Решение по делу № 2-1203/2018 от 01.02.2018

                Гражданское дело № 2-1203/18

публиковать

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ижевск 27 апреля 2018 года

Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,

при секретаре Шергиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сармакеева С.П. к ГУ – РО Фонда социального страхования РФ по УР о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за <дата> год,

У С Т А Н О В И Л:

В суд обратился истец с иском к ответчику о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за <дата> год. В обоснование исковых требований указано, что истец является инвалидом третьей группы в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанной с аварией на Чернобыльской АЭС. <дата>. обратился за в ГУ – РО ФСС РФ по УР с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в <дата> году, был поставлен на учет для получения путевки, однако до <дата>. не был обеспечен путевкой. Считает незаконными действия ответчика по непредоставлению путевки, поскольку законодательством о социальной защите инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС предусмотрено право на возмещение вреда, причиненного их здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставление мер социальной поддержки, в том числе, бесплатное ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением, что является нарушением его прав как инвалида.

Просит обязать ответчика предоставить истцу путевку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями за <дата> год.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований, ссылаясь на доводы иска. Пояснил, что ранее в <дата> году был обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение. Считает, что будучи инвалидом, вправе получить путевку вне очереди, бездействие ответчика по непредоставлению путевки нарушает его социальные права.

В судебном заседании представитель ответчика Соломин Д.Г., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, ссылаясь на доводы письменного отзыва, ранее приобщенного к материалам дела. Как следует из данного отзыва, ГУ - РО ФСС РФ по УР с <дата>. осуществляет часть полномочий Российской Федерации, в том числе, по оказанию государственной социальной помощи по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение. В соответствии с Административным регламентом предоставления ФСС РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, началом процедуры оказания государственной услуги по предоставлению путевки является обращение гражданина с заявлением о предоставлении путевки с подтверждением документа о нуждаемости в данном лечении при этом, путевки предоставляются гражданам в порядке очередности, в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на эти цели. Истец поставлен на учет по обеспечению санаторно-курортным лечением <дата>., по состоянию на <дата> стоит в очереди под номером . На сайте ГУ – РО ФСС РФ по УР установлен сервис для отслеживания номера в очереди на получение путевки. Поскольку до настоящего времени путевки по заявлению истца от <дата>. не была предоставлена, у истца сохраняется право на ее получение в порядке очередности и в соответствии с медицинскими показаниями. Законом не определены категории граждан, имеющие право на льготное (внеочередное) обеспечение санаторно-курортным лечением, предоставление путевки гражданину в приоритетном порядке, без учета ранее поданных заявлений от других граждан, является грубым нарушением их прав на получение государственной социальной помощи. Пояснил также, что срок предоставления путевки нормативно не определен, путевки выделяются в пределах лимитов бюджетных средств. Не оспаривал, что в настоящее время имеется задолженность по обеспечению граждан путевками.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, письменный отзыв, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация провозглашена как социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статьей 10 Федерального Закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом №178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» (далее – ФЗ №178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 ФЗ №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Статьей 6.7 ФЗ №178-ФЗ установлено, что лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в соответствии с главой 2 указанного Закона. Порядок обращения лиц, указанных в абзаце первом указанной статьи, за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав набора социальных услуг включается согласно п.1.1 ч.1 ст.6.2 ФЗ №178-ФЗ предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Из материалов дела следует, что Сармакеев С.П. является инвалидом <данные скрыты> группы в связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы, связанным с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Согласно удостоверению серии Б , выданному <дата>. МО «Администрация Октябрьского района г.Ижевска», истец имеет право на компенсации и льготы, установленные законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

<дата> истец обратился к ответчику с заявлением на получение путевки на санаторно-курортное лечение в <дата>, в связи с чем был поставлен на учет на обеспечение санаторно-курортным лечением.

Как следует из письменного отзыва представителя ответчика, по состоянию на <дата> номер заявки истца в очереди .

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в статье 6.1 ФЗ №178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №328 от 29.12.2004 года утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

П.3.3 вышеуказанного Порядка установлено, что организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки (форма №070/у) сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №271н от 27.03.2012 года утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Частью 3 ст. 6.5 ФЗ №178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №864 от 29.12.2004г.), финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч.3 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации №686-О от 03.04.2014г.).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 ФЗ №178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Положение ч.2 ст.6.3 ФЗ №178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, суд основывается на нормах материального права, а именно: ч.5 ст.6.3, ч.1 ст.6.4, ч.3 ст.6.5 ФЗ №178-ФЗ, п.п. 3.1, 3.3, 3.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №328 от 29.12.2014г.), п.п. 1, 4, 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации №864 от 29.12.2004г.), и на основании их системного анализа считает, что непредоставление ответчиком истцу путевки на санаторно-курортное лечение в <дата> году не следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи, принимая во внимание права иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования.

Кроме того, судом также учитывается, что в <дата> году истец реализовал свое право на получение данной меры социальной поддержки: как пояснил сам истец в судебном заседании, в <дата> году ему была предоставлена санаторно-курортная путевка, ранее также был обеспечен путевками.

При таких обстоятельствах, исходя из заявленных предмета и оснований исковых требований, суд не находит основания для удовлетворения исковых требований Сармакеева С.П. к ГУ – РО Фонда социального страхования РФ по УР о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за <дата> год.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сармакеева С.П. к ГУ – РО Фонда социального страхования РФ по УР о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за <дата> год – оставить без удовлетворения.

        Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.

Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2018 года.

Судья:                                 Н.В.Дергачева

2-1203/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Сармакеев Семен Петрович
Сармакеев С. П.
Ответчики
ГУ- РО Фонда социального страхования РФ по УР
Суд
Первомайский районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Дергачева Наталья Валерьевна
Дело на сайте суда
pervomayskiy.udm.sudrf.ru
01.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2018Передача материалов судье
01.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.03.2018Предварительное судебное заседание
27.04.2018Судебное заседание
14.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.05.2020Предварительное судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее