признали нуждающимся в улучшении жилищных условийВ соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», он имеет право на обеспечение его и членов ее семьи служебным жилым помещением по месту расположения воинской части. В связи с чем, жилищной комиссией воинской части <данные изъяты> ДАТА было принято решение о предоставлении ему служебной трехкомнатной квартиры по АДРЕС в ФИО1 АДРЕС. Однако Администрация городского округа ЗАТО Сибирский отказалась предоставлять распределенное ему жилое помещение, со ссылкой решение общественной жилищной комиссии Администрации ФИО1 от ДАТА, на ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», а также наличие у члена его семьи – супруги ФИО8 жилого помещения на праве собственности в АДРЕС, приобретенного в соответствии с ФЗ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Считает действия администрации противоречащими закону, поскольку истец имеет право быть обеспеченным служебным жильем по месту службы, т.е. в ФИО1, при этом Барнаул является другим населенным пунктом, располагается более чем в 40 км. от места службы истца, что не позволит Чекрыжову выполнять свои служебные обязанности, в частности, своевременно прибывать в расположение части в случае учебной, а тем более, боевой тревоги. Кроме того, в соответствии с Распоряжением правительства РФ НОМЕР-Р от ДАТА весь жилищный фонд Министерства обороны передан в муниципальную собственность ФИО1, с этого момента договоры найма служебных жилых помещений заключаются с администрацией ФИО1, в которой существует Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

    В процессе рассмотрения дела Чекрыжов А. Н. уточнил свои исковые требования, просил признать недействительным отказ администрации ЗАТО Сибирский в предоставлении Чекрыжову А. Н. служебного жилого помещения по адресу: АДРЕС, ФИО1, АДРЕС обязать администрацию ЗАТО Сибирский предоставить Чекрыжову А. Н. служебную квартиру на улучшение жилищных условий в ГО ФИО1 по нормам, установленным законодательством РФ в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

    В судебном заседании истец Чекрыжов А. Н., его представитель по ходатайству Ярошенко В. Н. на удовлетворении уточненного иска настаивали по изложенным в нем основаниям.

    Представитель ответчика – администрации ГО ЗАТО Сибирский Перепелица Л. В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, суду пояснила, что считает решение администрации ЗАТО Сибирский об отказе Чекрыжову А. Н. в обеспечении служебным жильем законными и обоснованными, так как на администрации ЗАТО Сибирский не лежит в силу закона обязанность по обеспечению военнослужащих служебным жильем, Чекрыжов А. Н. обеспечен за счет средств военной ипотеки жильем в близлежащем населенном пункте, так как его супруга имеет квартиру за счет средств военной ипотеки в АДРЕС. Суду также пояснила, что после получения представления прокуратуры по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах о неправильной трактовке Администрацией ГО ЗАТО Сибирский норм ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», администрация обеспечивает служебными жилыми помещениями, в том числе, и тех военнослужащих, которые имеют жилье по НИС в близлежащих населенных пунктах, однако на момент принятия решения в отношении Чекрыжова А. Н. было решение общественной комиссии по жилищным вопросам о том, чтобы жильем таких военнослужащих не обеспечивать, в связи с чем, Чекрыжову было отказано. Также суду пояснила, что та квартира, которая была распределена Чекрыжову – ФИО1, АДРЕС настоящее время перераспределена семье другого военнослужащего.

    Представитель ответчика – ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в представленном суду отзыве просил в иске Чекрыжову А. Н. отказать в связи с обеспечением супруги Чекрыжова жильем в АДРЕС, который находится на прилегающей территории к ФИО1, в пределах одного гарнизона – Барнаульского. Просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

    Представители третьих лиц –жилищной комиссии войсковой части <данные изъяты> по доверенности Корнилова С. И., общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации ЗАТО Сибирский Кураев Г. А. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

    Суд, с учетом мнения истца Чекрыжова А. Н., его представителя Ярошенко В. Н., представителя ответчика Перепелица Л. В. считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков и представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела.

    Выслушав пояснения истца Чекрыжова А. Н., его представителя Ярошенко В. Н., представителя ответчика Перепелица Л. В., исследовав материалы дела, суд установил:

     Согласно Контракту о прохождении военной службы от ДАТА, Послужному списку судом установлено, что старший прапорщик Чекрыжов А. Н. проходит военную службу по контракту в войсковой части <данные изъяты> ( л.д.28-33).

    Судом также установлено, что Чекрыжов А. Н. имеет трех членов семьи – жену ФИО8, сына ФИО15 Николая, <данные изъяты> рождения и сына ФИО15 Владислава, <данные изъяты>.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.

Согласно п. 1 данной Инструкции военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

В соответствии с п. 2 данной Инструкции для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются следующие документы: копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей; справка о прохождении военной службы; справка о составе семьи; копии свидетельств о заключении (расторжении) брака; сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи; справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).

Согласно п. 5 Инструкции военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы. Решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, о чем военнослужащему направляется уведомление.

В соответствии со ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, действующий через свои специализированные организации, в том числе, через ФГУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, является уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений.

Названным Приказом установлено, что специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации признают военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512, снимают военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях.

По сообщению юрисконсульта отделения ФГКУ «Центррегионжилье» ФИО12, представляющей интересы ФГКУ «Центррегионжилье» по доверенности, прапорщик Чекрыжов А. Н. составом семьи из четырех человек состоит в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий служебных жилых помещениях по ФИО1 АДРЕС с ДАТА года

    Решением жилищной комиссии при войсковой части <данные изъяты> от ДАТА было решено предоставить служебную квартиру по АДРЕС в ФИО1 старшему прапорщику Чекрыжову А. Н. как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.

    Однако Администрация ЗАТО Сибирский письмом от <данные изъяты> года отказала Чекрыжову А. Н. в предоставлении указанной служебной квартиры, со ссылкой на решение Общественной жилищной комиссии администрации ЗАТО Сибирский от ДАТА, которым та решила рассматривать и обеспечивать служебными жилыми помещениями на территории ЗАТО Сибирский военнослужащих войсковой части 52929, не имеющих в собственности жилых помещений в близлежащих к ФИО1 населенных пунктах, а также на ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и обеспеченность супруги Чекрыжова А. Н. жильем в АДРЕС, приобретенным в соответствии с ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» ( л.д.5).

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДАТА судом установлено, что квартира по адресу: ФИО1, АДРЕС принадлежит к муниципальному жилищному фонду.

В силу п. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в порядке, предусмотренном статьей 2 настоящего Закона, в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной <данные изъяты> включающий специальные условия проживания граждан.

Пунктом 5 ч. 1 данного Закона установлено, что права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 ст. 4 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" в случае передачи в установленном порядке в муниципальную собственность жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе построенных или капитально отремонтированных за счет средств федерального бюджета, органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования после отнесения таких помещений к специализированному жилищному фонду в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, имеют право предоставлять такие помещения гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами. Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам, проходящим службу или состоящим в трудовых отношениях с организациями и (или) объектами, в части, не урегулированной жилищным законодательством, устанавливается представительным органом закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся организации и (или) объекты, по роду деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования.

Данными положениями закона прямо предусмотрено право органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования передавать специализированные жилые помещения муниципального жилищного фонда гражданам, проходящим службу в закрытом административно-территориальном образовании.

ЗАТО Сибирский включен в перечь Закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территории населенных пунктов, который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 05.07.2001 N 508, при этом в состав ЗАТО Сибирский Алтайского края, согласно данному Перечню, входит единственный населенный пункт – сам поселок ФИО5.

В судебном заседании установлено, что согласно Акту Приема-передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность ЗАТО Сибирский, находящихся в федеральной собственности <данные изъяты> квартирно-эксплуатационной части Ракетных войск стратегического назначения от ДАТА, из федеральной собственности в муниципальную собственность был принят и жилой дом по АДРЕС в ФИО1, в котором впоследствии истцу была распределена служебная квартира.

     В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено, в том числе, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Постановлением администрации ЗАТО Сибирский от 28.12.2005 № 11/100 утверждено Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в муниципальном образовании городском округе ЗАТО Сибирский.

В соответствии с п. 2.1. Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в муниципальном образовании городском округе ЗАТО Сибирский, служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда ЗАТО Сибирский предназначены, в том числе, для проживания граждан в связи с прохождением военной службы в войсковых частях, расположенных на территории городского округа.

В соответствии с п. 2.2 Положения, ведение учета лиц, нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, осуществляется жилищными комиссиями по месту службы граждан.

Согласно п. 2.3 граждане, нуждающиеся в предоставлении служебного жилого помещения, подают на имя руководителя учреждения (организации) заявление о предоставлении служебного жилого помещения. Военнослужащие включаются в список нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.5 Положения определено, что на основании предоставленных документов жилищная комиссия учреждения (организации) принимает решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в тридцатидневный срок с момента подачи заявления с документами.

В силу п. 2.6 Положения, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, служебные жилые помещения распределяются между учреждениями (организациями) на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации ЗАТО Сибирский пропорционально числу граждан, нуждающихся в предоставлении служебных жилых помещений, состоящих на учете в учреждении (организации).

    В соответствии с п. 2.7 Положения, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, распределение поступивших в учреждение (организацию) служебных жилых помещений производится жилищной комиссией учреждения (организации) между гражданами, нуждающимися в предоставлении служебного жилого помещения в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет, с учетом принятых в учреждении (организации) локальных нормативных правовых актов.     Распределение служебных жилых помещений оформляется списком распределения жилых помещений по учреждению (организации) по форме согласно Приложению 2 к настоящему Положению, который подписывается председателем и секретарем жилищной комиссии, утверждается руководителем учреждения (организации).

    Согласно п. 2.8 Положения на основании списков распределения жилых помещений по учреждениям (организациям), выписок из протоколов заседаний соответствующих жилищных комиссий формируется единый список распределения жилых помещений, который утверждается главой ЗАТО. Утвержденный список распределения жилых помещений является основанием для подготовки проекта постановления Администрации ЗАТО Сибирский о предоставлении жилых помещений.

Пунктом 2.10 Положения установлено, что для оформления договора найма специализированного жилого помещения гражданин предоставляет в отдел по учету и распределению жилья администрации ЗАТО Сибирский документы, указаны в п. 2.3 Положения. Если гражданин ранее занимал жилое помещение, то он предоставляет справку о сдаче жилого помещения и акт проверки жилищных условий.

Доводы представителя администрации ЗАТО Сибирский об отсутствии у администрации полномочий на обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями за счет муниципального жилищного фонда, опровергаются вышеназванными нормативно-правовыми актами.

Из содержания вышеназванных документов следует, что в ЗАТО Сибирский на момент возникновения спорных правоотношений был установлен следующий порядок обеспечения служебными жилыми помещениями военнослужащих, проходящих военную службу в войсковых частях на территории ЗАТО: признание военнослужащего нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением осуществляется органами ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации; администрация ЗАТО распределяет высвободившиеся жилые помещения между войсковыми частями ЗАТО безотносительно к конкретному военнослужащему; жилищные комиссии войсковых частей распределяют конкретное жилое помещение конкретному военнослужащему; затем военнослужащий обращается в администрацию ЗАТО с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии, списком распределения; договор найма служебного жилого помещения заключается между администрацией ЗАТО и военнослужащим.

То обстоятельство, что в феврале 2015 года были внесены изменения в Положение о порядке предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда и в настоящее время распределение служебных жилых помещений, предназначенных для предоставления военнослужащим Сибирского местного гарнизона и других организаций МО РФ, расположенных в ЗАТО Сибирский, осуществляется на основании списков, предоставленных начальником Сибирского местного гарнизона с приложением документов, подтверждающих основания предоставления служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда не влечет для истца никаких правовых последствий, так как указанные изменения были приняты после распределения ему квартиры жилищной комиссией войсковой части и после отказа ему администрацией ЗАТО Сибирский.

Указание в законе на то, что обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями осуществляется органами федеральной государственной власти, не противоречит данному порядку, поскольку органы местного самоуправления закрытого административно-территориального образования вправе передавать специализированные жилые помещения муниципального жилищного фонда гражданам, проходящим службу в закрытом административно-территориальном образовании.

В связи с принятием на себя путем издания соответствующих нормативно-правовых актов обязанностей по предоставлению служебных жилых помещений за счет муниципального жилищного фонда является необоснованным изложенное в письменном отзыве утверждение представителя ответчика о полном отсутствии у администрации ЗАТО Сибирский полномочий по обеспечению военнослужащих служебными жилыми помещениями.

Суд отмечает, что оспариваемое истцом письмо от ДАТА не содержит указаний на то, что администрация отказывает Чекрыжову А. Н.в предоставлении служебного жилья в связи с отсутствием у нее таких полномочий в целом. Напротив, войдя в обсуждение вопроса о нуждаемости Чекрыжова А. Н. в обеспечении жильем в ЗАТО, администрация ЗАТО фактически подтвердила наличие у нее компетенции по обеспечению военнослужащих ЗАТО служебным жильем.

В настоящее время спорное жилое помещение предоставлено другому военнослужащему в том же порядке, в котором обращался к ответчику Чекрыжов А. Н. В судебном заседании представитель администрации подтвердила, что после получения представления прокурора о неправильном толковании норм ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих», администрация ЗАТО Сибирский согласилась с ним и отказа в предоставлении служебного жилья по причине обеспечения военнослужащих жильем с привлечением средств военной ипотеки в близлежащих населенных пунктах администрация ЗАТО Сибирский больше не допускала.

Обязанность по заключению договора найма служебного жилого помещения именно с собственником такого помещения прямо предусмотрена ст. 100 ЖК РФ.

По мнению суда, наличие между органом муниципальной власти и органом государственной власти возможного спора по разграничению полномочий, не может служить основанием для ограничения жилищных прав истца.

Оценивая конкретные основания отказа, изложенные в письме от ДАТА, а также доводы, заявленные в суде, суд приходит к следующим выводам.

Согласно вышеназванным положениям Инструкции полномочия по признанию военнослужащих нуждающимися в обеспечении служебными жилыми помещениями, постановка их на соответствующий учет, снятие их с данного учета относятся исключительно к компетенции органов федеральной государственной власти - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части.

Данное обстоятельство подтверждается и содержанием Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в муниципальном образовании городском округе ЗАТО Сибирский, согласно которому в полномочия администрации ЗАТО Сибирский не входит проверка и оценка нуждаемости военнослужащих в обеспечении служебными жилыми помещениями.

Статьей 8 Устава муниципального образования городского округа закрытого административно-территориального образования Сибирский Алтайского края, принятым решением Совета депутатов городского округа ЗАТО Сибирский от 03.11.2009 N 37/50, установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Алтайского края, настоящим Уставом наделяются собственными полномочиями в решении вопросов местного значения.

Вопросы, касающиеся оценки нуждаемости военнослужащих, проходящих федеральную государственную службу в жилых помещениях не относятся к компетенции органов местного самоуправления администрации ЗАТО Сибирский.

В статье 52 Устава ЗАТО Сибирский такие полномочия для администрации ЗАТО Сибирский не указаны.

В связи с отсутствием в силу закона данных полномочий у органов местного самоуправления эти полномочия не могут быть делегированы общественной комиссии по жилищным вопросам администрации ЗАТО Сибирский.

В соответствии с Положением об общественной комиссии по жилищным вопросам администрации ЗАТО Сибирский, утвержденным постановлением администрации ЗАТО Сибирский от 02.04.2010 № 140, в редакции, действовавшей на момент принятия спорных решений, общественная комиссия по жилищным вопросам создана для рассмотрения, подготовки решений по вопросам, связанным со своевременным распределением жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории ЗАТО Сибирский и обеспечением жильем граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в ЗАТО Сибирский (пункт 1.1), комиссия является коллегиальным совещательным органом при администрации ЗАТО Сибирский (пункт 1.2); комиссия работает во взаимодействии с жилищной комиссией гарнизона – войсковая часть <данные изъяты>, жилищными комиссиями войсковых частей соединения – войсковой части 52929 (пункт 1.5); задачей комиссии является, в том числе, своевременное распределение свободных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда ЗАТО Сибирский (пункт 2.1.3); для решения возложенных на нее задач комиссия принимает решения о распределении жилых помещений в ЗАТО Сибирский в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (пункт 2.2.5); решения комиссии, утвержденные главой ЗАТО, являются основанием для вынесения постановления администрации ЗАТО Сибирский о предоставлении жилых помещений в городском округе ЗАТО Сибирский (пункт 3.1).

Из данных положений следует, что в компетенцию общественной комиссии на момент принятия оспариваемого решения входило решение вопросов о распределении относящихся к муниципальному фонду жилых помещений между войсковыми частями. Решение вопроса о праве конкретного военнослужащего быть обеспеченным служебным жилым помещением к компетенции общественной комиссии не относилось.

В п. 2.2. Положения об общественной жилищной комиссии не имеется указаний о наличии у комиссии полномочий на принятие решений о предоставлении служебных жилых помещений военнослужащим, по рассмотрению заявлений о принятии на такой учет; в п. 3.1 нет указаний, что комиссия полномочна решать вопросы по отказу в предоставлении служебных жилых помещений.

Решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации ЗАТО Сибирский, изложенное в протоколе от ДАТА, об обеспечении служебными жилыми помещениями на территории ЗАТО Сибирский только военнослужащих, не являющихся участниками НИС войсковой части <данные изъяты> в АДРЕС, принято с превышением компетенции комиссии, и не может быть признано законным.

Общественная комиссия по жилищным вопросам администрации ЗАТО Сибирский не принимала Чекрыжова А. Н. на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением, и не обладает полномочиями по снятию его как военнослужащего с такого учета.

Оспариваемым истцом решением администрации ЗАТО Сибирский, основанным на решении общественной комиссии от ДАТА, фактически ограничивается право, которое установлено для военнослужащего полномочным органом государственной власти.

Суд отмечает, что данным решением общественная комиссия фактически установила дополнительный критерий для обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями – не быть участниками НИС в близлежащем к месту прохождения службы населенном пункте, что не относится к установленной законом компетенции органов местного самоуправления; данное решение рассчитано на неоднократное применение в отношении неопределенного круга лиц, т.е. является правовой нормой, в отношении которой порядок ее принятия в данном случае не соблюден.

В установленные законом полномочия администрации ЗАТО Сибирский входит только распределение высвободившихся жилых помещений муниципального фонда между войсковыми частями ЗАТО Сибирский.

В связи с тем, что ни администрация ЗАТО Сибирский, ни общественная комиссия по жилищным вопросам администрация ЗАТО Сибирский в целом не обладают компетенцией для признания конкретного военнослужащего не нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением, то конкретные основания отказа, связанные с оценкой факта нуждаемости военнослужащего в жилье, в данном случае правового значения не имеют.

Между тем, рассматривая дело в пределах тех требований, которые заявлены истцом, суд находит необходимым указать, что названные ответчиком основания для отказа в предоставлении Чекрыжову А. Н. служебного жилого помещения в ЗАТО Сибирский не могут быть признаны законными.

Так, ч. 2 ст. 99 ЖК РФ установлено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Судом установлено, что член семьи истца – жена ФИО8 является собственником квартиры общей площадью 59,6 кв.м. в АДРЕС, АДРЕС, квартира приобретена ею по Договору купли-продажи от ДАТА за счет средств жилищного займа, предоставляемого ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», а также кредитных средств, предоставляемых ОАО «Сбербанк России» ( л.д.22-25).

    Согласно позиции Минобороны России, размещенной на официальном сайте ведомства, военнослужащий, являющийся участником НИС, сохраняет право на служебное жилье и в том случае, если квартира приобретается им не по месту прохождения службы, а также при переводе к новому месту службы (Официальный сайт Минобороны России www.mil.ru: раздел "Жилье военнослужащим", подраздел "Накопительно-ипотечная система" (вопрос - Право на служебное жилье).

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Кроме этого, п. 3 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ закрепляет, что в случае отсутствия служебных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Из анализа приведенных положений следует, что Федеральный закон N 76-ФЗ не делает каких-либо исключений в части обеспечения военнослужащих - участников НИС служебными жилыми помещениями, а значит, такие военнослужащие обеспечиваются служебными жилыми помещениями в общем порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих.

Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время единый порядок предоставления служебных жилых помещений военнослужащим на федеральном уровне отсутствует.

Отсутствие на федеральном уровне единого порядка предоставления служебных жилых помещений военнослужащим позволяет по-разному подходить к вопросу определения критериев отнесения населенных пунктов к категории "близлежащие населенные пункты" по отношению к месту военной службы военнослужащего.

Исходя из анализа действующего законодательства Российской Федерации, близлежащим населенным пунктом по отношению к "основному" населенному пункту (к которому идет "привязка" по месту дислокации воинской части либо месту прохождения военной службы и т.д.) является населенный пункт, расстояние (путь) до которого занимает минимальное количество времени при проезде транспортом общего пользования, имеющим преимущественное применение (использование) в транспортном сообщении между "основным" и близлежащим населенными пунктами.

Из изложенного следует, что близлежащий населенный пункт, в котором может предоставляться служебное жилое помещение военнослужащему, должен соотноситься с такими условиями, как транспортная доступность и возможность в самый короткий срок, в любое время суток, прибыть к месту военной службы, в том числе по тревоге. В связи с этим при определении близлежащего населенного пункта в обязательном порядке должны учитываться указанные условия.

Судом установлено, что Чекрыжов А. Н. проходит военную службу в войсковой части 52929.

Согласно п.16 Положения о ФКУ «<данные изъяты>», утвержденного Министром обороны РФ, адрес учреждения определяется местом постоянной дислокации. Юридический адрес: АДРЕС, ФИО1.

Довод представителя ФГКУ «Центррегионжилье» о том, что Барнаул и ФИО1 находятся в границах одного гарнизона - Барнаульского, не принимается судом как не состоятельный, поскольку согласно Выписки из приказа начальника Сибирского территориального гарнизона НОМЕР от ДАТА, в границы Сибирского местного гарнизона включены н.АДРЕС, н. АДРЕС и н.АДРЕС.

Приказом НОМЕР от ДАТА начальником Сибирского местного гарнизона назначен командир войсковой части <данные изъяты>. То есть АДРЕС входит в границы другого гарнизона, а войсковая часть <данные изъяты> находится в границах ФИО5 местного гарнизона.

Таким образом, учитывая отдаленность АДРЕС от ГО ЗАТО Смибирский – более 40 км., невозможность в кратчайшие сроки прибыть из одного населенного пункта в другой в случае тревоги, тот факт, обязанность администрации ЗАТО Сибирский предоставлять жилые помещения муниципального жилищного фонда для временного проживания военнослужащих подтверждена нормативно-правовыми актами ЗАТО; администрация ЗАТО самостоятельно распределила спорную квартиру на войсковую часть; полномочиями по оценке нуждаемости конкретных военнослужащих в служебном жилье ответчик не обладает, суд приходит к выводу, что при предоставлении военнослужащим Чекрыжовым А. Н. выписки из протокола жилищной комиссии о распределении ему конкретного служебного жилого помещения, ранее выделенного на войсковую часть, в обязанности администрации ЗАТО Сибирский входило заключение с ним договора найма данного помещения.

Чекрыжовым А. Н. был соблюден порядок получения служебного жилого помещения, установленный Положением о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда в муниципальном образовании городском округе ЗАТО Сибирский, который действовал на момент распределения ему служебной квартиры и оспариваемого отказа администрации ЗАТО Сибирский.

Полномочиями по установлению самостоятельных критериев к отказу в обеспечении Чекрыжова А. Н. служебным жильем ответчик не обладает. В установленные законом полномочия администрации ЗАТО Сибирский входит только распределение высвободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда между войсковыми частями ЗАТО Сибирский.

Решение администрации ЗАТО Сибирский от ДАТА об отказе в предоставлении Чекрыжову А. Н. служебного жилого помещения по адресу: ФИО1, АДРЕС является незаконным и необоснованным, а исковые требования в этой части – подлежащими удовлетворению.

Суд также считает необходимым удовлетворить требования истца о возложении на ответчика обязанности обеспечить его служебным жилым помещением на территории ЗАТО Сибирский согласно установленных норм в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку Чекрыжов А. Н. в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, ему уже была распределена решением жилищной комиссии войсковой части служебная квартира, в предоставлении которой ему незаконно было отказано. То обстоятельство, что в настоящее время администрацией ЗАТО Сибирский изменен порядок обеспечения служебным жильем военнослужащих, не должно повлиять на восстановление уже нарушенного ранее права истца. Учитывая, что ранее распределенная истцу квартира была перераспределена другому военнослужащему, право Чекрыжова А. Н. будет восстановлено только в случае обеспечения его другим служебным жилым помещением по установленным нормам по месту прохождения военной службы.

На основании изложенного выше, суд считает необходимым Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управления жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ответственности освободить.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░, ░░░1, ░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░21 ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░1 ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

    ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:                        ░. ░. ░░░░░░░░░░

2-1696/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чекрыжов А.Н.
Ответчики
Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерств
Жилищная комиссия войсковой части 52929
администрация городского округа ЗАТО Сибирский
Суд
Новоалтайский городской суд Алтайского края
Дело на сайте суда
novaltaisky.alt.sudrf.ru
14.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2015Передача материалов судье
14.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
12.05.2015Предварительное судебное заседание
19.05.2015Судебное заседание
25.05.2015Судебное заседание
10.06.2015Судебное заседание
02.07.2015Судебное заседание
07.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2015Дело оформлено
24.08.2015Дело передано в архив
02.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее