Дело № 2а-1676/2021 8 июня 2021 года
49RS0001-01-2021-002210-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Пановой Н.А.,
при секретаре Кузиной А.Ю.,
с участием прокурора Носикова Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Магадану к Савельеву Юрию Анатольевичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Магадану (далее - ОМВД России по г. Магадану) обратился в Магаданский городской суд с вышеназванным административным иском.
В обоснование требований указано, что Савельев Ю.А. осужден приговором Магаданского городского суда от 23 октября 2019 года по п. «в» ч. 2 ст. 158 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к лишению свободы сроком на 2 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Начало срока отбывания наказания 9 августа 2019 года, конец срока отбывания наказания 8 августа 2021 года.
Постановлением Ленинского районного суда г. Комсомольск-на-Амуре от 24 марта 2021 года Савельев Ю.А. освобожден условно-досрочно от отбывания наказания на неотбытый срок на момент исполнения наказания 4 месяца 15 дней. Фактически Савельев Ю.А. освобожден из исправительного учреждения 24 марта 2021 года.
Указывает, что ранее решением Магаданского городского суда от 29 апреля 2016 года (дело № 2а-2113/2016) в отношении Савельева Ю.А. был установлен административный надзор сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
7 октября 2016 года Савельев Ю.А. поставлен на учет ОМВД России по г. Магадану сроком до 4 октября 2024 года.
Между тем приговором Магаданского городского суда от 23 октября 2019 года Савельев Ю.А. осужден по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 (два) года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
18 декабря 2019 года в отношении Савельева Ю.А. административный надзор прекращен в связи с осуждением к лишению свободы и направлению его к месту отбытия наказания.
Срок погашения судимости в данном случае подлежит исчислению с 24 марта 2021 года (дата досрочного освобождения) и подлежит погашению 23 марта 2024 года.
Полагает, что в целях реализации задач, установленных Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре), направленных на защиту государственных и общественных интересов, обеспечения предупреждения административным ответчиком преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в отношении Савельева Ю.А. должен быть установлен административный надзор и административные ограничения.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просит суд установить административный надзор в отношении административного ответчика на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 23 марта 2024 года с исчислением срока административного надзора со дня отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, то есть с 9 августа 2021 года, а также установить административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета посещения мест общественного питания, где осуществляется реализация алкогольной продукции в розлив и запрета выезда за пределы территории Магаданской области.
В судебном заседании представитель административного истца и административный ответчик участия не принимали, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Учитывая надлежащее извещение участников процесса о времени и месте судебного заседания, суд на основании ст. 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению, исследовав представленные в материалы дела доказательства, и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Законом об административном надзоре и главой 29 КАС РФ.
В силу ст. 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В соответствии со ст. 2 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 29 марта 2016 года № 545-О, установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления при наличии предусмотренных Законом об административном надзоре согласуется с нормой ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается представленными доказательствами, Савельев Ю.А. осужден приговором Магаданского городского суда от 23 октября 2019 года по п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года без ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Обстоятельством, отягчающим наказание подсудимого, признано совершение им преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя.
Названный приговор вступил в законную силу 4 декабря 2019 года.
Постановлением Ленинского районного суда г. Комсомольск-на-Амуре от 24 марта 2021 года Савельев Ю.А. от дальнейшего отбывания наказания освобожден условно-досрочно на неотбытый срок 4 месяца 15 дней.
Указанным постановлением осужденному Савельеву Ю.А. установлены ограничения: в течение месяца после освобождения из мест лишения свободы явиться в службу участковых инспекторов полиции по месту жительства для регистрации, ежемесячно являться на отметку в специализированный государственный орган, уполномоченный осуществлять контроль за поведением лиц освобожденных условно-досрочно.
Исходя из положений ст. 15 УК РФ преступление, совершенное административным ответчиком, относится к категории тяжких.
В соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы, за тяжкие преступления, судимость погашается по истечению 8 (восьми) лет после отбытия наказания.
Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний (ч. 4 ст. 86 УК РФ).
Справкой об освобождении подтверждается, что фактически Савельев Ю.А. освобожден из исправительного учреждения 7 апреля 2021 года, следовательно, срок погашения судимости исчисляется с 7 апреля 2021 года и подлежит погашению 6 апреля 2024 года.
Таким образом, на момент рассмотрения судом административного искового заявления судимость по вышеуказанному приговору в отношении Савельева Ю.А. не погашена.
В силу ч. 1 ст. 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за: совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в ч. 2.1 данной статьи).
Материалами дела подтверждается, что решением Магаданского городского суда от 29 апреля 2016 года (дело № 2а-2113/2016) в отношении Савельева Ю.А. был установлен административный надзор сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания с возложением определенных административных ограничений.
7 октября 2016 года Савельев Ю.А. поставлен на учет ОМВД России по г. Магадану сроком до 5 октября 2024 года.
Решением ОМВД России по г. Магадану от 18 декабря 2019 года в отношении Савельева Ю.А. административный надзор прекращен в связи с осуждением к лишению свободы и направлению его к месту отбытия наказания.
Поскольку Савельев Ю.А. был осужден к лишению свободы за преступление, совершенное в период нахождения под административным надзором и направлен к месту отбывания наказания, то он относится к числу лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п. 3) и ч. 2 ст. 3 указанного Закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Из разъяснений, содержащихся в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ.
В этой связи, в целях предупреждения совершения Савельевым Ю.А. новых преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, а также защиты государственных и общественных интересов, в отношении него подлежит установлению административный надзор на срок три года, то есть на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного надзора со дня истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, то есть с 9 августа 2021 года.
Разрешая требование об установлении административных ограничений, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 4 Закона об административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения:
1) запрещение пребывания в определенных местах;
2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;
4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;
5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 22 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ч. 1 ст. 4 Закона содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу.
При этом необходимо иметь в виду, что установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений (ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре).
Из представленной в материалы дела информационной справки, выданной старшим инспектором отделения по осуществлению административного надзора ОУУП и ПДН ОМВД России по г. Магадану, следует, что Савельев Ю.А. по месту жительства характеризуется отрицательно, не работает, четких жизненных позиций не имеет. Круг общения - ранее судимые лица. Является лицом, склонным к совершению преступлений имущественного характера. По характеру импульсивный, хитрый, лживый, нуждается в постоянном контроле со стороны правоохранительных органов.
Таким образом, исходя из обстоятельств дела, характера совершенного административным ответчиком преступления, его личности, совершения преступления в состоянии алкогольного опьянения, суд приходит к выводу, что установление административному ответчику административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, запрета посещения мест общественного питания, где осуществляется реализация алкогольной продукции в розлив необходимо для достижения целей административного надзора и является соразмерным.
Вместе с тем суд не усматривает оснований для возложения на административного ответчика ограничения в виде запрета выезда за пределы территории Магаданской области, поскольку в силу п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона об административном надзоре установление судом такого вида административного ограничения является обязательным в случае, если поднадзорное лицо не имеет места жительства или пребывания.
Между тем из материалов дела усматривается, что административный ответчик не имеет регистрации, однако у него имеется постоянное место жительства по адресу: <адрес>, где он проживал до осуждения приговором Магаданского городского суда от 23 октября 2019 года и после освобождения из мест лишения свободы также проживает по указанному адресу, а потому применение указанного ограничения в отношении Савельева Ю.А. будет являться чрезмерным.
При таких обстоятельствах административные исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 272, 273, 298 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Магадану к Савельеву Юрию Анатольевичу об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Савельева Юрия Анатольевича, 9 апреля 1969 года рождения административный надзор на срок, установленный законодательством для погашения судимости, то есть до 6 апреля 2024 года за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного надзора со дня истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, то есть с 9 августа 2021 года.
Возложить на Савельева Юрия Анатольевича в период исполнения административного надзора административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета посещения мест общественного питания, где осуществляется реализация алкогольной продукции в розлив.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Магаданский городской суд Магаданской области в течение десяти дней со дня принятия настоящего решения.
Судья Н.А. Панова
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>