Дело № 2-1194/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 апреля 2015 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе судьи Лащеновой Е.В., при секретаре судебного заседания Смирнове А.Ю., с участием заявителя Петровой Л.С., заинтересованного лица Петрова А.Г., представителя администрации Калининского района г.Чебоксары – Ивановой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Петровой Л.С. о признании действий администрации Калининского района г.Чебоксары об исключении из очереди незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Петрова Л.С. обратилась в суд с жалобой на действия администрации Калининского района г.Чебоксары об исключении ее из очереди нуждающихся в получении жилого помещения. Заявление обосновано тем, что она незаконно была исключена из очереди нуждающихся, т.к. ее семья состоит из 4-х человек, проживает в комнате общежития.
В судебном заседании заявитель Петрова Л.С. жалобу поддержала, суду объяснила, что ее семья состоит из четырех человек: супруг, сын и дочь. На праве собственности они имеют комнату в общежитии, по <данные изъяты> доле в праве общей долевой собственности зарегистрировано за ней и детьми. Также ей была предоставлена квартира по договору коммерческого найма. Она имела в собственности дом и долю в доме, которые получила по наследству, но поскольку ей дом не принадлежал, она его переоформила на родственников.
Заинтересованное лицо Петров А.Г. в судебном заседании жалобу поддержал, суду объяснил, что также состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Представитель администрации Калининского района г. Чебоксары Иванова Н.М. в судебном заседании полагала, что заявление не подлежит удовлетворению, поскольку заявитель была поставлена на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. В последующем Петрова Л.С. вступила в право на наследство на целый дом и часть дома, после чего она и члены ее семьи перестали нуждаться в улучшении жилищных условий. На основании постановления главы администрации Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № Петрова Л.С. исключена из списка очередности на улучшение жилищных условий с составом семьи 4 человека.
Заинтересованные лица Петров Г.И., Петрова Н.Г., извещенные в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились.
Заинтересованные лица администрация г.Чебоксары и ГУП Чувашской Республики «РУКС» представителей для участия в деле не направили.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № Петрова Л.С. исключена из списка очередности на улучшение жилищных условий с составом семьи 4 человека как обеспеченная жилым помещением.
Из имеющихся в деле документов следует, что Петрова Л.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из лицевого счета на <адрес> в указанном жилом помещении проживает семья Петровых: Петрова Л.С., ФИО4, Петров А.Г., ФИО9
Указанное жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве общей долевой собственности по <данные изъяты> доле вправе заявителю Петрова Л.С. и ее детям - ФИО8, ФИО9
По делу установлено, что Петрова Л.С. состояла на учете с составом семьи 4 человека, в том числе супруг и дети, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Петрова Л.С. обратилась в администрацию Калининского района г.Чебоксары с заявлением о включении ее с тем же составом семьи в список граждан, имеющих право на приобретение жилья в рамках программы «<данные изъяты>».
В связи с поступившем заявлением администрацией Калининского района г.Чебоксары запрошены сведения о наличии у заявителя прав на объекты недвижимого имущества.
По сведениям Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, представленным в администрацию Калининского района г.Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ Петрова Л.С. по состоянию на указанную дату являлась собственником жилого дома площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> собственником общей долевой собственности в размере <данные изъяты> доли в праве – дома площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, собственником <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на комнату <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы
Как указано в ч.2 данной статьи Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
П. 3 Порядка ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 № 2, предусмотрено, что на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку принимаются граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы площади жилого помещения (далее - учетная норма), установленной органом местного самоуправления. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением главы администрации г. Чебоксары от 15.04.2009 № 129 с 1 марта 2005 года по г. Чебоксары Чувашской Республики установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 14,5 кв. м общей площади жилья на человека.
Таким образом, при определении нуждаемости учитывается площадь жилого помещения и количество проживающих в нем лиц.
При установленных обстоятельствах общая площадь жилья на заявителя и каждого члена семьи приходится по <данные изъяты> что является больше учетной нормы.
В силу ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Согласно ч. 2 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
П.1 ст. 29 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки заявителя на учет, установлено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
По смыслу указанных положений закона, Петрова Л.С., поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.(Данная позиция отражена в Определении Верховного Суда РФ от 05.08.2014 № 88-КГ14-2.)
Поскольку Петрова Л.С. приобрела в собственность по праву наследования дом и часть дома указанной площадью, она и члены ее семьи имеют обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи не ниже уровня, установленного Постановлением главы администрации г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ по г. Чебоксары Чувашской Республики, то суд приходит к выводу о том, что она утратила основание, которое до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давало ей право на получение жилого помещения по договору социального найма, и была обоснованно снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поскольку администрацией Калининского района г. Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ получены сведения, свидетельствующие о том, что заявитель Петрова Л.С. и члены ее семьи обеспеченны общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, постановление главы администрации Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении Петровой Л.С. из списка очередности на улучшение жилищных условий с составом семьи 4 человека как обеспеченную жилым помещением не противоречит закону.
Довод заявителя о том, что часть жилых помещений, дома в <адрес>, находятся вне г.Чебоксары не является основанием для признания действий администрации по снятию с учета заявителя и ее семьи в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконными, поскольку ст. 51 ЖК РФ и П. 3 Порядка ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утв. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 № 2 предусмотрен учет всех жилых помещений, принадлежащих на праве собственности независимо от места их расположения.
Довод заявителя о том, что она переоформила собственность, находящуюся в д. Большие Атмени, жилой дом площадью 46,8 кв.м. и 2/10 доли в праве собственности на дом площадью 43 кв.м., также не влияет на оспариваемое решение по снятию с учета, поскольку заявитель вправе распорядиться принадлежащим на праве собственности имуществом по своему усмотрению.
Суд также учитывает, что принятие наследства носит заявительный характер, Петрова Л.С. по своему усмотрению вступила в права на наследство.
Ч. 1 ст. 53 ЖК РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, действия администрации Калининского района г.Чебоксары по снятию с учета заявителя с очереди не противоречат приведенным положениям закона.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение,
действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления,
должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обжалуемые заявителем Петровой Л.С. действия не нарушают ее права.
Также в жалобе заявитель просит принять решение о запрете администрации Калининского района г.Чебоксары выселять заявителя и членов ее семьи из предоставленной ГУП ЧР «РУКС» квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ.
Данный вопрос не является предметом рассмотрения данного дела и не может быть рассмотрен как отдельное требование жалобы.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявление Петровой Л.С. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении жалобы Петровой Л.С. о признании постановления главы администрации Калининского района г.Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении из списка очередности на улучшение жилищных условий Петрову Л.С. отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Калининский районный суд г. Чебоксары в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 14 апреля 2015 года.
Судья Е.В. Лащенова