Решение по делу № 33а-1684/2019 от 11.06.2019

Судья Князева Д.А. Дело № 33а-1684/2019

Докладчик Качура И.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2019 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Крылова Н.А.,

судей Качура И.О., Лихачевой С.А.,

при секретаре Новоселовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Троянова О.в. к Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска об оспаривании отказа в формировании земельного участка под многоквартирным домом, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав

по апелляционной жалобе Департамента землепользования города Южно-Сахалинска на решение Южно-Сахалинского городского суда от 23 апреля 2019 года, которым административный иск удовлетворен.

Признан незаконным отказ Департамента землепользования города Южно-Сахалинска, изложенный в письме от 07 декабря 2018 года , в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес> по заявлению Троянова О.В.

На Департамент землепользования города Южно-Сахалинска возложена обязанность провести работы по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>, а также по постановке данного земельного участка на кадастровый учет в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Изучив представленные материалы, заслушав доклад судьи Качура И.О., объяснения представителя Департамента землепользования города Южно-Сахалинска Наймушиной Т.В., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, представителя административного истца Ракова И.А., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

05 марта 2019 года Троянов О.В. обратился в суд с настоящим иском, в обоснование требований указал, что являясь собственником квартиры в многоквартирном жилом доме <адрес>, подал в Департамент землепользования г. Южно-Сахалинска заявление о формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом и постановке его на кадастровый учет. 07 декабря 2018 года административным истцом получен отказ в формировании земельного участка, ввиду отсутствия разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта межевания территории. Полагая нарушенными свои права и законные интересы, Трояновым О.В. заявлены требования о признании отказа Департамента землепользования г. Южно-Сахалинска в формировании земельного участка под многоквартирным домом по <адрес> незаконным, возложении обязанности на административного ответчика провести работы по формированию земельного участка под указанным многоквартирным домом и постановке участка на кадастровый учет в течение трех месяцев с момента вынесения решения суда.

В судебном заседании представитель административного истца Раков И.А. требования поддержал, представитель Департамента землепользования г. Южно-Сахалинска Наймушина Т.В. в удовлетворении административного иска просил отказать.

Судом вынесено приведенное решение, которое Департамент землепользования города Южно-Сахалинска в апелляционной жалобе просит отменить. Ссылаясь на подпункт 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, полагает, что формирование земельного участка под многоквартирным домом осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Учитывая, что проект межевания данной территории не разработан, оснований для удовлетворения административного иска не имелось. Считает, что возложив на Департамент землепользования города Южно-Сахалинска обязанность по формированию земельного участка, суд подменил собой уполномоченный орган, проигнорировав установленный порядок формирования земельного участка под многоквартирным домом.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Раков И.А. просит оставить решение суда без изменения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя требования Троянова О.В., суд исходил из того, что отсутствие утвержденного проекта планировки территории с проектом межевания западного района г. Южно-Сахалинска не является основанием для отказа собственнику жилого помещения в многоквартирном доме в реализации его права на формирование земельного участка.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, полагая его основанным на правильном установлении обстоятельств по делу и применении норм материального права.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), в Постановлении от 28 мая 2010 года № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), а в Федеральном законе от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного федерального закона).

Из частей 2 - 5 статьи 16 указанного федерального закона (с учетом разъяснений, приведенных в пунктах 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав») следует, что в случае, когда земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Следовательно, переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме связан с завершением процесса формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В данном случае собственник жилого помещения в многоквартирном доме как законный владелец земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет право требовать устранения всяких нарушений прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (пункт 67 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации).

В силу части 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 12-П).

При этом отсутствие утвержденного проекта планировки территории не является поводом к отказу собственнику жилого помещения в реализации его права на формирование земельного участка.

В соответствии с решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 28 сентября 2016 года Департамент землепользования города Южно-Сахалинска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Южно-Сахалинска, который осуществляет формирование земельного участка многоквартирного дома и постановку его на кадастровый учет.

С учетом изложенного, отказ Департамента землепользования г. Южно-Сахалинска в формировании земельного участка не основан на требованиях вышеприведенных законоположений, влечет нарушение прав и законных интересов административного истца.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом судебного разбирательства, не могут быть признаны состоятельными и не отнесены в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 23 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента землепользования города Южно-Сахалинска - без удовлетворения.

Председательствующий Крылов Н.А.

Судьи Качура И.О.

Лихачева С.А.

33а-1684/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Троянов Олег Вячеславович
Ответчики
ДЗП г.Южно-Сахалинска
Другие
Васильева Л.В.
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Качура Ирина Олеговна
Дело на странице суда
oblsud.sah.sudrf.ru
17.06.2019Передача дела судье
11.07.2019Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее