Судья Маркин Э.А. Дело № 33а-5715/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Варламовой Е.А., Редченко Е.В.,
при секретаре Саховаровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 февраля 2018 года апелляционную жалобу Голышева А.Ю. на решение Королёвского городского суда Московской области от 27 декабря 2017 года по делу по административному исковому заявлению Голышева А. Ю. к Администрации городского округа Королёв Московской области о признании незаконным отказа в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования в заявленном месте и предложении переноса пикетирования на специально отведенное место.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
установила:
Голышев А.Ю. 27.11.2017 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации городского округа Королев Московской области о признании незаконным решения от 10.11.2017 об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме пикетирования в заявленном месте и предложении переноса публичного мероприятия на специально отведенное место.
В обоснование заявленных требований указал, что предусмотренные законом основания к отказу в согласовании проведения 12.11.2017 пикетирования по указанному в уведомлении от 07.11.2017 адресу отсутствовали; предложение перенести пикетирование в другое место являлось немотивированным, не вызывалось необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан.
Решением Королевского городского суда Московской области от 27 декабря 2017 года административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Голышев А.Ю. просит об отмене данного решения, ссылаясь на неверную оценку судом фактических обстоятельств дела, недоказанность выводов суда, ошибочное истолкование материального закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени апелляционного разбирательства извещались надлежащим образом, в судебное заседание не явились; учитывая положения ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В статье 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
В целях обеспечения реализации указанного права принят Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ).
Статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (часть 1.1 статьи 8 Закона).
При этом в силу пункта 1.2 указанной выше статьи в случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 5.1 Закона Московской области от 22.07.2005 N 197/2005-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Московской области" проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, наряду с местами, установленными частью 2 статьи 8 Федерального закона, в зданиях и на территориях образовательных организаций, медицинских, физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, на детских и спортивных площадках, если проведение указанных публичных мероприятий мешает их нормальному функционированию.
По смыслу вышеприведенных норм, закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых возможно проведение публичного мероприятия; компетентному органу при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить возможность и безопасность его проведения в заявленном месте в каждом конкретном случае.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Как неоднократно разъяснял Конституционный Суд Российской Федерации, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами (Постановление от 15.01.1998 № 2-П, Постановление от 18.02.2000 № 3-П, Определение от 02.04.2009 № 484-О-П, Определение от 01.06.2010 № 705-О-О).
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что Голышев А.Ю. как организатор публичного мероприятия 07.11.2017 уведомил Администрацию городского округа Королев Московской области о проведении 12.11.2017 с 12:00 до 15:00 часов публичного мероприятия – пикетирования с числом участников до 5 человек с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции в форме куба; цель мероприятия – информирование граждан о мнении гражданина РФ Навального А.А. о социально-экономической ситуации в России и необходимых мерах по противодействию коррупции; в уведомлении Голышев А.Ю. обозначил место проведения пикетирования – площадка перед ТЦ «Гелиос» по адресу: <данные изъяты>А (л.д. 9).
10.11.2017 администрация городского округа письменно (исх. <данные изъяты>) предложила Голышеву А.Ю. изменить место проведения мероприятия и провести его на выбор по адресам: <данные изъяты>.
Основанием к отказу в согласовании обозначенного в уведомлении места проведения публичного мероприятия послужило то обстоятельство, что в данном месте не могла быть обеспечена безопасность как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время: площадка перед торговым центром «Гелиос» (<данные изъяты>) представляет собой ограниченную территорию (тротуар и парковка автомобилей), соответственно, проведение заявленного Голышевым А.Ю. публичного мероприятия в течение трех часов с использованием сборно-разборной конструкции могло создать помехи интенсивному движению пешеходов, посетителей торгового центра, отвлечь внимание водителей транспортных средств при движении (маневрировании).
В свою очередь, предложенные альтернативные места проведения публичного мероприятия (площадки перед культурно-спортивными учреждениями г. Королева) никоим образом не ограничивали право участников пикетирования на свободу выражения своей общественно-политической позиции, не препятствовали достижению цели проведения запланированного публичного мероприятия (информирование граждан об определенных обстоятельствах), - объекты по вышеуказанным адресам являются местами массового посещения граждан.
Разрешая возникший спор и отклоняя административный иск Голышева А.Ю., суд первой инстанции обоснованно учел, что в соответствии с предоставленными полномочиями и требованиями закона органом местного самоуправления было в установленном порядке рассмотрено уведомление от 07.11.2017 о проведении публичного мероприятия. По результатам рассмотрения поступившего уведомления административным ответчиком в адрес организатора пикетирования было направлено письменное мотивированное предложение об изменении места проведения публичного мероприятия в связи тем, что заявленное в уведомлении место проведения публичного мероприятия не отвечает требованиям обеспечения безопасности граждан, - как участников публичного мероприятия, так и иных лиц.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения об отклонении административного иска Голышева А.Ю.: судебный акт основан на положениях действующего законодательства и фактических обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы Голышева А.Ю. не опровергают его о правомерность, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, выводов суда и положений действующего законодательства, регламентирующего возникшие правоотношения.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 27 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░