№ 2а-1298/2020
45RS0008-01-2020-001855-33 (УИД)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Закировой Ю.Б.,
при секретаре судебного заседания Мининой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 02 декабря 2020 года административное дело по административному иску Акционерного общества «РФК» к Администрации Садовского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным постановлений, их отмене,
установил:
Акционерное общество «РФК» (далее – АО «РФК») обратилось в Кетовский районный суд Курганской области с административным иском (с учетом измененного иска от 05.10.2020) к Администрации Садовского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконными постановления администрации Садовского сельсовета от 18.09.2020 №50 «О введении режима функционирования «Повышенной готовности» на территории с.Садовое», от 29.09.2020 №56 «О внесении изменения в постановление администрации Садовского сельсовета от 18.09.2020 № 50 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое»; от 01.10.2020 №59 «О внесении изменения в постановление администрации Садовского сельсовета от 18.09.2020 №50 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое»; их отмене. В обоснование требований указано, что Администрацией Садовского сельского поселения был введен режим повышенной готовности, согласно постановления № 50 от 18.09.2020 о введении на территории села Садовое режима функционирования «Повышенной готовности». Указанное постановление не было отменено, однако издано новое постановление с той же датой и тем же номером о введении режима функционирования «Повышенной готовности» на территории села Садовое. Из анализа указанных постановлений следует вывод об одновременном действии обоих указанных нормативно правовых актов, которыми затрагиваются интересы АО «РФК». В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Из указанных постановлений следует, что администрацией Садовского сельского поселения 08 часов 00 минут с 18 сентября 2020 года на территории Администрации Садовского сельского поселения введен режим повышенной готовности без указания оснований для введения режима. Таким образом, указанные пункты оспариваемого постановления не соответствуют требованиям законодательства ввиду отсутствия оснований для введения на территории муниципального района режима чрезвычайной ситуации. Кроме того, в оспариваемом постановлении не имеется указаний на то, что режим чрезвычайной ситуации введен для органов управления и сил единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ. Кроме того, в оспариваемом постановлении отсутствует указание на период введения режима чрезвычайной ситуации, из чего следует вывод, что он был введен без определения конкретного срока его окончания. При этом, правовая природа любого режима ограничения прав и свобод, связанного с чрезвычайными ситуациями, может носить только временный характер и не может вводиться без ограничения периода действия, иное означало бы фактическую отмену установленных в Российской Федерации гарантий прав и свобод на территории указанных территорий (объектов). Кроме того, согласно п. 3 ст. 35 Конституции РФ, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В соответствии с п.2 ст.235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, определенных в ст. 235 ГК РФ. Таким образом, требование Администрации Садовского сельсовета о передаче имущества, находящегося в частной собственности, по акту приема-передачи незаконно, противоречит действующему законодательству, нарушает права АО «РФК» как собственника имущества, указанное в пп.6,7,8 оспариваемых постановлений. Администрация Садовского сельсовета издала Постановление № 56 от 29.09.2020 «О внесении изменения в постановление Администрации Садовского сельсовета от 18.09.2020 № 50 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое» (далее - Постановление №56 от 29.09.2020). Исходя из смысла Постановления № 56 от 29.09.2020, новое постановление полностью изменяет постановление Администрации Садовского сельсовета от 18.09.2020 № 50 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое» и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до 29.09.2020. При этом, Постановление №56 от 29.09.2020 начинает действовать с 8:00 часов 18 сентября 2020 года, а следовательно до момента его издания. Как установлено пунктом 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Администрация Садовского сельсовета издала Постановление №59 от 01.10.2020 «О внесении изменения в постановление Администрации Садовского сельсовета от 18.09.2020 №50 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое» (далее - Постановление № 56 от 29.09.2020). Исходя из смысла Постановления № 56 от 29.09.2020, новое постановление полностью изменяет постановления Администрации Садовского сельсовета от 18 сентября 2020 года №50 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое» и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие до 01.10.2020. При этом Постановление №59 от 01.10.2020 начинает действовать с 8:00 часов 18 сентября 2020 года, а, следовательно, до момента его издания. Пункты, установленные данным Постановлением №59 от 01.10.2020, полностью противоречат уже изданным ранее постановлениям и проведенным действиям Администрации. Постановление № 59 от 01.10.2020 не устанавливает точный период действия режима «Повышенная готовность», а фиксирует, что все положения действуют «на период действия режима функционирования «Повышенная готовность». В рассматриваемом случае введение режима функционирования «Повышенная готовность» с 8 часов 00 минут 18 сентября 2020 года Постановлением №56 от 29.09.2020 не предусмотрено законом. Просит суд признать постановление администрации Садовского сельсовета от 18.09.2020 №50 о введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое незаконным; обязать администрацию Садовского сельсовета отменить постановления администрации Садовского сельсовета от 18.09.2020 №50 о введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое; признать постановление администрации Садовского сельсовета от 29.09.2020 №56 «О внесении изменения в постановление Администрации Садовского сельсовета от 18 сентября 2020 года №50 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое» незаконным; обязать администрацию Садовского сельсовета отменить постановление администрации Садовского сельсовета от 29.09.2020 № 56 ««О внесении изменения в постановление Администрации Садовского сельсовета от 18 сентября 2020 года №50 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое»; признать постановление администрации Садовского сельсовета от 01.10.2020 № 59 ««О внесении изменения в постановление Администрации Садовского сельсовета от 18 сентября 2020 года №50 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое» незаконным; обязать администрацию Садовского сельсовета отменить постановление администрации Садовского сельсовета от 01.10.2020 №59 ««О внесении изменения в постановление Администрации Садовского сельсовета от 18 сентября 2020 года №50 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое».
Представитель административного истца АО «РФК» Дмитриева Е.В., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, о месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, в заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель административного ответчика глава администрации Садовского сельсовета Кетовского района Курганской области Бородина Н.А., действующая на основании распоряжения, а также действующая на основании доверенности в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что 15 июня 2020 года администрацией Садовского сельсовета получено уведомление (исх. от 25.05.2020 №91) от ООО «Уральская энергия» о невозможности подготовки к отопительному сезону 2020 - 2021 гг. на территории с. Садовое Кетовского района Курганской области, в связи с расторжением собственником имущества, а именно сооружения - теплотрассы общей протяженностью 2088 м., расположенной по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Садовое, земельного участка, площадью 3600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №), объектов, находящихся на земельном участке, в том числе здания газовой котельной модульного типа, общей площадью 133,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, с находящемся в ней оборудованием (АО «РФК») договоров аренды оборудования. В соответствии с п.4 ст.21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения. Согласно п.5 указанной статьи орган местного самоуправления, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Требование о приостановлении вывода из эксплуатации котельной в с.Садовое Кетовского района Курганской области сроком на три года направлено Администрацией Садовского сельсовета в адрес АО «РФК» и ООО «Уральская энергия» (исх. № 177 от 25.06.2020). Аналогичное письмо в адрес АО «РФК» и ООО «Уральская энергия» направлено Администрацией Кетовского района (исх. №3026 от 01.06.2020). В ответ на письмо Администрации Кетовского района АО «РФК» дан ответ (исх. №132/5 от 16.06.2020), согласно которому АО «РФК» не намерено выводить из эксплуатации, принадлежащие ему источники тепловой энергии. Однако не может самостоятельно осуществлять эксплуатацию объектов теплоснабжения, ввиду отсутствия разрешения на указанный вид деятельности. В соответствии с п. 6 ст. 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае уведомления органа местного самоуправления собственниками или иными законными владельцами источников тепловой энергии, тепловых сетей об их намерении прекратить эксплуатацию указанных объектов этот орган вправе потребовать от их собственников или иных законных владельцев выставить указанные объекты на торги в форме аукциона или конкурса и при отсутствии иных лиц, заинтересованных в приобретении указанных объектов, вправе осуществить их выкуп по рыночной стоимости, определенной оценщиком, в целях сохранения системы жизнеобеспечения населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования. Собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей вправе продать муниципальному образованию указанные объекты по цене, которая ниже определенной оценщиком рыночной стоимости, или передать их безвозмездно. В случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию. В связи с чем Администрацией Садовского сельсовета в адрес АО «РФК» направлено письмо с просьбой АО «РФК» выставить имущество, находящееся в собственности АО «РФК», необходимое для обеспечения теплоснабжения потребителей на территории с. Садовое Кетовского района Курганской области на торги в форме аукциона или конкурса, либо передать в собственность Администрации Садовского сельсовета безвозмездно (исх. № 231 от 10.08.2020). На указанное письмо от АО «РФК» поступило уведомление о проведении процедуры торгов по продаже котельной и оборудования в с. Садовое, Кетовского района Курганской области (исх. № 180 от 28.08.2020). Аукцион признан несостоявшимся. На просьбу о безвозмездной передаче в собственность Администрации Садовского сельсовета сооружения - теплотрассы общей протяженностью 2088 м., расположенной по адресу: Курганская область, Кетовский район, с.Садовое, земельного участка, площадью 3600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №), объектов, находящихся на земельном участке, в том числе здания газовой котельной модульного типа, общей площадью 133,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, с находящемся в ней оборудованием последовал отказ. Администрация Садовского сельсовета не приняла участие в данном аукционе, так как считает стоимость, указанную АО «РФК» завышенной. 29 сентября 2020 года Администрацией Кетовского района в адрес АО «РФК» направлено письмо (исх. №5574) с просьбой согласовать дату и время проведения совещания по вопросу выкупа котельной, которое планировалось провести в период с 5 октября по 16 октября 2020 года. Ответа на указанное письмо от АО «РФК» не последовало. Администрацией Садовского сельсовета принято Постановление Администрации Садовского сельсовета № 50 от 18 сентября 2020 года «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое» (далее - Постановление). В качестве правового основания в упомянутом Постановлении сделана ссылка на Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также Закон Курганской области от 12.11.1996 № 109 «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Кроме того, основанием для данного Постановления послужило заседание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Садовского сельсовета (протокол № 1 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Садовского сельсовета от 18.09.2020), в ходе которого Главе Администрации Садовского сельсовета рекомендовано ввести на территории с. Садовое режим функционирования «Повышенная готовность». В последствии внесены изменения в указанное Постановление. В п. 19 Постановления Администрации Садовского сельсовета №56 от 29 сентября 2020 года «О внесении изменения в постановление Администрации Садовского сельсовета от 18 сентября 2020 года №50 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое» определен срок действия режима функционирования «Повышенная готовность». Постановлением Администрации Садовского сельсовета № 61 от 19 октября 2020 года «О продлении срока действия режима функционирования «Повышенная готовность» указанный ранее срок продлен до 21 декабря 2020 года. На основании указанного Постановления определен перечень имущества, принадлежащего АО «РФК» и необходимого для обеспечения бесперебойного теплоснабжения в период действия режима повышенной готовности, и порядок использования этого имущества. Постановлением Администрации Садовского сельсовета от 1 октября 2020 года №59 «О внесении изменений в постановление Администрации Садовского сельсовета от 18.09.2020 №50 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое» внесены изменения в Постановление Администрации Садовского сельсовета от 18 сентября 2020 года № 50 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое» п. 1 Постановления изложен в новой редакции. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Согласно п.7 ст.1 Закона Курганской области от 25.12.2014 №108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Курганской области закреплены вопросы местного значения в области участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии с пунктом 24 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794, при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций органами местного самоуправления вводится режим повышенной готовности. Следовательно, при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации органы местного самоуправления вправе вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также самостоятельно организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на ликвидацию возникшей чрезвычайной ситуации. Полагает, что оспариваемое Постановление издано в пределах компетенции Администрации Садовского сельсовета. Подпунктом «и» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закона № 68-ФЗ) установлено право органов местного самоуправления самостоятельно вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Согласно статье 1 Закона 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. По правилам части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 4). В соответствии со ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельского поселения Курганской области относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Распоряжением Администрации Кетовского района от 9 июня 2020 года № 190-р в целях обеспечения своевременной и качественной подготовки объектов топливно-энергетического ресурса, расположенных на территории Кетовского района (в который входит МО Садовский сельсовет) создана комиссия по подготовке и оценке готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства и жилищного фонда к отопительному периоду 2020-2021 годов и утверждена программа проведения оценки готовности теплоснабжающих предприятий и потребителей тепловой энергии к отопительному сезону 2020-2021 гг. Согласно акту проверки готовности к отопительному периоду 2020-2021 гг. от 28 августа 2020 года котельная, расположенная по адресу: <адрес> не готова к отопительному периоду 2020 - 2021 гг. Таким образом, на дату принятия оспариваемого решения о введении режима функционирования «Повышенная готовность» имелась реальная угроза срыва отопительного периода и наступления чрезвычайной ситуации в связи с неготовностью котельной, расположенной по адресу: <адрес> к отопительному периоду 2020 - 2021 гг. Просят в удовлетворении исковых требований АО «РФК» к Администрации Садовского сельсовета о признании Постановления Администрации Садовского сельсовета от 18 сентября 2020 года №50 от 18 сентября 2020 года «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое», Постановления Администрации Садовского сельсовета № 56 от 29 сентября 2020 года «О внесении изменения в постановление Администрации Садовского сельсовета от 18 сентября 2020 года №50 «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» недействительными отказать в полном объеме.
Глава администрации Садовского сельсовета Кетовского района Курганской области Бородина Н.А. в судебном заседании пояснила, что 02.10.2020 ими было произведено вскрытие котельной, оборудование которой передано в МУП «Родник», заключен договор на поставку газа и электричества и уже 05.10.2020 начала функционировать котельная, отопительный сезон начался немного с опозданием.
Представитель заинтересованного лица ООО «Газпром межрегионгаз Курган» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель заинтересованного лица МУП «Родник» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в заявлении просила рассмотреть дело без ее участия, возражает против административных исковых требований. Ранее участвуя в судебном заседании директор МУП «Родник» Бычкова О.М., действующая на основании распоряжения, позицию ответчика поддерживает, полагала, что права МУП «Родник» не затронуты.
Представитель заинтересованного лица ООО «Уральская энергия» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель заинтересованного лица Акционерное общество «Сибирско-Уральская энергетическая компания» АО «СУЭНКО» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, о причинах неявки не уведомил. Ранее участвуя в судебном заседании представитель Абалин А.А., действующий на основании доверенности, разрешение административных исковых требований оставил на усмотрение суда. Пояснил, что спорным Постановлением было указано обеспечить бесперебойную подачу электроэнергии и выполнить технологическое присоединение, которое и было выполнено ими. Спорное постановление не нарушает права АО «СУЭНКО».
Суд с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относит участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п.8 ч.1 ст.14 Закона).
В соответствии со ст. 1 Закона Курганской области от 25.12.2014 № 108 «О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» к вопросам местного значения сельского поселения Курганской области относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 7 ст. 1 указанного закона за сельскими поселениями Курганской области закреплены вопросы местного значения в области участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Также частью 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относит следующие: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду (пункт 4).
Согласно статье 4 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
В силу ч.6 ст.11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Подпунктом «и» пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено право органов местного самоуправления самостоятельно вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 1 указанного закона чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Режим функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.7 ст.4.1 Закона).
Согласно пункту 2 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» решениями руководителей органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов управления и сил единой системы может устанавливаться режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.
Решениями руководителей органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил единой системы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации; б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации; в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации; г) перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации; д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководители органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения (п.25 Постановления).
В силу п.28 указанного Постановления основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются в режиме повышенной готовности усиление контроля за состоянием окружающей среды, мониторинг опасных природных явлений и техногенных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирование чрезвычайных ситуаций, а также оценка их социально-экономических последствий; введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления; непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о чрезвычайных ситуациях; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях; уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов; приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
Установлено, что 15.06.2020 Администрацией Садовского сельсовета Кетовского района Курганской области получено уведомление от ООО «Уральская энергия» о невозможности подготовки к отопительному сезону 2020-2021 г.г. на территории <адрес>, в связи с расторжением собственником имущества (теплотрассы общей протяженностью 2088 м., расположенной по адресу: <адрес>, земельного участка, площадью 3600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, здание газовой котельной модульного типа, общей площадью 133,4 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, с находящемся в ней оборудованием) - АО «РФК» договоров аренды оборудования.
25.06.2020 ответчиком и администрацией Кетовского района Курганской области в адрес административного истца и ООО «Уральская энергия» направлены требования о приостановлении вывода из эксплуатации котельной в с.Садовое Кетовского района Курганской области сроком на три года.
АО «РФК» дан ответ, согласно которому АО «РФК» не намерено выводить из эксплуатации принадлежащие ему источники тепловой энергии, однако не может самостоятельно осуществлять эксплуатацию объектов теплоснабжения, ввиду отсутствия разрешения на указанный вид деятельности.
10.08.2020 администрацией Садовского сельсовета в адрес АО «РФК» направлено письмо с просьбой АО «РФК» выставить имущество, находящееся в его собственности, необходимое для обеспечения теплоснабжения потребителей на территории с. Садовое Кетовского района Курганской области на торги в форме аукциона или конкурса, либо передать в собственность Администрации Садовского сельсовета безвозмездно.
На указанное письмо от АО «РФК» поступило уведомление о проведении процедуры торгов по продаже котельной и оборудования в с.Садовое, Кетовского района Курганской области (исх.180 от 28.08.2020). Аукцион признан несостоявшимся. На просьбу о безвозмездной передаче в собственность Администрации Садовского сельсовета сооружения – теплотрассы, земельного участка и объектов, находящихся на нем, в том числе здания газовой котельной модульного типа, с находящемся в ней оборудованием последовал отказ.
Администрация Садовского сельсовета не приняла участие в данном аукционе, поскольку считает стоимость, указанную АО «РФК» завышенной.
29.09.2020 Администрацией Кетовского района в адрес АО «РФК» направлено письмо с просьбой согласовать дату и время проведения совещания по вопросу выкупа котельной, которое планировалось провести в период с 5 октября по 16 октября 2020 года. Ответа на указанное письмо от АО «РФК» не последовало.
Согласно протоколу №1 заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации Садовского сельсовета от 18.09.2020 в связи с прекращением эксплуатации газовой котельной, расположенной по адресу: <адрес>, а также эксплуатации тепловых сетей собственником имущества АО «РФК», ввиду отсутствия альтернативных источников теплоснабжения, в связи с предупреждением чрезвычайной ситуации и обеспечением подготовки к отопительному сезону на повестке дня поставлены вопросы: введение на территории с.Садовое режима функционирования «Повышенная готовность», а также создание оперативного штаба по недопущению возникновения чрезвычайной ситуации. Принято решение: рекомендовать Главе Администрации Садовского сельсовета ввести на территории с. Садовое режим функционирования «Повышенная готовность», создать оперативный штаб по недопущению возникновения чрезвычайной ситуации в следующем составе: руководитель штаба - глава Садовского сельсовета; начальник отдела ЖКХ и транспорта Администрации Кетовского района (по согласованию); первый заместитель Главы Кетовского района по строительству и ЖКХ (по согласованию).
Администрацией Садовского сельсовета принято Постановление № 50 от 18 сентября 2020 года «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое», согласно которому на территории Садовского сельсовета Кетовского района Курганской области с 08 час. 18.09.2020 вводится режим функционирования «Повышенная готовность» с определением границ возможной чрезвычайной ситуации, назначением руководителя работ по недопущению возникновения чрезвычайной ситуации, создании оперативного штаба (пп.1-4).
Согласно данному постановлению (пп.5-6) на главу сельсовета возложена обязанность немедленно направить в адрес генерального директора АО «РФК» письмо о необходимости передачи имущества, находящегося в собственности АО «РФК», в администрацию Садовского сельсовета, а генеральному директору АО «РФК» указано в целях недопущения чрезвычайной ситуации, связанной с отсутствием возможности в дальнейшем осуществлять централизованное отопление жилого фонда и социальных объектов, предприятий в с.Садовое, на передачу по акту приема-передачи имущества, находящегося в собственности АО «РФК», необходимого для теплоснабжения с. Садовое, с целью организации отопительного периода 2020-2021 гг. в срок до 25.09.2020.
В целях недопущения человеческих жертв, причинения ущерба здоровью людей, значительных материальных потерь и нарушений жизнедеятельности общества администрации Садовского сельсовета, как уполномоченному органу по распоряжению муниципальным имуществом с. Садовое, указано о передачи имущества, находящегося в собственности АО «РФК» в МУП «Родник», и принятии последним указанных объектов теплоснабжения по акту приему-передачи с целью начала незамедлительной подготовки к проведению отопительного периода 2020-2021 гг. в срок до 25.09.2020 (пп.7-8).
На ООО «Газпром межрегионгаз Курган» возложена обязанность по обеспечению поставки газа на котельную, а на АО «СУЭНКО» - провести техническое присоединение котельной по адресу: <адрес> в срок с 25.09.2020 (пп.9-10).
Постановлением администрации Садовского сельсовета № 56 от 29.09.2020 внесены изменения в постановление № 50 от 18 сентября 2020 года «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое», согласно которым ввиду прекращения эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей АО «РФК», ООО «Уральская энергия» в с. Садовое, во избежание возникновения негативных последствий вследствие низких температур, неблагоприятных для проживания и осуществления учебного процесса, с целью недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной угрозой жизни и здоровью граждан, существенным нарушением условий их жизнедеятельности, срыва отопительного сезона, отсутствия альтернативных источников теплоснабжения с 08 час. 18.09.2020 введен режим функционирования «Повышенная готовность», для управления создан постоянно действующий оперативный штаб с указанием его состава, утвержден перечень имущества, принадлежащего АО «РФК», необходимого для обеспечению теплоснабжения потребителей на территории с. Садовое (приложение № 1) (пп.1-4).
АО «РФК», ООО «Уральская энергия», как организациям, владеющим и эксплуатирующим теплоснабжающий объект - котельная, расположенная по адресу: <адрес>, состоящий в схеме тепловой сети центральной котельной с. Садовое, обеспечить подачу тепловой энергии от котельной в сети теплоснабжения <адрес> незамедлительно (п.5).
В случае несоблюдения АО «РФК», ООО «Уральская энергия» требований, обозначенных п.5 настоящего постановления, для обеспечения теплоснабжения потребителей на территории с.Садовое Кетовского района Курганской области Администрации Садовского сельсовета принять имущество, указанное в Приложении 1, также объекты, оборудование и имущество, указанное в акте обследования имущества, составленного по форме согласно Приложению 3, составленного по результатам обследования и инвентаризации имущества рабочей группой, находящееся в собственности АО «РФК», на период действия режима функционирования «Повышенная готовность» (п.6).
Для проверки готовности объектов теплоснабжения создать рабочую группу по обследованию и инвентаризации объектов, оборудования и имущества, принадлежащего АО «РФК», необходимого для обеспечения теплоснабжения потребителей на территории с. Садовое Кетовского района Курганской области и утвердить ее состав согласно Приложению 2. Рабочей группе не позднее двух дней, следующих за днем опубликования настоящего постановления и уведомления о принятом решении собственника имущества АО «РФК», произвести инвентаризацию объектов, оборудования и имущества, принадлежащих АО «РФК», необходимых для обеспечения теплоснабжения потребителей на территории с. Садовое в условиях режима функционирования «Повышенная готовность», передаваемого Администрации Садовского сельсовета, оценить состояние имущества, определить перечень работ, необходимых для запуска котельной в с. Садовое Кетовского района Курганской области. Рабочей группе, по итогам инвентаризации, составить акт о состоянии имущества, по форме согласно Приложения 3, произвести расчет стоимости, необходимых для работы котельной в с. Садовое Кетовского района Курганской области, топлива и электроэнергии (пп.7-9).
Администрации Садовского сельсовета передать имущество, находящееся в собственности АО «РФК», в МУП «РОДНИК» по акту приема-передачи на период действия режима функционирования «Повышенная готовность» (п.10).
МУП «РОДНИК» принять имущество, находящееся в собственности АО «РФК» от Администрации Садовского сельсовета с целью начала незамедлительной подготовки к обеспечению теплоснабжения потребителей на территории с.Садовое Кетовского района Курганской области. МУП «РОДНИК» создать условия для запуска котельной. МУП «РОДНИК» принять меры к сохранности тепловых сетей, котельной и оборудования (пп. 11-13).
ООО «Газпром межрегионгаз Курган» обеспечить поставку природного газа для обеспечения бесперебойной работы котельной по адресу: <адрес>. АО «СУЭНКО» обеспечить подачу электрической энергии для обеспечения бесперебойной работы котельной по адресу: <адрес> (пп.14-15).
Срок действия определенных настоящим постановлением мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается до 19 октября 2020 года (п.19).
Постановлением администрации Садовского сельсовета №59 от 01.10.2020 внесены следующие изменения в постановление № 50 от 18 сентября 2020 года «О введении режима функционирования «Повышенная готовность» на территории села Садовое»: Ввести на территории Садовского сельсовета Кетовского района Курганской области с 8:00 часов 18 сентября 2020 года режим функционирования «Повышенная готовность» органов управления, сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории Садовского сельсовета по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с подготовкой к отопительному сезону 2020-2021 гг.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением АО «РФК» указывает на то, что постановление №50 от 18.09.2020 не было отменено, однако издано новое постановление с той же датой и тем же номером о введении режима функционирования «Повышенной готовности» на территории села Садовое.
Из анализа обжалуемых постановлений следует, что постановлениями № 56 и 59 вносились изменения в постановление №50 от 18.09.2020, таким образом вывод административного истца об одновременном действии нескольких актов, ошибочен.
Довод истца об отсутствии в постановлениях указаний об основаниях для введения режима повышенной готовности, так же не нашел своего подтверждения, поскольку в указанных актах администрации Садовского сельсовета содержится информация о необходимости введения такого режима функционирования в целях недопущения чрезвычайной ситуации, связанной с отсутствием возможности в дальнейшем осуществлять централизованное отопление жилого фонда и социальных объектов, предприятий в с. Садовое, необходимого для теплоснабжения села с целью организации отопительного периода 2020-2021 гг., а также во избежание возникновения негативных последствий вследствие низких температур, неблагоприятных для проживания и осуществления учебного процесса, с целью недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной угрозой жизни и здоровью граждан, существенным нарушением условий их жизнедеятельности, срыва отопительного сезона, отсутствия альтернативных источников теплоснабжения (постановления № 50, № 56).
Кроме того, в редакции постановления № 59 от 01.10.2020 содержится указание на введение режима повышенной готовности органов управления, сил и средств муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации на территории Садовского сельсовета (п.1), а также присутствует указание на период введения такого режима функционирования (в ред. постановления № 56 от 29.09.2020, п. 19).
В силу ч.11 ст.226 КАС РФ административным ответчиком в ходе рассмотрения дела доказано, что администрацией Садовского сельсовета при принятии постановления № 50 от 18.09.2020 с последующими редакциями соблюдены требования нормативных правовых актов, касающиеся полномочий на принятие оспариваемого решения, порядка принятия и основания для принятия оспариваемого решения. Содержание оспариваемых актов соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения в области режима функционирования повышенной готовности.
Административным истцом также заявлено о нарушении оспариваемыми актами его права собственности на объекты теплоснабжения, требование о передаче которых содержится в пп.6-8 постановлений.
Суд, проанализировав представленные документы, приходит к выводу об отсутствии нарушений прав административного истца, поскольку имущество АО «РФК», указанное в Приложении № 1 постановления № 50 от 18.09.2020 (в редакции постановления № 56 от 29.09.2020) из владения административного истца не выбывало, а использование такого имущество было необходимо в целях недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной угрозой жизни и здоровью граждан, существенным нарушением условий их жизнедеятельности, связанной с отсутствием возможности в дальнейшем осуществлять централизованное отопление жилого фонда, социальных объектов и предприятий в с. Садовое, необходимого для теплоснабжения села с целью организации отопительного периода 2020-2021 гг.
Кроме того, суд учитывает, что в настоящее время теплоснабжение на территории с.Садовое Кетовского района Курганской области осуществляется, Администрацией Садовского сельсовета Кетовского района Курганской области принимаются в пределах компетенции необходимые меры для недопущения возникновении на территории с.Садовое чрезвычайной ситуации в системе жизнеобеспечения сельского поселения в связи со срывом отопительного сезона в с. Садовое. Режим функционирования «Повышенная готовность» продлен до 21.12.2020 (постановлением от 19.10.2020 № 61).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Акционерного общества «РФК» к Администрации Садовского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании незаконным постановлений, их отмене отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 16 декабря 2020 года.
Судья Ю.Б. Закирова