Дело № 2-2994/2023
УИД 21RS0025-01-2023-001963-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2023 г. город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., с участием представителя истца Соловьевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шукировой ФИО5 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным решения, обязании включить периоды в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости,
установил:
с учетом уточнения требований от ДД.ММ.ГГГГ Шукирова М.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным решения, обязании включить периоды в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента на дату обращения за пенсией. При этом пенсионным органом не включены в страховой стаж следующие периоды: <данные изъяты> поскольку отсутствует страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР более 12 месяцев; ухода за детьми <данные изъяты> поскольку они рождены на территории Республики Таджикистан.
Не согласившись с решениями, истец со ссылкой на пункт 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», согласно которому для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, считает, что спорные периоды подлежат включению в страховой стаж. Работа в колхозе подтверждается архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
В решении Экономического Суда СНГ N 01-1/6-04 от 07.04.2005 г. "О толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года" высказана правовая позиция, согласно которой Государства, являющиеся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года должны учитывать трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего СССР и впоследствии не ставших участниками Соглашения, то есть только трудовой стаж, приобретенный на территории государств в период их вхождения в состав бывшего Союза ССР от 1 декабря 1991 года.
Трудовая деятельность истицы осуществлялась с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период вхождения Таджикистана в состав бывшего Союза ССР. Согласно статье 9 Договора имеется стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на территории бывшего РСФСР более 12 месяцев, дети рождены на территории Республики Таджикистан. Трудовая деятельность и периоды ухода за детьми до ДД.ММ.ГГГГ должны учитываться при назначении страховой пенсии по старости.
Кроме того, в страховой стаж подлежит включению период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Коммерческом кооперативе <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, подтвержденный справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с указанным просит обязать пенсионный орган включить спорные периоды в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
ИстецШукирова М.А., надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, реализовав свое право на участие в деле через представителя.
В судебном заседании ее представитель Соловьева Т.А. требования с учетом уточнения поддержала.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их представителя.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица является обязательным условием реализации права на его судебную защиту.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (части 1, 2статьи 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 3 названного закона страховая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными названным Законом.
В силу части 1 статьи 8 названного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
На основании статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем предусмотренные Законом № 400-ФЗ, применяются правила международного договора в области пенсионного обеспечения, подписанные с Российской Федерацией.
Согласно части 1 статьи 4 этого же Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В абзаце третьем пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" указано, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Российская Федерация и Республика Таджикистан являются участниками Договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о пенсионном обеспечении от 15.09.2021, которое осуществляется по законодательству того государства, на территории которого проживают указанные граждане.
Так, в соответствии со статьей 7 Договора застрахованные лица, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они осуществляют трудовую (работа по найму) и (или) иную (работа не по найму) деятельность, если иное не предусмотрено настоящим Договором.
В силу положений статьи 9 Договора каждая Договаривающаяся сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором.
При определении права по законодательству Российской Федерации учитывается страховой стаж, приобретенный в соответствии с ее законодательством, а также на территории бывшей РСФСР.
Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Российской Федерации (в том числе на территории бывшей РСФСР), требуемого для приобретения права на пенсию, недостаточно, во внимание принимается страховой стаж, приобретенный по законодательству Республики Таджикистан и Таджикской ССР, а также третьего государства, с которым Российская Федерация имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж.
Если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию.
При определении права на досрочную страховую пенсию по старости (по возрасту), которая зависит от количества членов семьи, учитываются дети, рожденные и воспитанные на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
При определении права на пенсию величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
В ходе рассмотрения дела установлено, Шукирова М.А., <данные изъяты>, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ. Паспорт гражданина Российской Федерации выдан ей в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно записям в трудовой книжке, выданной ДД.ММ.ГГГГ, истица работала в колхозе <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты> в коммерческий кооператив <данные изъяты>
Как указано в оспариваемом решении пенсионного органа, у Шукировой М.А., имеются дети, <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента на дату обращения за пенсией. При этом пенсионным органом не включены в страховой стаж следующие периоды: работы в колхозе <данные изъяты> не принимается во внимание страховой стаж, приобретенный по законодательству Республики Таджикистан и Таджикской ССР, поскольку отсутствует страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР более 12 месяцев; ухода за детьми <данные изъяты> поскольку они рождены на территории Республики Таджикистан.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию в ДД.ММ.ГГГГ у истицы возникло бы при условии наличия страхового стажа не менее 13 лет и ИПК в размере 23,4.
Она просит включить в ее страховой стаж периоды работы в колхозе <данные изъяты> а также периоды ухода за детьми <данные изъяты>
В обоснование своих требований Шукирова М.А. приводит положения Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г.
Действительно, в этот день между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, было подписано указанное Соглашение, статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан этих государств и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1, СССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ, вступившим в законную силу 30 июня 2022 года, Соглашение было денонсировано.
С учетом положений приведенного выше законодательства спорные периоды могут быть включены в страховой стаж лишь до распада СССР, в связи с чем суд частично удовлетворяет требования истицы о включении в ее страховой стаж периодов работы в колхозе <данные изъяты>, а также периодов ухода за детьми <данные изъяты>
Не смотря на это требуемой продолжительности страхового стажа (13 лет) и величины индивидуального коэффициента (23,4) у истицы не имеется, в связи с чем оснований для назначения страховой пенсии по старости не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Шукировой ФИО6, <данные изъяты>, удовлетворить частично:
признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в страховой стаж следующих периодов работы в колхозе <данные изъяты> а также периодов ухода за <данные изъяты>
обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии включить в страховой стаж Шукировой ФИО7 следующие периоды работы в колхозе ФИО8 а также периоды ухода за детьми <данные изъяты>
в удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Л. Михайлова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
УИД 21RS0025-01-2023-001963-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2023 г. город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары под председательством судьи Михайловой А.Л., при секретаре судебного заседания Солдатовой Н.В., с участием представителя истца Соловьевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шукировой ФИО5 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным решения, обязании включить периоды в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости,
установил:
с учетом уточнения требований от ДД.ММ.ГГГГ Шукирова М.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании незаконным решения, обязании включить периоды в страховой стаж и назначить страховую пенсию по старости.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента на дату обращения за пенсией. При этом пенсионным органом не включены в страховой стаж следующие периоды: <данные изъяты> поскольку отсутствует страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР более 12 месяцев; ухода за детьми <данные изъяты> поскольку они рождены на территории Республики Таджикистан.
Не согласившись с решениями, истец со ссылкой на пункт 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», согласно которому для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, считает, что спорные периоды подлежат включению в страховой стаж. Работа в колхозе подтверждается архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
В решении Экономического Суда СНГ N 01-1/6-04 от 07.04.2005 г. "О толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года" высказана правовая позиция, согласно которой Государства, являющиеся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года должны учитывать трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего СССР и впоследствии не ставших участниками Соглашения, то есть только трудовой стаж, приобретенный на территории государств в период их вхождения в состав бывшего Союза ССР от 1 декабря 1991 года.
Трудовая деятельность истицы осуществлялась с ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период вхождения Таджикистана в состав бывшего Союза ССР. Согласно статье 9 Договора имеется стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на территории бывшего РСФСР более 12 месяцев, дети рождены на территории Республики Таджикистан. Трудовая деятельность и периоды ухода за детьми до ДД.ММ.ГГГГ должны учитываться при назначении страховой пенсии по старости.
Кроме того, в страховой стаж подлежит включению период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Коммерческом кооперативе <данные изъяты> в качестве <данные изъяты>, подтвержденный справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с указанным просит обязать пенсионный орган включить спорные периоды в страховой стаж, назначить страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
ИстецШукирова М.А., надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, реализовав свое право на участие в деле через представителя.
В судебном заседании ее представитель Соловьева Т.А. требования с учетом уточнения поддержала.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их представителя.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Именно нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов лица является обязательным условием реализации права на его судебную защиту.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (части 1, 2статьи 39), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно статье 3 названного закона страховая пенсия представляет собой ежемесячную денежную выплату в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными названным Законом.
В силу части 1 статьи 8 названного Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
На основании статьи 2 Федерального закона N 400-ФЗ страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с данным Федеральным законом. Если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем предусмотренные Законом № 400-ФЗ, применяются правила международного договора в области пенсионного обеспечения, подписанные с Российской Федерацией.
Согласно части 1 статьи 4 этого же Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В абзаце третьем пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" указано, что право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, - на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Российская Федерация и Республика Таджикистан являются участниками Договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о пенсионном обеспечении от 15.09.2021, которое осуществляется по законодательству того государства, на территории которого проживают указанные граждане.
Так, в соответствии со статьей 7 Договора застрахованные лица, на которых распространяется действие настоящего Договора, подпадают исключительно под действие законодательства той Договаривающейся Стороны, на территории которой они осуществляют трудовую (работа по найму) и (или) иную (работа не по найму) деятельность, если иное не предусмотрено настоящим Договором.
В силу положений статьи 9 Договора каждая Договаривающаяся сторона назначает пенсию на основании страхового стажа, приобретенного на ее территории, в соответствии с ее законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Договором.
При определении права по законодательству Российской Федерации учитывается страховой стаж, приобретенный в соответствии с ее законодательством, а также на территории бывшей РСФСР.
Если страхового стажа, приобретенного по законодательству Российской Федерации (в том числе на территории бывшей РСФСР), требуемого для приобретения права на пенсию, недостаточно, во внимание принимается страховой стаж, приобретенный по законодательству Республики Таджикистан и Таджикской ССР, а также третьего государства, с которым Российская Федерация имеет международный договор о социальном обеспечении (пенсионном страховании), в случае если третье государство подтвердит страховой стаж.
Если страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством одной Договаривающейся Стороны, составляет менее 12 месяцев, то пенсия не устанавливается, кроме случаев, когда этот страховой стаж дает право на пенсию.
При определении права на досрочную страховую пенсию по старости (по возрасту), которая зависит от количества членов семьи, учитываются дети, рожденные и воспитанные на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.
При определении права на пенсию величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики
В ходе рассмотрения дела установлено, Шукирова М.А., <данные изъяты>, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ. Паспорт гражданина Российской Федерации выдан ей в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно записям в трудовой книжке, выданной ДД.ММ.ГГГГ, истица работала в колхозе <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты> в коммерческий кооператив <данные изъяты>
Как указано в оспариваемом решении пенсионного органа, у Шукировой М.А., имеются дети, <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента на дату обращения за пенсией. При этом пенсионным органом не включены в страховой стаж следующие периоды: работы в колхозе <данные изъяты> не принимается во внимание страховой стаж, приобретенный по законодательству Республики Таджикистан и Таджикской ССР, поскольку отсутствует страховой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на территории бывшей РСФСР более 12 месяцев; ухода за детьми <данные изъяты> поскольку они рождены на территории Республики Таджикистан.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию в ДД.ММ.ГГГГ у истицы возникло бы при условии наличия страхового стажа не менее 13 лет и ИПК в размере 23,4.
Она просит включить в ее страховой стаж периоды работы в колхозе <данные изъяты> а также периоды ухода за детьми <данные изъяты>
В обоснование своих требований Шукирова М.А. приводит положения Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13.03.1992 г.
Действительно, в этот день между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, было подписано указанное Соглашение, статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан этих государств и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 3 Соглашения все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 г.
Поскольку в соответствии с Соглашением от 08.12.1991 "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированном постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 N 2014-1, СССР прекратил свое существование 12.12.1991, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992 следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12.12.1991, а после распада этих государств - до 13.03.1992.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР (приложение N 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"), для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ, вступившим в законную силу 30 июня 2022 года, Соглашение было денонсировано.
С учетом положений приведенного выше законодательства спорные периоды могут быть включены в страховой стаж лишь до распада СССР, в связи с чем суд частично удовлетворяет требования истицы о включении в ее страховой стаж периодов работы в колхозе <данные изъяты>, а также периодов ухода за детьми <данные изъяты>
Не смотря на это требуемой продолжительности страхового стажа (13 лет) и величины индивидуального коэффициента (23,4) у истицы не имеется, в связи с чем оснований для назначения страховой пенсии по старости не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Шукировой ФИО6, <данные изъяты>, удовлетворить частично:
признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в страховой стаж следующих периодов работы в колхозе <данные изъяты> а также периодов ухода за <данные изъяты>
обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии включить в страховой стаж Шукировой ФИО7 следующие периоды работы в колхозе ФИО8 а также периоды ухода за детьми <данные изъяты>
в удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г. Чебоксары в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья А.Л. Михайлова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.